Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкур-ции и недобр. конкур. Формы недобр. конкур-ции и отв-сть за нее




60.

57.

Меры опер. воздействия.

Формы имущественной ответственности.

Возмещение убытков, Уплата неустойки, Комбинированная

Неустойка (штраф, пеня) – определенная з-ном или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кр-ру в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Штраф взыскивается однократно, а пеня – за каждый день просрочки.

Виды неустойки:

* Законная

* Договорная

С т.зр. соотношения убытков и неустойки различают:

* Исключительная неустойка – взыскивается сама неустойка, а убытки нет

* Штрафная неустойка – допускается взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки

* Альтернативная неустойка – взыскивается либо неустойка либо убытки

Зачетная неустойка – предоставление кр-ру права взыскания неустойки + убытки поверх неустойки

Это меры неимущ, хар-ра, напр. на обесп-ние исполнения обяз-стей в хоз отн-ниях.

2 группы. 1)применяем. субъектами для зашиты своих прав и интересов (отказ от принятия и оплаты некач. товара, одност. измен. или расторж. д-ра). Они основаны на взаимод. прав и обяз-стей сторон.

2) прим. гос. органом в целях пресечения нарушений, прим-ся от имени гос-ва только в рамках закона.

MOB выполи, те же ф-ции. что и санкции, но их осн. цель стимул-ние надлеж. исп-ния обяз-стей. Прим-ся до санкций (либо одновр. с ними).

 

58. В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации стандартиза­ция (нормирование) - это деятельность по установлению и при­менению норм, правил и характеристик (в дальнейшем -требова­ния) в целях обеспечения;

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

единства измерений;

безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска воз­никновения природных и техногенных катастроф, других чрезвы­чайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности государ­ства.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:

государственные стандарты Республики Беларусь (далее -
государственные стандарты);

государственные строительные нормы Республики Беларусь
(далее - строительные нормы);

государственные классификаторы технико-экономической
информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

отраслевые нормативные документы по стандартизации;

стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования;

технические условия.

Государственные стандартыустанавливают два вида требо­ваний к качеству товаров:

1) обязательные для применения всеми органами государ­ственного управления и субъектами хозяйствования. Сюда входят требования, устанавливаемые государ­ственными стандартами для обеспечения безопасности продук­ции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и иму­щества граждан, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.

2) необязательныедля всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовите­лем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации.

Государственные стандарты являются нормативными правовы­ми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблю­дению на всей территории Республики Беларусь.

Стандарты отраслейразрабатываются на продукцию отрас­левого значения. Стандарты отраслей разрабатываются и утверж­даются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм. • Стандарты предприятийразрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не долж­ны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.

Технические условияразрабатываются и утверждаются субъек­тами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установ­ленных в этих стандартах, но в соответствии с последними.

В целях обеспечения широкого применения субъектами пред­принимательской деятельности всех"форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, утвер­ждено «Положение о Национальном фонде Стандартов». Национальный фонд стан­дартов представляет собой совокупность нормативных докумен­тов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, вклю­чающих:

Держателем Национального фонда стандартов является Коми­тет по стандартизации, которому принадлежит также исключитель­ное право официального опубликования нормативных докумен­тов в области стандартизации.

Существуют и международные стандарты.

59. Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству про­дукции, важное значение имеет состояние средств измерений ее различных параметров. Другими словами, необходимо обеспече­ние единства измерений для сопоставления их результатов,- вы­полненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств.

Единство измерений обеспечивают государственные метроло­гические службы и метрологические службы субъектов хозяйство­вания в соответствии с требованиями и нормами, установленны­ми нормативными документами, действующими в Республике Бе­ларусь.

Основу законодательной метрологии и обеспечение единства измерений устанавливает Закон «Об обеспечении единства измерений»

Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные едини­цы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендован­ной Международной организацией законодательной метрологии

Все средства измерений подлежат Государственному метро­логическому надзору, который представляет собой деятельность органов государственной метрологической службы по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений,

В соответствии с ч.1 ст. 113акона об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:

- государственные испытания средств измерений;

- утверждение типа средств измерений;

- метрологическая аттестация средств измерений;

- поверка средств измерений;

- проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также
порядок его проведения устанавливается Комитетом по стандар­тизации.

Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств изме­рений, не прошедших государственных испытаний или метроло­гической аттестации, в результате которой устанавливаются мет­рологические свойства средств измерений и выдается документ с указанием полученных данных. В результате проверки средств измерений определяется и подтверждается их соответствие уста­новленным требованиям. Положительные результаты метрологи­ческой аттестации (проверки) удостоверяются клеймением сред­ства измерения, отметкой в паспорте или формуляре либо выда­чей свидетельства.

