Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представительство в налоговых правоотношениях. Правовой статус налоговых представителей




С введением в действие Налогового кодекса РФ впервые в правовом регулировании налоговых правоотношений получило своё законодательное оформление налоговое представительство.

Представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, (налоговое представительство) - это совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий в сфере налогообложения, действий от имени другого лица, представляемого, по реализации прав и обязанностей представляемого в налоговых правоотношениях.

Потребность в налоговом представительстве возрастает в связи с тем, что правовое регулирование в сфере налогообложения в настоящее время является достаточно сложным и противоречивым и требует специальных знаний и навыков. Кроме того, представительство физических лиц в налоговых правоотношениях частично решает ряд проблем, связанных с их налоговой правосубъектностью, хотя и не в полной мере.

Налоговое представительство теснейшим образом связано с налоговой правосубъектностью лиц, т. е. правовое регулирование отношений налогового представительства должно следовать за правовым регулированием налоговой правосубъектности.

Налоговое представительство во многом основывается на нормах гражданского законодательства в силу того, что Налоговый кодекс РФ содержит соответствующие отсылочные нормы. Однако, действия представителя в рамках осуществления публичной обязанности по уплате налогов и сборов, а также властно-обязывающий метод правового регулирования статуса налогового представителя накладывают определенные ограничения и приводят к появлению специфических свойств налогового представительства. Так, налоговое представительство основано на обязательном возложении на представителя полномочий в силу закона, учредительных документов или доверенности. В отличие от гражданского права налоговое представительство не может осуществляться без возложения полномочий с последующим одобрением действий неуполномоченного лица (статья 183 Гражданского кодекса РФ), т. е. налоговый представитель не сможет осуществлять действия от имени представляемого налогоплательщика без документально оформленных полномочий.

Отличительными чертами налогового представительства являются: 1) характер полномочий, осуществляемых представителем только в сфере налогообложения; 2) ограниченный круг лиц, которым предоставлено право иметь представителя (налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты); 3) исчерпывающий перечень видов представительства (законное и уполномоченное), в то время как в гражданском праве выделяют также представительство, основанное на административном акте; коммерческое представительство; представительство без полномочий; 4) представительство только перед лицом государства или муниципальных образований.

В правовом механизме налогового представительства складываются отношения:

1. между представляемым и представителем – трудовые или гражданско-правовые отношения;

2. между представителем и государством налоговые отношения складываются только в установленных Налоговым кодексом РФ случаях (например, в случае исполнения обязанности по уплате налогов за лицо, признанное судом недееспособным - статья 51 Налогового кодекса РФ);

3. между представляемым (налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом) и государством – налоговые отношения.

Представляемыми в налоговых правоотношениях лицами, т. е. наделенными правом иметь представителей, являются только налогоплательщики, плательщики сборов или налоговые агенты (статья 26 Налогового кодекса РФ). Никакие другие лица, например, законные представители недееспособного лица, на которых возложена обязанность по уплате налога, не могут иметь налоговых представителей.

По общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ, личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 № 41-О). Таким образом, допускается одновременное участие и налогоплательщика и его представителя в одних и тех же правоотношениях, что в некоторых случаях может привести к негативным последствиям. Не устанавливается никаких ограничений и в отношении количества представителей, т. е. у налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента может быть сразу несколько представителей с одинаковыми полномочиями, что может привести к различной правовой квалификации действий разных представителей.

Представляемые лица вправе в любой момент заменить своего уполномоченного представителя или отказаться от его услуг.

Налоговыми представителями в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса РФ признаются юридические или физические лица. Вместе с тем, для того, чтобы осуществлять полномочия налогового представителя физическое лицо должно иметь гражданскую дееспособность, т. е. способность к осуществлению своими действиями прав и обязанностей представляемого лица, результатом которых будет являться надлежащее исполнение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налоговых обязанностей.

Налоговый кодекс РФ содержит ряд прямых запретов в отношении выполнения представительских функций некоторыми категориями физических лиц, например, согласно статье 29 Налогового кодекса РФ не могут быть уполномоченными налоговыми представителями должностные лица налоговых органов, таможенных органов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.