Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и аспекты изучения фонетики




ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Изменения звуков в речевом потоке

Ударение и интонация в русском языке

Слог как единица членения речевого потока

Классификация звуков речи

Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные единицы

ФОНЕТИКА

1.1. Фонетика. Предмет и аспекты изучения фонетики.

1.2. Фонетическое членение речи. Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц.

1.3. Фонетическая транскрипция. Принципы фонетической транскрипции.

2.1. Акустические свойства звуков речи.

2.2. Артикуляционная фонетика. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство, функции отдельных частей.

2.3. Акустические и артикуляционные различия гласных и согласных звуков.

2.4. Классификация гласных звуков русского языка.

2.5. Классификация согласных звуков русского языка.

3.1.Понятие фонетического слога. Теории слога.

3.2. Типы слогов в русском языке.

3.3. Слогораздел в русском языке.

3.4. Особенности слогоделения на стыках морфем и слов.

4.1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

4.2. Функции словесного ударения.

4.3. Безударные слова.

4.4. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

4.5. Интонация. Элементы интонации.

4.6. Функции интонации.

4.7. Понятие об интонационных конструкциях.

5.1. Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены.

5.2. Позиционная мена гласных.

5.3. Позиционная мена согласных по признаку глухости - звонкости.

5.4. Позиционная мена твердых и мягких согласных.

 

 

Фонетика (греч. phone - «звук, голос») - это учение о звуковой системе языка. Фонетика занимает особое место среди лингвистических дисциплин, потому что, в отличие от лексикологии, морфологии, синтаксиса, изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служат для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики. Следует отметить, что звуки, являясь материальными единицами, определяют материальную сторону других языковых единиц, объединяя все уровни в одно целое. Этим определяется важность изучения самих фонетических единиц и их закономерностей.
В зависимости от задач, методов и предмета исследования различают фонетику частную и общую, описательную, историческую и сопоставительную, а также экспериментальную и социофонетику.
Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая - изучает общие звуковые закономерности. Предметом описательной фонетики является фонетическая система языка в определённый период её развития. Историческая фонетика рассматривает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сходства и различия в звуковом строе нескольких языков выявляет сопоставительная фонетика. Социофонетика выявляет особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная фонетика изучает звуковые единицы с помощью экспериментов.
Звуки речи как природные материальные единицы могут рассматриваться с разных сторон: со стороны говорящего и со стороны слушающего. В связи с этим выделяют артикуляционный и акустический аспекты звуков речи. Артикуляционный (физиологический) аспект рассматривает звуки как результат артикуляции органов речевого аппарата. Акустический аспект связан с пониманием физической природы звуков речи, что создает основу для описания восприятия звуков речи слушающим. Артикуляционный и акустический подходы рассматривают фонетические единицы как материальные, но вне непосредственной связи с процессом человеческого общения. Когда же выявляется роль фонетических явлений в процессе обмена информацией, то возникает необходимость описания единиц фонетики в функциональном аспекте, или фонологическом. Рассмотрение звуков с этой точки зрения позволяет выяснить социальную значимость фонетических фактов.
При этом важно понимать, что все эти аспекты тесно связаны и взаимообусловлены.

Как и любой самостоятельный раздел языкознания, фонетика имеет свои методы изучения звуковых единиц. Наиболее старый из них, но не утративший своего значения и теперь, называется методом непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Суть данного метода заключается в том, что исследователь, вслушиваясь в свою речь и речь окружающих, делает вывод об общих чертах и особенностях отдельных звуков или групп как в артикуляционном плане, так и акустическом.
В последние десятилетия лингвисты все чаще прибегают к более точным методам - инструментальным. С помощью специальной аппаратуры звучащую речь записывают, воспроизводят и анализируют в виде спектрограмм, осциллограмм, интонограмм, что позволяет описать акустические свойства звуков речи. Звучащую речь с помощью специальных программ можно увидеть и на экране компьютера. С развитием компьютерных технологий спектр экспериментальных (инструментальных) методов расширился.
Инструментальные методы широко применяются и при изучении артикуляционной стороны звуков речи. Рентгенография профиля органов речи при произнесении изолированных звуков позволяет точнее описать место и способ образования звуков; палатограмма и искуственное нёбо (специальная пластинка с датчиком) фиксирует площадь и место смыкания языка с небом; одонтограмма уточняет место соприкосновения языка с зубами. Наблюдать за работой органов глотки и гортани помогают эндоскоп, ларингоскоп, глото- граф и др.
Не может обойтись без современных методов изучения звучащей речи и социофонетика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.