Правила и порядок проведения метро­логического контроля устанавливаются субъектом хозяйствования.

виды метрологического контроля:

1.испытания средств измерений; 2.метрологическая аттестация средств измерений; 3.поверка средств измерений; 4.проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

Все средства измерений могут использоваться только при ус­ловии прохождения метрологического надзора и метрологическо­го контроля и подлежат государственным испытаниям с утверж­дением их типа.

 

61. Как известно, главные факторы, формирующие рынок, - это спрос и предложение. Основной способ установления равнове­сия между ними - цена. Цену можно рассмотреть как экономическую категорию и правовую категорию

В качестве экономической категории цена представляет со­бой денежное выражение (форму) товара. По отношению к рабо­там и услугам употребляется термин «тариф» (далее - цена). При формулировании цены как экономической категории учитывается ее взаимосвязь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, с государством, с другими производителями, с конкуренцией, с расходами на производ­ство и т.

Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение дого­вора. Исполнение договора оплачива­ется по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), ус­тановленные или регулируемые уполномоченными на то государ­ственными орланами.

Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды:

1.В зависимости от участия государства в процессе ценообра­зования выделяются свободные и регулируемые цены. Свобод­ная цена - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена - цена, устанавливаемая соответствующими государствен­ным органами, осуществляющими регулирование ценообразова­ния, или определяемая субъектом пред.деят.

2.В зависимости от наличия контроля за применением предус­мотренного порядка ценообразования цены делятся на контро­лируемые и неконтролируемые. При этом установление контро­ля зависит от того, является цена регулируемой или свободной.
В зависимости от рынка выделяются цены оптовые и розничные. Оптовая цена уплачивается организацией розничной тор­говли производителю или оптовому посреднику. Розничная цена -цена, по которой товар продается конечному потребителю.

В зависимости от территории формирования и применения цены можно разделить на государственные и мировые. Государ­ственные формируются и применяются в соответствии с законо­дательством РБ, а мировые - на основе дан­ных биржевых котировок.

В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности, тарифы - применяются в транс­портной деятельности, сметную стоимость - в строительстве, закупочные цены - цены, применяемые в сельском хозяйстве.

 

62. государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и при­менения цен со стороны государственных органов путем приня­тия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осу­ществляться на основе способов прямого и косвенного регулиро­вания. К прямым способам относятся:

фиксирование цен.

установление предельных цен.

установление предельных торговых надбавок (скидок).Например, пре­дельный размер торговых надбавок установлен на лекарственные средства. 4)установление предельных нормативов рентабельности .
использование порядка определения и применения цен. Например, установлен порядок формирования и применения отпускных цен на продукцию произ­водственно-технического назначения, товары народного потреб­ления и тарифов на услуги, а также розничных цен;

декларирование цен

регистрация цен

Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти способы при­меняются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары.

Решение о выборе конкретного способа регулирования цен при­нимается государственными органами, осуществляющими регу­лирование ценообразования, исходя из государственных интере­сов и складывающейся социально-экономической ситуации в рес­публике

В соответствии с Законом о ценообразовании государственны­ми органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь, являются:

Департамент антимонопольной и ценовой политики, действу­ющий в структуре Минэкономики с правами юридического лица;

другие республиканские органы государственного управле­ния, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, например, Комитет государственного контро­ля Республики Беларусь, НБ, отраслевые мини­стерства; областные и Минский городской исполнительные и распо­рядительные органы.

S хоз. вправе по согласованию с покупателем устанавливать цены и тарифы на товары и услуги, если в их отношениях не применяется госуд. ценовое регулирование. Субъект вправе обжаловать решения понятые в отношении их органами гос. управления и дол. лицами по? ценообр. с нарушением законодательства.

63. Понятие и виды монополий. Моноп. деят-сть и ее формы. Термин «монополия» впервые употр. в зак-ве Др.Рима в 483 г. до н.э. и определялся как запрещенное з-ном единоличное осуществление любого вида деят-сти. Позднее в ср. века оформилась концепция недействительности монополий. Впервые регу­лирование конкурентных отношений возникло в середине XIX века в рамках зак-ва о пресечении недобро­совестной конкуренции, когда назрела необходимость в прав. регулировании методов и ср-в ведения конку­ренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации тов.-ден. отношения.

Моноп. д-сть - это противоре­чащие антимонопольному зак-ву действия (без­действие) хоз-щих субъектов, гос. ор­ганов, направлен. на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред пра­вам, свободам и закон. интересам потребителей.

