Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы орфографии (различные подходы). Основной принцип русской орфографии и его интерпретация в отечественной лингвистике




Понятие орфографии. Разделы русской орфографии.

Графические способы обозначения мягкости на письме.

36. Графические способы обозначения <j> на письме.

Основной закон русского письма см. в 32.

В русском алфавите отсутствуют буквы, которые обозначали бы парные мягкие согласные. Однако при чтении мы не испытываем затруднений и свободно различаем мягкие и твёрдые звуки. Это достигается благодаря исконного в русской графике слогового принципа, суть которого заключается в том, что единицей чтения или письма является слог, а не буква. Это значит, что для прочтения согласных надо учитывать и последующий гласный. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики:

1. С обозначением твёрдых, мягких согласных.

2. С обозначением на письме <j>.

▪ Фонема <j> реализуется в своём основном виде, если находится в начале слова, после ь и после гласных. В этих случаях j не обозначается особой буквой, а передаётся буквами е, ё, ю, я, которые в этих позициях обозначают две фонемы.

▪ J обозначаем буквой й на конце слога перед согласным (май, майка). Слоговой принцип позволяет делать письмо.

37. Отступления от слогового принципа:

1. После всегда твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е, ё вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цирк (вместо цырк), жить (вместо жыть), шесть (вместо шэсть) и т.д.

2. После всегда мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о(которые указывает на твердость) вместо требуемых я, ю, ё: чай (вместо чяй), щука (вместо щюка), мячом (вместо мячем).

3.Написание ьо вместо ё в словах иноязычного происхождения: лосьон, батальон.

4.Написание йо вместо ё в начале и после гласных: йод, майонез.

5.Написание йе вместо е в начале и после гласных: фейерверк, файе.

Слоговой принцип не распространяется на сложносокращенные слова: сельокруг.

Одним из существенных преимуществ слогового принципа является то, что он сокращает количество необходимых букв на 15 единиц.

Орфография — 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи. 2) Правило, устанавливающих единообразных способов передачи речи на письме. 3) Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразное написание.

Иногда, как синоним орфографии употребляется термин «правописание», однако, понятие орфография у же этого термина, т. к. правописание включает пунктуацию. Нормы орфографии являются обязательными, поэтому орфографические правила утверждаются научными и государственными органами.

Орфография наряду с алфавитом и графикой является составной частью нашего письма. Орфография как система написаний в звуко-буквенном письме распадается на несколько разделов.

Разделы орфографии:

1. Буквенное обозначение звукового (фонемного) состава слова, т. е. раздел, в котором собраны правила, регулирующие правописание значимых частей слова.

2. Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос части слова с одной строки на другую.

5. Графические сокращения слов.

При более узком понимании разделов орфографии к ним относят только 1ый раздел орфографии. Так, напримкр, Л. В. Щерба в вопросе о слитном, дефисном и раздельном написании слов, а также, употреблении прописных букв предлагал перенести из орфографии в пунктуацию.

Традиционно используется первая точка зрения, ориентированная на практику преподавания в школе.

Каждый раздел орфографии представляет собой систему правил, основанных на определённых принципах. Орфографические правила — это обобщающие предписания, конкретизирующие орфографические принципы. В вопросе об орфографических принципах и их иерархии среди учёных нет единого мнения. Так, Вера Фёдоровна Иванова определяет орфографические принципы как руководящие идеи выбора букв там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно. Выделяют 3 основных принципа русской орфографии:

1. Морфологический.

2. Фонетический.

3. Традиционный.

Некоторые учёные расширяют этот список, выделяя ещё дифференцирующий принцип, семантический, лексико-синтаксический и др.

Традиционно важнейшим принципом русской орфографии принято считать морфологический принцип. Он выделен в качестве основного ещё М. В. Ломоносовым в 1755 г. в его Российской граматике. Существуют и др. названия этого принципа: морфематический, морфемный, фонематический, фонемный, морфофонематический, фонологический. Каждое из названий подчёркивает ту или иную особенность основного принципа орфографии. Суть морфологического принципа состоит в том, что все значимые части слова (корни, приставки и т. д.), повторяющиеся в разных словах и в формах одного и того же слова, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

Представители МФШ критически относятся к термину морфологический принцип. По мнению Михаила Викторовича Панова слабой стороной морфологического принципа является то, что:

1. В русском письме не всегда выдерживают единообразный облик слова.

2. Морфологическая теория не даёт ответа на вопрос, почему мы выбираем для письма тот, а не иной облик слова.

Поэтому в качестве основного принципа русской орфографии М. В. Панов признаёт фонемный принцип. Фонемная теория русской орфографии опирается на такие понятия, как фонема, сильная и слабая позиция фонем, нейтрализация, позиционное чередование. Единообразное написание достигается тем, что в нашем письме не отражается позиционные чередования гласных и согласных фонем. Основной законо правописания в соответствии с фонемным, фонематическим принципов состоит в том, что одна и таже буква обозначает фонему в сегнификативной сильной и слабой позиции, и во всех случаях пишется именно та буква, которая обозначает фонема с сильной позиции. Поскольку морфема содержит одни и те же фонемы, то она пишется всегда одинаково.

Таким образом объектом рассмотрения орфографии являются фонемы в слабых позициях, ошибки могут возникать там, где фонемы нейтрализуются. С позиии фонемного принципа можно объяснить правописание безударных гласных в корне слова, правописание согласных в конце слова или шумных согласных.

В книге «Занимательная орфография» М. В. Панов предлагает 5 ступений рассуждения при выборе правильного написания:

1. Убедится, что позиция слабая.

2. Найти другие слова с той же морфемой.

3. Выбрать среди них такое слово, где фонема в сильной позиции.

4. Определить её.

5. Обозначить её в слабой позиции.

Однако и фонематический принцип не во всем универсален. Например, в словах с гиперфонемами он не даёт однозначного решения, а лишь ограничивает выбор букв. Само понятие фонема по-разному осмысливается учёными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.