Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие фонемы в интерпретации различных фонологических школ. Основные функции фонемы в языке




Московская фонологическая школа.

Пражская лингвистическая школа.

Для выяснения основной фонологической единицы и основного понятия фонологии - фонема - Н.С.Трубецкой исходит из понятия “оппозиция”: “Понятие различия предполагает понятие противоположения, или оппозиции”.

Н.С.Трубецкой. Основы фонологии, 1960.

“Под фонологической оппозицией (прямой или косвенной) мы понимаем такое противоположение звуков, которое в данном языке может дифференцировать интеллектуальные значения. Каждый член такой оппозиции мы называем фонологической (или смыслоразличительной) единицей”.

Н.С.Трубецкой. Основы фонологии, 1960.

Представители МФШ особо подчеркивают, что фонема - составная часть морфемы, за пределами которой она немыслима. Эти ученые подходят к фонеме только как к компоненту морфемы, подразумевая под фонемой звуковой ряд, выделяемый из фонетических вариантов одной и той же морфемы. Так, например, в корнях слов зубы-зуб-зубчатый представлена фонема <б>, которая реализуется в виде своего основного представителя звука [б] и варианта звука [п]. Т. е. в корневой морфеме имеет место чередование звуков б//п в пределах фонемы <б>. В корнях слов море-моря представлена гласная фонема <а>, которая реализуется в виде своего основного представителя звука [о] и в виде своего варианта звука [L].

Наиболее последовательно эта идея получила отражение в работах проф. М.В.Панова: “Если мы хотим знать видоизменения, варьирования фонетической единицы, то мы должны быть уверены, что все наблюдаемые видоизменения (варьирование) обусловлены только фонетически; следовательно, надо устранить все морфологические различия. А это значит - взять ту же морфему” (№ 8, с. 119).

Фонологическая школа – направление в изучении фонологической системы языка. В отеч. Языкознании ведущее положение занимали 2 фонологические школы; Московская и Петербургская.

За рубежом фонологические идеи развивались ещё и Пражской фонологической школой.

СПФШ возникла раньше Московской и Пражской. Основатель Л.В.Щерба развил учение Куртене о фонеме. Свои взгляды впервые изложил в магис.диссертации «Русская грамматика в нач. и количествен. отношений».

Фонема – наименование звуковой единицы, представляющей собой звуковой тип. Идеи Щербы разрабатывали его ученики и последователи:Зиндер,Матусевич,Гвоздев,Бондарко,Буланин,Вербицкая.

МФШ – создатели Трубецкой и Р.О.Якобсон. Представителей всех фонологич. Школ объединяют исходные положения Куртене. Общее – рассмотрение фонемы в функциональном аспекте.

Различия:

1.Интерпретация понятия фонема, исходная единицы для выявления фонемы;



2.Количественный состав фонем;

3.Функции фонем;

4.Способности реализации фонемы в речи;

5.Нейтрализация фонем;

До настоящего времени не существует единого представления об объекте исследования фонологии. Об этом свидетельствует существование многочисленного определения фонемы и отказ от попытки дать определение.

Критерии выделения фонемы:

1.это миним.единица

2.функции фонемы

3.как совокупность признаков

4.фонема определяется как единица языка, звук – единица речи

5.абстрактное,а не материальное

6.позиционное чередование звуков

Ученые МФШ и СПФШ определяют фонему как звукотип, объединяющий множество звуков речи, сходных в артикуляционно-акустическом отношении.

МФШ – фонема- функциональная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления морфем и слов. Реформатский отвечал: «Фонема не простое, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно вне фонемы».

Представителями разных ФШ по-разному определяется набор функций фонем степень их важности.

СПФШ выделяет дистинктивную (смысло-различительную) и конститутивную (строительную)

МФШ – Аванесов выделяет смысло-различительную; Панов и Касаткин – сигнификативную(смысло-разл.) и перцептив(опознават.);Князев и Пожарицкая – еще и конститутивную, которая обеспечивает возможность записи знаковых единиц в памяти

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

· перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;

· сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении)[

Т.о. основные функции фонем:

1.Смысло различительная = дистинктивная = сигнификативная

2.перцептивная = отождеств. = определитая

3.строительная

· дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции

·

· перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем

·

· сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.

·

· делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.17.193
Генерация страницы за: 0.13 сек.