Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право граждан на экологическую информацию




Тема 15. Право граждан на информацию

Право граждан на экологическую информацию – это один из наиболее четко провозглашенных институтов российского законодательства. Закрепленное в ст. 42 Конституции РФ,1 это право воспроизводится в самых разных объемах и формах практически в каждом законодательном экологическом акте. Но, будучи формально-юридическим, оно наталкивается на реальные проблемы при его реализации.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение экологической информации. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»2 дает понятие информации в целом. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Определение экологической информации есть в ФЗ «О гидрометеорологической службе»:3 экологическая информация – это сведения, полученные в результате мониторинга окружающей среды. Но, как видно из этого определения, оно малофункционально и дано лишь для целей данного закона.

Наиболее полное, развернутое определение экологической информации дано в Конвенции О доступе к информации, участии общественности в процедурах принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам,4 которая была принята в 1998 г. в Дании в Орхусе в рамках Европейской экологической комиссии ООН. Эта Конвенция вступила в силу в 2001 г. и ее ратифицировали 25 государств, в т. ч. Украина, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др. Экологическая информация определяется в ней как сведения о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; о таких факторах, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, классы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды; о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или через посредство этих элементов, факторов, деятельность или меры. Это действительно всеобъемлющее определение, но Россия пока что не ратифицировала Орхусскую конвенцию и поэтому оно может иметь для нас лишь теоретическое или ориентировочное значение.

Экологическая информация является объектом имущественных отношений, ст. 128 ГК РФ5 в числе объектов гражданских прав называет информацию.

Принято выделять 2 вида экологической информации:

1. Информация по закону или обязательная информация.

Граждане обеспечиваются такой информацией органами государственной власти и хозяйствующими субъектами без какой-либо просьбы с их стороны, в силу прямого указания закона – активный способ информирования. Например, ст. 19 Основ законодательства об охране здоровья граждан6 устанавливает, что ОМСУ через систему средств массовой информации предоставляют информацию о факторах, влияющих на состояние здоровья граждан.

Ст. 20 ФЗ «О радиационной безопасности населения»7 предусматривает обязанность организаций, использующих ионизирующее излучение, в случае радиационной аварии информировать население.

2. Информация по запросам граждан и общественных организаций.

Этот вид информации урегулирован в законодательстве недостаточно четко, что позволяет говорить о декларированности права на экологическую информацию.

Законодательство не содержит конкретных форм запросов, специальных сроков ответов, исчерпывающих оснований отказа в предоставлении экологической информации. Здесь применяются общие начала рассмотрения обращения граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.