Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты изучения фонетики.




Фонетика как раздел языкознания. Цели и задачи фонетики.

Публичное и частное право.

Публичное право, по утверждениям древнеримского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к обеспечению интересов общества, государства. Сфера действия публичного права – государственное управление, межгосударственные отношения, правосудие, государственно-правовое принуждение, т.е., по сути, отношения власти и подчинения. Иными словами, публичное право – та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач.

Частное право определяется как собирательное понятие, которое означает отрасли права, регулирующие отношения в области интересов граждан, индивидуальных собственников, предпринимателей, различного рода объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и личных отношениях, в отличие от публичного права, регулирующего и охраняющего общие интересы. Проше говоря, можно определить частное право как совокупность юридических норм, регулирующих отношения частных лиц, охраняющих, обеспечивающих их интересы. Сущность частного права выражается в его принципах - независимости и автономности личности, признании защиты частной собственности, свободы договора и др.

 

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий языковые средства языка. Изучение фонетику имеет свою историю. Первым ученым по фонетике был Тредиаковский. Продолжил изучение звуков русского языка М.В.Ломоносов. Он посвятил этому вопросу несколько параграфов российской грамматики. Интересные наблюдения были сделаны Востоковым, Потебней. После 1917г. Шахматовой, Богородицкой, Ушаковым, Щербой, Пановым. А из современных ученых – Князевым, Пожарицкой.

Князев и Пожарицкая указывают на происходящую в фонетике, так и в лингвистике в целом, смену статического подхода к описанию языка, ориентированного лишь на выявление смыслоразделительных единиц, их комбинаторики, динамическим ориентированным на моделирование реальных процессов говорения и понимания. Объектом изучения фонетики должна быть текущая спонтанная речь носителей современной орфоэпической нормы.

В системе языка фонетика выступает как его низший уровень, однако, без фонетических единиц, невозможно существование более высоких уровней. Объектом изучения фонетики является система звуковых средств языка: звуки речи, слоги, ударение, интонация. Особым разделом фонетики принято считать орфоэпию.

Изучение фонетики имеет как теоретическое, так и практическое значение.



В теоретическом плане:

Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка, т.к. изучение языковой стороны языка является необходимой частью изучения самого языка.

В практическом плане:

Знание фонетики необходимо для создания алфавитов бесписьменных языков и усовершенствование алфавитов и орфографий.

Для овладения произносительной стороной языка, изучающего в качестве иностранного.

В работе логопедов

При дублировании фильма

В лингвокриминалистике.

Цели изучения фонетики – раскрыть роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой и грамматикой.

Задача фонетики состоит в том, чтобы выявить набор звуковых средств языка, определить системные отношения между ними и описать функционирование этих средств в реальных речевых актах.

В зависимости от конкретных задач звуковая сторона языка, может быть рассмотрена с разных точек зрения. В связи, с чем различают фонетику:

Общая – изучает общие закономерности, характерные для звуковой системы различных языков. Общая фонетика лежит в основе анализа любого конкретного языка, т.е. в основе частной фонетике.

Частая – рассматривает звуковую сторону лишь одного конкретного языка.

Описательная – занимается изучением фонетической системы того или иного языка, в определенный период его исторического развития (синхронная).

Историческая – изучает процессы и закономерности развития фонетической системы, определенного языка на протяжении длительных эпох (диахроническая).

Сопоставительная – занимается сопоставительным изучением звуковой стороны двух или нескольких языков.

Экспериментальная – занимается изучением звукового строя языка инструментальными методами.

Социофонетика – изучает фонетику с точки зрения социальной жизни. Она находится на стыке социологии и лингвистики.

В курсе СРЯ звуковая система русского языка рассматривается с точки зрения описательной и частной фонетики.

Звуки речи являются материальными знаками, при помощи которых осуществляется основная коммуникативная функция языка.

Звуки речи принято рассматривать с артикуляционно – акустической и функциональной (лингвистической) стороны.

В фонетике выделяют два аспекта:

Фонетический – предполагает изучение звуков с материальной стороны как явлений артикуляционно – акустических. Отвечает на вопросы: какими органами речи образуются звуки? Как взаимодействуют органы в процессе говорения?

Фонологический – изучает собственно лингвистическую сторонузвуков. Отвечает на вопросы: какую функцию выполняет тот или иной звук в процессе коммуникации.

Соответственно двум выделенным аспектам в изучении звуковой стороны языка, фонетика в широком смысле делится на:

Фонетику (в узком смысле), единицей является звук речи.

Фонологию, единицей является фонема.

В лингвистической литературе можно встретить два взгляда на соотношение фонетики и фонологии. Одни ученые рассматривают их как две совершенно различные дисциплины. Утверждают даже, что фонетика, как наука, исследующая материальные явления вообще не может считаться лингвистической дисциплиной и по отношению к фонологии, науке, изучающей функцию звуковых единиц, должна рассматриваться лишь как способ описания некоторых характеристик, используемых в фонологии. Другие ученые (Щерба, Аванесов) считают, что эти два аспекта исследования, которые не только существенно дополняют друг друга, но и вообще существуют в неразрывной связи.

В силу своей сложности звуковая сторона языка требует изучения с различных точек зрения в различных аспектах:

Фонетика (в широком смысле)
Фонетика (в узком смысле) Фонология
Артикуляционная фонетика Акустическая фонетика Персептивная фонетика Функциональная фонетика Лингвистическая фонетика  

Артикуляционная фонетика изучает КАК, при помощи каких органов речи образуются звуки языка. Объект изучения – механизмы регипроизводства.

Акустическая фонетика изучает физическую природу звуковых явлений. Объект изучения – (физический) сигнал.

Персептивная фонетика исследует закономерности восприятия речи человека. Объект изучения – механизм речи восприятия.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.085 сек.