Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие страны Европы (Хорватия, Венгрия)




Польша

США

Правовое регулирование охраны окружающей среды в США рассмотрены в учебном пособии «Экологическое право: учебник» (см. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Стр. 365-376), а также в статьях: Красновой И.О. «Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США» и Пономаревой И.С., Свининых Е. А. «Правовое регулирование охраны морских живых ресурсов в США».

Регулирование охраны окружающей среды в США основано на законодательных актах федерального, уровня штатов, а также муниципальных. Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды 1970 года (федеральный закон) признал здоровье человека объектом охраны и право граждан на «безопасную, здоровую, благоприятную, отвечающую их эстетическим и культурным запросам среду обитания».19 В указанном учебном пособии перечислены некоторые принятые в США на федеральном уровне законы: о чистоте вод, о чистоте атмосферного воздуха, о безопасности питьевой воды, о запрещении выброса в воды морей и океанов веществ и материалов, об охране живой природы, о предотвращении загрязнения окружающей среды и другие. Штаты могут принимать свои законы в рамках «конкурирующей компетенции», если не принят федеральный закон (см. понятие «конкурентная законодательная компетенция» в глоссарии применительно к ФРГ). Например, в указанном учебном пособии, назван Закон о чистоте атмосферного воздуха Штата Калифорния, который закрепляет более жесткие нормативы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, чем предусмотрены в федеральном законе, а также предусматривает ежегодное сокращение на 5 % выбросов в воздух неизученных загрязнителей. К источникам экологического права США помимо названных законов, авторами названного учебника, отнесены Указы нормативного характера, издаваемые Президентом США и губернаторами штатов. На муниципальном уровне принимаются акты (ордонансы), устанавливающие правила предотвращения загрязнений окружающей среды (в городе Чикаго принят ордонанс запрещающий продажу моющих средств с фосфатами; в городе Санта-Моника ордонансом запрещено курение в парках, на пляжах, остановках автобусов).

К органам управления в сфере охраны окружающей среды авторы названного учебника относятся министерства, Федеральное агентство по охране окружающей среды. Контроль в сфере окружающей среды в США осуществляют судебные и правоохранительные органы. И. О. Краснова отмечает приоритет судебного контроля над административным в законодательстве США (см. статья Красновой И. О. «Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США» см. Экологическое право, 2001, № 2, стр. 46).

Федеральное агентство по охране окружающей среды осуществляет межотраслевое управление в сфере охраны атмосферного воздуха, воды и земли, экологический контроль, а также издает инструкции о реализации федеральных законов в сфере охраны окружающей среды (о национальной политике в области охраны окружающей среды, о чистоте вод, атмосферного воздуха и др.).

Общественные организации в США, как отмечают авторы указанного учебника, обладают правом законодательной инициативы, которое активно ими используется. Кроме того, общественные организации могут проводить опросы общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды.

В статье: Красновой И. О. «Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США» (см. Экологическое право, 2001, № 2, стр. 43-47) рассматривается законодательство США и России, регулирующее оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ирина Олеговна Краснова отмечает следующие особенности ОВОС по законодательству США:

· принципы проведения ОВОС закреплены в федеральном Законе о национальной политике в области охраны окружающей среды, в котором: 1) создается специальный государственный орган в аппарате Президента США – Совет по качеству окружающей среды, имеющий рекомендательные полномочия, но имеющий право готовить обязательные для применения всеми министерствами и ведомствами Правила по проведению ОВОС; 2) для всех федеральных ведомств: а) признается в качестве стратегической задачи не допускать вредного экологического воздействия объектов на окружающую среду, б) закрепляется функция по проведению ОВОС;

· Проведение процедуры ОВОС по общему правилу осуществляется БЕЗ УЧАСТИЯ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ БУДЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ в соответствии с принципом независимости.

· Проведение процедуры ОВОС осуществляют различные министерства и ведомства как федеральные, так и штатов (в зависимости от уровня проекта) и от координации их действий во многом зависит результат. Для проведения ОВОС министерства или ведомства выдают разрешения на: а) проведение различных мероприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, например, при строительстве объекта может быть необходимо использование земли (разрешение на землепользование); использование водного объекта (разрешение на водопользование) и т.п.; б) при необходимости на выделение субсидий на реализацию проекта; в) подготовку законопроектов при необходимости.

· процедура ОВОС проводится до вынесения экологически значимого решения ведущим федеральным министерством или ведомством, которое определяется в зависимости от: а) значимости министерства или ведомства для реализации объекта, по которому проводится ОВОС (отраслевой критерий отбора), б) суммы субсидии на реализацию проекта (финансовый критерий отбора).

· Расходы по проведению ОВОС по законодательству несут министерства или ведомства, а не заказчики материалов ОВОС, которые представляют необходимую информацию.

· По результатам проведения процедуры ОВОС составляется Заявление о воздействии на окружающую среду, которое в соответствии с Правилами по проведению ОВОС должно отвечать следующим требованиям: а) иметь доступный стиль изложения, б) объем Заявления должен быть не более 150 страниц, в) в Заявление обязательно должна содержаться следующая информация о воздействиях объекта на окружающую среду: 1) анализ всех воздействий как негативных, так и благоприятных; 2) анализ неблагоприятных воздействий с использованием критерия «снижения вреда»; 3) альтернативные варианты проекта путем сравнительного анализа.

· По результатам ОВОС ведущее ведомство принимает решение о реализации проекта, которое как административный акт является основанием для деятельности заинтересованных лиц (как заказчика документации, так и министерств и ведомств).

