Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки




Камеральная налоговая проверка — это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки заключаются в следующем.

quest4 Во-первых, проверка проводится по месту нахождения налогового органа. С 1 января 2007 года в соответствии с новой редакцией ст.89 НК РФ допускается проведение выездных налоговых проверок по месту нахождения налогового органа. В связи с этим может возникнуть проблема разграничения между камеральной проверкой и выездной проверкой в тех случаях, когда и та и другая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Различия между камеральной и выездной налоговыми проверками значительно глубже и для установления вида проверки, которая проводится налоговым органом, необходимо оценивать не только место ее проведения, но и характер исследуемых документов (первичные документы, регистры бухгалтерского учета или только налоговые декларации), глубину проверяемого периода времени, вопросы проверки и т.п.

Во-вторых, проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

В-третьих, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов авансовых платежей) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан приложить к налоговой декларации (расчету), а также документов имеющихся у налогового органа.

quest5При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключениями из этого правила являются следующие случаи истребования документов (ст.88 НК РФ):

· при использовании налогоплательщиком налоговых льгот - документы, подтверждающие право на эти льготы;

· при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов - иные документы, являющиеся основанием для уплаты таких налогов;

· при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, - документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

· иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В остальных случаях, специально не определенных Налоговым кодексом, налогоплательщик вправе, но не обязан, предоставлять дополнительные документы.

В-четвертых, установлен специальный порядок исправления ошибок и искажений в представленной налоговой декларации (расчетах) и документах. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля,

Об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст.100 НК РФ.

В-пятых, c 1 января 2007 года законодателем не устанавливается ограничения по давности проверки тех или иных документов ("глубина" камеральной проверки). Очевидно, что это связано с тем, что камеральной проверкой должен охватываться только текущий отчетный или налоговый период, за который предоставляется отчетность. Однако в ряде случаев при осуществлении камеральных проверок могут возникнуть ситуации, связанные с необходимостью проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, поданной за период, отстоящий более чем на 3 года от момента ее представления. В таких случаях проведение камеральной проверки формально не ограничивается определенным количеством предшествующих периодов, но в то же время проведение проверки должно быть реально возможным с учетом ограничения по срокам хранения тех или иных документов.

В-шестых, срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации, определяемый законодателем по каждому налогу. Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки почтового отправления (заказного письма) с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В случаях сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.

В судебной практике возник вопрос о пресекательном характере срока проведения камеральной проверки. По мнению судебных инстанций, поскольку законодатель не связывает сроки, установленные ст. 88 и 70 НК РФ, с прекращением обязанности по уплате налога, эти сроки не являются пресекательными относительно уплаты налога и пеней.

Проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ (пункт 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71), являющегося пресекательным сроком. Поэтому следует исходить из того, что установленный в ст. 88 НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Однако с 1 января 2007 года законодатель изменяет порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок и принятия решений по итогам камеральной налоговой проверки, устанавливая единый порядок производства по делу о налоговом правонарушении как по результатам камеральной, так и выездной налоговой проверки. В связи с этим после истечения срока камеральной налоговой проверки и составления акта камеральной проверки никакие мероприятия налоговой проверки, за исключением дополнительных мероприятий налогового контроля, производится не могут и исчисление сроков для составления акта камеральной проверки и принятия решения по нему производятся в соответствии со ст.100 и ст.101 НК РФ со дня окончания камеральной налоговой проверки. Именно поэтому после 1 января 2007 года можно вновь ставить вопрос о пресекательном характере срока камеральной налоговой проверки.

quest6 В-седьмых, в случае установления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано составить акт камеральной проверки по установленной форме (приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 февраля 2007 г. N 8991) "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки"), в случаях отсутствия таких нарушений составление акта проверки обязательным не является.

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен не позднее чем в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки.

После составления и вручения акта камеральной налоговой проверки налоговым органом осуществляется процедура производства по делу о налоговом правонарушении в порядке, установленном ст.101 НК РФ, по итогам которой налоговый орган выносит решение и на основании вступившего в законную силу решения направляет требование (форма требования утверждена приказом ФНС РФ от 1 декабря 2006г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 19 декабря 2006 г. N 8633) "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему российской федерации") об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.