Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях




Стадия пересмотра постановления и решения по делу об административном правонарушении является дополнительной (факультативной) в производстве по делу об административном правонарушении, но необходимой гарантией соблюдения законности должностными лицами государственных органов, судьями при вынесении постановления по делу, поскольку на этой стадии проверяется его законность и обоснованность. Процессуальной основой данной стадии, в настоящее время являются глава 30 КоАП РФ, § 2 главы 25 АПК РФ и разделом 6 АПК РФ. Сложившееся нормативное регулирование данной стадии сложно признать научно продуманным и оптимальным, однако, поскольку арбитражные судьи стремятся к тому, чтобы все осуществляемые ими процессуальные действия были закреплены в одном процессуальном акте, данная стадия производства по делу, как и стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, была самостоятельно урегулирована в АПК РФ (Хазанов С.Д. Пересмотр дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: сложные вопросы правоприменения// Административная ответственность: вопросы теории и практики. ИГП АН. М., 2004 С. 248 – 272).

В отличие от АПК РФ в КоАП РФ ни на стадии рассмотрения, ни на стадии пересмотра постановления или решения по делу производство не носит состязательного характера, и нормы КоАП РФ в равной степени распространяются и на должностных лиц и на судей, рассматривающих жалобы на постановления и решения по делу.

1. Поводами для пересмотра постановления по делу об административном правонарушении являются подача:

  • жалобы лицами, наделенными правом подачи жалобы (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ), а именно:
    1. лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законным представителем или его защитником,
    2. потерпевшим или его представителем или его законным представителем.
  • принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле (ст. 25.11 КоАП РФ).

Как видим, должностные лица, обнаружившие правонарушение или составившие протокол по делу об административном правонарушении, не наделены правом подачи жалобы для пересмотра постановления по делу. И в случае сомнения в законности вынесения постановления должностным лицом или судьей, например при вынесении постановления о прекращении производства по делу, могут передать соответствующие материалы в прокуратуру для принесения прокурором протеста.

Жалоба может подаваться не только на постановление по делу об административном правонарушении, но и на решение по пересмотру постановления.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение об отказе в возбуждении дела, которое также возможно обжаловать или опротестовать по правилам Главы 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

Кроме того, Верховный Суд РФ, взяв на себя нормотворческую функцию в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Российская газета. 2005. 19 апреля) (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 5) указал, что может быть обжаловано и определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении или решения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, вынесенного по жалобе на постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Данное положение аргументировано тем, что такого рода определения исключают возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Представляется, что рассмотрение такого рода жалобы также должно осуществляться по правилам главы 30 КоАП РФ, хотя в Постановлении Пленума ВС РФ № 5 об этом прямо не говорится.

2. Подведомственность жалоб зависит как от органа, вынесшего постановление по делу, так и от субъекта, в отношении которого оно вынесено (ст. 30.1 КоАП РФ).

Во-первых, в отношении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенной должностным лицом, установлена альтернативная подведомственность - либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если одновременно подаются обе такие жалобы, то решение выносится судом.

Однако в отношении постановлений, вынесенных должностными лицами органов субъектов федерации, допускается подача жалобы только в районный суд по месту рассмотрения дела.

Во–вторых, постановление по делу, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд. Инстанционность судов определяется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (Российская газета. 1997. 6 января).

В–третьих, постановление, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется только в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.

В-четвертых, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших правонарушения, закреплено правило, что постановления, вынесенные в отношении них, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако данное правило не распространяется на постановления, выносимые мировыми судьями или судьями судов общей юрисдикции. К сожалению, данный вывод не совсем четко вытекает из ч. 3 ст. 30. 1 КоАП РФ, и потребовалось разъяснение данного вопроса в п.11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вестник ВАС РФ. 2003. №3. С. 24)

3. Подача жалобы. Требований к форме и к содержанию жалобы КоАП РФ не содержит, что, по-видимому, можно объяснить упрощенным порядком производства по делам об административных правонарушениях. Однако, очевидно, что при приеме жалобы должно быть ясно кем и какое постановление, решение обжалуется.

В КоАП РФ урегулирован порядок подачи жалобы. По общему правилу, жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, но в отношении некоторых дел - срок подачи жалобы сокращен до 5 дней (ст. 30.3 КоАП РФ).

Жалоба может быть подана через судью, должностное лицо, вынесшее постановление по делу (поскольку у них находятся все материалы по делу) или же в суд, орган, рассматривающий жалобу на постановление (в этом случае материалы по делу запрашиваются у должностного лица, судьи).

В зависимости от назначенного наказания, устанавливаются сроки по передаче жалобы в суд, орган уполномоченный рассматривать жалобу: минимальный – в день получения жалобы, максимальный – трое суток (ст. 30.2 КоАП РФ).

Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен, но лишь судьей, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу, а не принимающим ее. Ходатайство о восстановлении срока может быть изложено в самой жалобе. В случае же пропуска срока обжалования постановления по делу и отсутствии ходатайства о восстановлении срока жалоба остается без рассмотрения. Отказ в восстановлении срока обжалования постановления по делу оформляется самостоятельным определением, которое, как уже выше было сказано, также может быть обжаловано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.