Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды 3 страница




Указанные нормативные правовые акты предусматривают мероприятия по реализации рекомендаций Конвенций ООН 1972 г. (Стокгольм) и 1992 г. (Рио-де-Жанейро), а Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г., определяющая цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период, введена в действие во имя реализации программы устойчивого развития, еще раз одобренной в 2002 г. в Иоганнесбурге.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на: фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Данный документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Соблюдение Российской Федерацией требований международных договоров и соглашений приводит к тому, что во внутреннем экологическом законодательстве появляются многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения.

Так, например, в поддержание рекомендаций Конвенции о биологическом разнообразии были приняты: Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г, Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г., Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995г.27 Постановления Правительства РФ: «О красной книге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г., «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г., «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» от 7 декабря 1996 г., «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 6 января 1997 г.; Приказы Госкомэкологии России: «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 4 июля 1997 г., «Об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации» от 3 октября 1997 г. и др.

Определение понятия и содержания международно-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства представляет собой достаточно интересный предмет для изучения, в первую очередь, потому, что понятие ответственности в международном праве прочно взаимосвязано с нормальным и эффективным функционированием международного права и обеспечением правопорядка. Нормы, касающиеся ответственности в международном праве представляют собой совершенно особый институт.

Содержание международной ответственности трактуется как наступление тех последствий, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций.

Международно-правовую ответственность следует рассматривать как средство правового регулирования международных отношений; обеспечения соблюдения норм международного права; и даже средством восстановления нарушенных международно-правовых отношений.

Немаловажным, на наш взгляд, является вопрос об основаниях наступления ответственности за нарушение соответствующих природоохранительных норм и причинение экологического ущерба. Нормативным основанием таковой ответственности служат международно-правовые акты, устанавливающие те международно-правовые обязательства, нарушение которых может быть квалифицировано как международное правонарушение. К ним относят международный договор и международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, являющиеся, согласно уставам, обязательными для государств-членов, а также односторонние международно-правовые акты государств.

Существует мнение, о том, что под «международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий»28.

Во всяком случае, необходимо признать, что экологическая международно-правовая ответственность возникает вследствие нарушения норм, в первую очередь, международного экологического права. При этом следует иметь в виду, что международное экологическое право, как и международное право в целом, не перечисляет деяния, влекущие за собой конкретные меры ответственности.

Санкция же, являющаяся обязательным и необходимым элементом всякой правовой нормы, для норм международного экологического права, также имеет свои особенности. Помимо элементов наказания, здесь всегда присутствуют компенсационные составляющие. Необходимость для правонарушителя и причинителя экологического вреда, возместить причиненный ущерб в полном объеме – является важнейшей и первоочередной обязанностью нарушителя.

При этом можно выделить функции международной ответственности за нарушение норм международного экологического права: правовосстановительную и репрессивную. Устранение негативных последствий и восстановление положения является в данном случае не менее, а может быть и более важным, нежели карательные или репрессивные последствия.

Экологический вред, как элемент международного правонарушения – это ущерб, причиненный защищенным международным правом законным интересам потерпевших от правонарушения государств или интересам всего международного сообщества в случае совершения международных преступлений, выраженный в значительном ухудшении состояния или полном уничтожении природных объектов, причинении вреда или угрозы его наступления для жизни и здоровья людей, нарушении экологической безопасности общества в целом.

Вред окружающей среде может быть причинен и в том случае, если в действиях причинителя вреда нет вины. Форс-мажор, непредвиденный случай, бедствие, крайняя необходимость, законная оборона – все эти обстоятельства могут исключать противоправность, а, значит, и ответственность, (наличие таковых обстоятельств в каждом случае должно быть установлено).

Существует также ответственность за экологический ущерб в результате действий, не запрещенных международным правом. Ответственность государств может возникать в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом – например, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. В таковых случаях государства заключают специальные соглашения, в которых регламентируется не столько международно-правовая ответственность государств, сколько гражданская ответственность субъектов внутреннего права, ответственных за соответствующие источники повышенной опасности. Ответственность государства порождается самим фактом причинения материального ущерба. В результате законной деятельности государства могут происходить события, приводящие к нежелаемому и непредвиденному материальному ущербу. Концепция «объективной ответственности», исследующая возможность наступления ответственности за ущерб, наступивший без участия воли субъекта, разрабатывает условия и объем возмещения причиненного ущерба на основе специальных международных соглашений между сторонами. Так, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Лима, 3 июля 2000 г.); Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.) и др.