Моноп. деят-сть подраздел. на монопол. д-сть субъектов хоз-ия и органов упр-ия.

Признаки: противоправность (монополистич. деят. в люб. форме запрещена зак-вом под
угрозой применения различных видов юр. отв-сти (экономич., админ., угол., гражд.); монополистич. деят-сть м.б. как активной, т.е. осущ. путем совершения д-ий, так и пассивной, т.е. осущ. путем безд-ия; специфический субъектный состав (моноп. д-сть может осущ. только субъек­тами хоз.д-сти, ее субъ­ектами не м.б. гр-не, кот. не явл. ИП); антиконкурентный хар-р (направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на тов. рынке), наносит вред как др. субъектам хоз-ия, так и потреб-лю, по­треб-сти кот. явл.осью всей предпринимат. деят-сти.

Все способы злоупотребления доминирующим положе­нием можно разделить на 4 группы: действия против конкурентной среды. Напр.,создание препятствий для доступа на рынок др. хоз-щим субъектам; ценовые манипуляции, необоснованное и преднамеренное повышение цен. Моноп. цена - цена, кот. устойчиво отклон-ся от ее возможного ур-ня на конкурентном рынке и устан-ся домини­рующим на рынке хоз-щим субъектом или всту­п. в соглашение хоз-щими субъектами в реал-ции своих эк. интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

В усл. конкурентной среды на товарном рынке да­же при отсутствии субъекта хоз-ия, занимающего доминир. положение, возможно осущ-ие мо­нопол. деят-сти. Для этого субъекты хоз-ия могут договориться осущ-ть в различных формах согласованную деят-сть, создавая для этого объединения либо заключая соглашения

Моноп. деят-сть органов уп-ия наиб. социально опасна, поск-ку она осущ-ся с использ-ем гос. властных полномочии. Выдел. след. формы: соглашения (согласованные действия) с др. субъектами хоз. д-сти; незаконное ограничение деят-сти субъектов предпринимат-ва; дискриминация субъектов предпринимат-ва; нарушение принципа свободы д-ра; создание препятствий возникновению и существова­нию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Т.о., антимоноп. орган, всесторонне оценив деяния гос. органов, может признать их монопол. деят-стью, если будут устан. все её признаки.

 

В основу комплекса гос. мер, составляю­щих антимонопольную политику, заложено общее концеп­туальное представление, согласно кот. наивысшее благосостояние гр-н достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимы­ми ими товарами и услугами на конкурентном рынке.

Сформировались 3 основных подхода к определению конкуренции: а) конкуренция как состязательность на рын­ке; б) конкуренция как элемент рыночного механизма, ко­т. позволяет уравновесить спрос и предложение; в) конкуренция как критерий, по кот. определ-ся тип отраслевого рынка.

З-н определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, при кот. их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров, на соответствующем товарном рынке.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

В зав. от степени цивилизованности субъектов: строгой, т.е. осущ-ся по заранее определенным правилам; по прецедентам; без пра­вил (недобросовестная).

Согл. З-на РБ «О проти­водействии моноп. деят. и развитии конкуренции» недобросовестная конкуренция - деяния хоз-щих субъектов, направлен. на ограничение или устранение конкуренции путем "наруше­ния прав др. хоз-щих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные ин­тересы потребителей: распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;введение в заблуждение потребителей отно­сительно хар-ра, способа, места изготовления товара и его кач-ва;незакон. использ-е товарного знака конкурента, его фирменного наимен. или маркиров­ки;реклама товара, не отвечающего треб-ям кач-­ва;искажение в рекламной информации сведений об ис­тинных св-вах товара и др.

Конкуренция как инструмент саморегулирования рынка выполняет след. ф-ции: способствует устан. равновесной цены, уравнению спроса и предложения; поддерживает общественно нормальные условия пр-ва и оборота произведенных благ; стимулирует НТП и повышает эффективность пр-ва и др.

Однако поддержание конкуренции на товарном рынке довольно сложно без вмешательства гос-ва. Одним из самых важных ср-в гос. регулир-я экономики явл. разработка и принятие актов антимо­ноп. зак-ва комплекс НПА, направлен. на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Осн. НПА, направлен­ными на развитие и содействие конкуренции, явл. З-н РБ О противо­действии моноп. деят-сти и развитии конкуренции и З-н РБ О естественных моно­полиях, кроме того, отв-сть за наруш. анти­моноп. зак-ва устан. в нормах КоАП и УК РБ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.