Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Членение звучащей речи




Перцептивная фонетика. Задачи перцептивной фонетики. Основные методы исследования.

ПФизучает особенности восприятия звуков, которые используются в общении человека.

Основная задача ПФ состоит в исследовании способностей носителей языка опознавать и использовать акустические характеристики звуковых единиц в процессе восприятия речи. Под восприятием имеется ввиду, ситуация, в основном экспериментально-лабораторная, когда слушающий лишён возможности опереться на смысловую сторону речи, на контекст и исходит только из акустической информации (сегментов типа звука или фазы звука).

ПФпытается ответить на вопросы:

1. Что позволяет человеку воспринимать звук речи?

2. Какие признаки позволяют нам узнать звук даже в тех случаях, когда в зависимости от различных условий изменяются его акустические и артикуляционные свойства.

В сложном процессе понимания речевого сообщения исследователи (Князев, Пожарицкая) выделяют несколько этапов:

1. Приём акуст.сигнала

2. Преобразование сигнала

3. Выделение перцептивно значимых акуст.событий и признаков.

4. Лингвистическая интерпретация.

По мнению Князева, одной из основых задачПФ яв-ся поиск акустических ключей, тех акуст.хар-ик, которые человек использует для соотнесения того или иного отрезка сигнала с определённым звукотипом.

Основной задачей ПФ яв-ся установление отношений мужду звуками, произнесёнными без всяких помех и звуками воспринятыми, поэтому эксперименты по восприятию звуков проводят в спец. Звуко-изолированных помещениях.

При экспериментальном исследовании восприятие необходимо определить тот тип речевого материала, способ его получения и реакцию испытуемых.

В качестве материала первого исследования могут служить звуки, слоги, слова, фразы, а также иные звуч-ые последовательности.

Следует иметь ввиду, что осмысленные речевые отруки мало пригодны для выявления фонетически полезных признаков речевого сигнала, т.к. здесь будет действовать подсказка, создаваемая значением словаря правил синтаксической и смысловой сочетаемости слов, потому что в перцептивных экспериментах чаще используются логотомы (искусственные слова, не обозначающие значением в данном языке).

Задание может быть, например, в виде требования определить какой это звук, слог или слова, где стоит ударение, каково движение тона во фразе. Другой вид задания: когда испытуемым предъявлялся поры звучающих, сигментов и предполагался определить: одинаковые они или вторичны.

Наша речь представляет собой непрерывный поток, который можно разделить на отдельные элементы (звуковые отрезки): фразу, речевой такт, фонетическое слово, слоги, звуки. Фонетические единицы, на которые членится речевой поток, традиционно называют сегментными или линейными. Выделяют также суперсегментные или нелинейные фонетические единицы: ударения и интонация.



Считается, что они накладываются на линейные единицы и способствуют их объединению в более крупные.

Фраза – это отрезок звучащей речи, объединенный особой интонацией.

Чаще всего фраза совпадает по структуре с предложением. (Было ветрено/сыро/и скверно.//Дверь в сад была открыта.//На почерневшем полу террасы высыхали лужи ночного дождя.

Речевой такт – это часть фразы, для которой характерна особая интонация, заключается между двумя короткими паузами. Чаще всего совпадает с таким синтаксическим понятием, как синтагма.

Синтагма – интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединенный одним словесным ударением. Может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Проблема определения границ фонетического слова связано с такими понятиями, как проклитики и энклитики.

Клитики – это слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим словам, вместе с которыми они составляют одно фонетическое слово.

В русском языке клитиками является большая часть служебных слов.

Проклитикой называется безударное слово, стоящее перед ударным, к которому оно примыкает. Обычно это односложные предлоги, союзы и некоторые частицы.

Энклитикой называется безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает (придет ли).

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение. Тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой (водить за нос).

Кроме абсолютных проклитик и энклитик, примыкающих к основному слову и сливающихся с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные произносились также, как в одной лексической единице.

На практике встречаются и относительные проклитики и энклитики, которые, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Они являются относительными проклитиками.

Звук – минимальная не членимая незначимая единица.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Звуки речи. Акустическая характеристика звуков. Речевой аппарат. Артикуляция, ее фазы.
  2. Беседа как метод формирования диалогической речи.
  3. В основе разграничения названных произносительных стилей лежат три критерия: условия коммуникации, четкость и полнота произнесения всех звуков в словах, темп речи.
  4. Изменение звука в потоке речи.
  5. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи. Редукция, аккомодация, ассимиляция и прочие фонетические процессы.
  6. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи. Редукция, аккомодация, ассимиляция и прочие фонетические процессы.
  7. Коммуникативные качества речи.
  8. Культура речи.
  9. Методы исследования акустической стороны речи.
  10. Общие принципы образования звуков речи. Гласные, аппроксиманты, сонорные и шумные согласные.
  11. Общие принципы образования звуков речи. Гласные, аппроксиманты, сонорные и шумные согласные.
  12. Описание как функционально-смысловой тип связной речи.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.5.196
Генерация страницы за: 0.089 сек.