Кроме того, государство обязано предотвратить противоправное поведение частных лиц, причиняющее вред иностранному государству, а также наказать лиц, совершивших такие противоправные деяния

Что же касается форм международно-правовой ответственности, то они зависят от деления ответственности на материальную и нематериальную. Ресторации, сатисфакции и санкции – традиционно относят к формам нематериальной ответственности, а реституции, субституции и репарации – к формам материальной ответственности. Подразделение ущерба на материальный и нематериальный достаточно разработано в международной практике, когда под действительным материальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества, а также произведенные расходы, а под нематериальным ущербом – моральный и политический ущерб, причиненный несоблюдением общего международного права и конвенций. Ущерб может быть причинен и в смешанной форме.

В любом случае, объем международно-правовой ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяется с учетом причиненного вреда, а экологический вред, как правило, к сожалению, всегда бывает достаточно велик. Вред может быть причинен защищенным международным правом законным интересам государств или интересам всего международного сообщества.

Осуществление международно-правовых санкций направлено на устранение угрозы международному миру и безопасности и поэтому могут выходить за рамки реализации целей получения возмещения и восстановления нарушенных прав. «Точное определение… какие меры могут быть предприняты и практически осуществимы, которые из них должны быть избраны, в каком объеме они должны быть осуществлены и кем применены, - является вопросом компетенции соответствующих политических органов Организации Объединенных Наций, действующих в рамках своих полномочий согласно Уставу»29.

Международные преступления в области окружающей природной среды, их определение и классификация находятся в стадии разработки и исследования.

Классическая доктрина международного права, как правило, избегает разделения международных правонарушений на группы или категории в зависимости от характера, степени общественной опасности, не обнаруживая достаточных критериев в нормативном содержании международного публичного права. Ст. 19 проекта Комиссии международного права «Международные преступления и правонарушения» 1991 г. гласит:

1. «Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.

2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление.

3. С соблюдением п. 2 и в соответствии с действующими нормами международного права международные преступления могут, в частности, возникать в результате:

a. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;

b. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для обеспечения права народов на самоопределение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

c. тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для защиты человеческой личности, таких, как обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид;

d. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

4. Всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет международного преступления в соответствии с п. 2, является международным правонарушением.»

По проекту Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН 1991 г. ст. 26. выделяется такой вид преступления, как «Преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде» - виновным может быть признано лицо, которое преднамеренно причиняет ущерб или отдает приказ, вызывающий нанесение обширного, долговременного и серьезного ущерба окружающей среде.

Также следует выделить Конвенцию о защите окружающей среды средствами уголовного закона (Российская Федерация не ратифицировала эту конвенцию) от 4 ноября 1998 г., предусматривающую виды уголовных преступлений, административных правонарушений, санкции за экологические преступления, меры по восстановлению окружающей среды, сотрудничество властей и иное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Обстоятельствами, которые исключают противоправность деяния, рассматриваются как случаи ответных мер в отношении международно-противоправного деяния, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, крайняя необходимость и законная оборона. Наличие таких обстоятельств в каждом конкретном случае должно быть явно установлено. Деяние государства «не может быть квалифицировано противоправным, поскольку в силу наличия определенного обстоятельства государство в данном случае не было связано международным обязательством, которое предписывало бы ему действовать иным образом»30 определила Комиссия международного права.

Любое международное правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусматривает восстановление правонарушителем status quo ante, несение правонарушителем ответственности, применение мирных согласительных средств для восстановления status quo ante и осуществления ответственности, обращение потерпевших субъектов в случае необходимости к принудительным средствам обеспечения ответственности.

Таким образом, сложившаяся система международно-правового регулирования охраны окружающей среды представляет собой чрезвычайно важный элемент мирового экологического правопорядка, предусматривающего не только предотвращение глобальных экологических катастроф и ликвидацию последствий чрезвычайных экологических ситуаций, но и реализацию программы устойчивого развития во имя соблюдения экологических прав человека, а также внедрение целого ряда важнейших правовых институтов, обеспечивающих сохранение и восстановление окружающей природной среды на планете Земля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.