Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право как отрасль российского права




Понятие и предмет финансового права

Понятие финансового права

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регулирования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздействия) на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства.

Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распре­деления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.

Предмет финансового права и его особенности

Предмет финансового права можно определить как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования:

а) имеют имущественный характер или обусловлены имущественным характером;

б) направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

в) осуществляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета финансового права дает его классификация по различным основаниям.

В зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образует отношения, складывающиеся в ходе:

= аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;

= распределения государственных или муниципальных денежных средств;

= использования государственных или муниципальных ресурсов;

= осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.

В зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения:

- бюджетные;

- возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;

- по поводу образования государственных или муниципальных доходов;

- по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов;

- складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;

- налоговые; кредитные; страховые;

- относительно денежного обращения и расчетов;

- возникающие в процессе валютного регулирования.

По экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на:

Финансовые - отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д.

Нефинансовые - отношения, в результате функционирования которых не происходит движения де­нежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.

По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между:

- Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице компетентных органов государственной власти или органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства;

- финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов;

- государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов и внесением платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды;

- государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой сто­роны, относительно собственных средств предприятий, учреждений, организаций и их распределением между отраслями на­родного хозяйства.

В предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только опосредующие процессы образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.

Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражданами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере административного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения и т. д.

В предмет финансового права входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере публичной государственной или муниципальной финансовой деятельности, урегулированные нормами права, как правило, с помощью метода властных предписаний.

 

Методы финансового права

Понятие и особенности метода финансового права

Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регулирования. Специфика предмета финансового права, обусловила особенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод финансово-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права.

Метод финансового права это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной отрасли права на отношения финансовой сферы.

Методология финансового права обусловлена регулируемыми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д.

Виды методов финансового права и их особенности

С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.

Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап­реты и обязывающие нормы.

В финансовом праве преобладает метод императивного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом.

Императивный (властный) характер финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.

Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.

Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.

Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения.

Проявление относительной диспозитивности наблюдается и в регулировании БК РФ отношений в сфере государственных и муниципальных кредитных отношений.

Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных фи­нансово-правовых норм.

В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.

Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с финансово-правовым механизмом являются основными элементами юридического режима правового регулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.

 

Понятие принципов финансового права

В основе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лежат принципы, определенные исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. Будучи закрепленными в правовых нормах, исходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права. Принципы образуют специальное научное основание, фиксирующее объект исследования, обеспечивают единство эмпирического и теоретического в научном познании и представляют собой такие исходные средства воспроизведения сущности объекта в этом познании, которые выражают направленность применения других средств. Финансово-правовые исходные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой отрасли права.

Основополагающие финансово-правовые начала (принципы) формируются законодателем исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в государстве и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития финансового законодательства.

Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства.

Правовое оформление принципов финансового права строится в основном по институциональным составляющим.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права.

Основные принципы финансового права

Основными принципами финансовой деятельности являются:

= законность;

= приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

= федерализм;

= единство финансовой политики и денежной системы;

= равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

= самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;

= социальную направленность финансовой деятельности Российской Федерации;

= распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей;

= гласность;

= плановость.

Финансово-правовое значение принципа законности представляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ст. 4, 15, 19, 32, 35, 45—52). В свою очередь, в основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Законность представляет собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

Основываясь на таком признаке права, как общеобязательность правовых норм, законность охватывает все формы реализации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменительного процесса.

Значительным достижением финансового права стало соответствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов — справедливости. Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также законодательство содержит запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

Финансово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима легитимности финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Основными элементами данного принципа следует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответственности.

Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве общих интересов субъектов финансового права. В процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулирования.

Финансовое обеспечение целей и задач государства предназначено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без финансового обеспечения функционирования государства невозможно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муниципальные образования выступают обязательными участника­ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможностью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регулировании финансовых отношений выражается в двух взаимосвязанных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с учетом частных интересов; взаимопроникновении и взаимодействии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности государства, выражающимся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Основные характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон­ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловлена способом разграничения и структурирования предметов ве­дения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право­вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.

Принцип федерализма в финансовом праве оказывает существенное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансовой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Российской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.

Один из основных факторов обеспечения единства финансовой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой государственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их взаимодействия.

Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де­нежно-кредитного регулирования.

Финансово-правовая политика есть основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных общественных (социальных) регуляторов.

Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно которой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по­строение равноправных финансовых взаимоотношений с Российской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.

Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от­ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равенство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансовой компетенции, недопустимость предоставления льгот или установления запретов, носящих индивидуальный характер.

Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законодательных органов субъектов РФ правом законодательной инициативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъектов РФ является залогом территориальной целостности и политической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рамках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования признаны государством как важнейшие условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий.

Но финансовая самостоятельность местного самоуправления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставленные нормативными финансово-правовыми актами федерально­го уровня и субъекта РФ.

Принцип социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирование бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально­го бюджета; установление принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систему. Формирование государственных доходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполни­тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятельности исполняется самостоятельно соответствующими органа­ми государственной власти.

На федеральном уровне организации государственной власти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.

Законодательный (представительный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной компетенции Правительства РФ относится разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече­ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде­рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.

Судебная система - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоотношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспечивает проведение единой финансовой политики, согласовывает и координирует деятельность всех ветвей власти, что позволяет эффективно действовать всему финансово-правовому механизму.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финансовых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на очередной финансовый год, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъектов финансового права осуществлять процессы аккумулирования, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направлено на достижение баланса доходов и расходов как территориальных, так и коллективных субъектов.

Планирование финансовой деятельности осуществляется внебюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предприятиями.

Реализация принципа плановости позволяет субъектам учитывать результаты предыдущих периодов финансовой деятельности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использование денежных средств более эффективными методами.

 

Место финансового права в единой системе российского права

Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации

Финансовое право базируется и развивается на этих основах, которые конкретизируются в финансовом праве.

Административное право регулирует общественные от­ношения в области государственного управления, осуществляемо­го органами исполнительной власти.

Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом, метод властных предписаний.

При наличии сходства этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных де­нежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполни­тельной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и поря­док образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных ор­ганов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возни­кающие в процессе формирования и деятельности органов местно­го самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансово­го права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

В связи с выполнением государственными и муниципальными органами функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они в качестве юридических лиц вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.

Нормы финансового права в данном случае устанавливают по­рядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п.

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.

Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юриди­ческих мер воздействия в необходимых случаях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.