· Существенной является роль судов в процедуре ОВОС. Судебным решением может быть отменена или приостановлена процедура ОВОС на любой стадии по заявлению любого заинтересованного лица.

Относительно возможностей судебной защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду в США в учебном пособии «Экологическое право: учебник» (см. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008) авторами отмечается, что граждане могут обращаться с исками как к государственным органам, так и к нарушителям экологического законодательства. Суд может обязать государственный орган выполнять возложенные на него законом функции по охране окружающей среды. В качестве примера в указанном учебном пособии приводится решение суда по иску жителя штата Огайо об обязании Федерального агентства по охране окружающей среды реализовать положения закона о чистоте вод за счет средств федерального бюджета. По решению суда была проведена проверка и выданы предписания: а) муниципалитету – о реконструкции водоочистительной станции, б) заводу, который загрязнял водный объект, - о реконструкции системы очистки его сточных вод.

Как отмечают авторы названного учебного пособия ответственность за нарушение экологического законодательства в США:

a. регулируется федеральным законодательством;

b. объектом экологического преступления является окружающая среда и здоровье человека;

c. ответственность за преступления является значительной, могут быть предусмотрены штрафы, лишение свободы, а также и то и другое.

Например, за действия, нарушающие законы о чистоте атмосферного воздуха, вод, об отходах, предусмотрены штрафы до 250 тыс. долларов США за каждый день нарушения или до 15 лет лишения свободы, или штраф и лишение свободы. Штрафы для юридических лиц могут быть до 1 млн. долларов США; г) объективная сторона характеризуется действием или бездействием в результате которого окружающей среде причиняется или может быть причинен вред, либо лицо подвергается непосредственной опасности.

Объектом самостоятельного исследования являлся вопрос правового регулирования охраны морских живых ресурсов в США в статье Пономаревой И.С., Свининых Е.А. «Правовое регулирование охраны морских живых ресурсов в США». (см. Экологическое право, 2003, № 5, стр. 38-44). В указанной статье авторами рассматриваются федеральные законы о погруженных землях, о землях внешнего континентального шельфа, о сохранении рыбных запасов и управлении ими (закон Магнусона-Стивенса), об устойчивом рыболовстве, об охране морских млекопитающих, об охране исчезающих видов, о морских ресурсах и их технической разработке.

Законодательство об охране окружающей среды Республики Польша подробно рассмотрено в статье Боярского П., Радецкого В., Ротко Е., Зоммер Е. «Польское право окружающей среды: основные проблемы». (См. журнал Экологическое право, 2006, № 2, С. 38-42 и 2006, № 3, С. 36-43), в которой дан подробный анализ законов «Право охраны окружающей среды», об охране природы, «Водное право», об отходах.

Как указывается авторами названной статьи, в польском праве закреплен разрешительный порядок использования окружающей среды, Закон «Право охраны окружающей среды» регулирует основные принципы охраны окружающей среды, закрепляет право граждан на доступ к информации об окружающей среде, на участие в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, а также «ограничения способов использования недвижимости в связи с охраной окружающей среды».

Как указывают авторы статьи, комплексные разрешения на использование окружающей среды в Республике Польша регулируются Законом «Право окружающей среды», в соответствии с которым:

1. перечень объектов, загрязняющих окружающую среду, на которые выдаются комплексные разрешения, определяются распоряжением Министра окружающей среды, включает 10 видов деятельности, которые совпадают с Директивой ЕС о комплексном предупреждении загрязнений;

2. при выдаче комплексных разрешений учитываются и имеют приоритет эмиссионные стандарты и стандарты качества воздуха;

3. при выдаче комплексных разрешений используется принцип наилучшей доступной техники и предельные величины эмиссии должны опираться на требования наилучшей доступной техники (см. принцип наилучшей доступной техники);

4. формы и содержание запроса о выдаче комплексного разрешения, решения о его выдаче и самого комплексного разрешения регулируются законом (нормы отличаются излишней подробностью, формы документов значительны по объему). В случае получения комплексного разрешения на водный объект (водноправовое разрешение) или на производство отходов, применяются также нормы Закона «Водное право» или Закона об отходах;

5. определены условия изменения или прекращения действия комплексного разрешения (в случае неиспользования субъектом комплексного разрешения в течение двух лет, его действие прекращается; основанием для прекращения действия разрешения может быть прогресс в области наилучшей доступной техники (см. принцип наилучшей доступной техники);

6. сбор информации относительно наилучшей доступной техники, ведение реестра запросов о выдаче комплексных разрешений по договору Министр охраны окружающей среды может поручить любому физическому или юридическому лицу.

Авторы указанной статьи отмечают также, что Закон об охране природы Республики Польша закрепляет связь охраны окружающей среды и охраны природы. Объектом охраны в соответствии с этим законом являются компоненты окружающей среды – растения, животные, грибы, природные места их обитания, памятники живой и неживой природы, ископаемые объектов растений и животных, ландшафты, зеленые насаждения в городах и селах, деревья. Авторы статьи выделяют 10 форм охраны, объединяя их в три группы, для которых (каждой из перечисляемых далее правовых форм охраны) устанавливается правовой режим:

1. территориальная форма охраны (а) национальные парки, б) резерваты природы, в) ландшафтные парки, г) территории охраняемого ландшафта, д) территории «Природа 2000»);

2. охрана по объектному признаку (а) памятники природы, б) задокументированные состояния, в) экологическое пользование, г) природно-ландшафтные комплексы);

3. видовая охрана животных, растений, грибов.

Установление и контроль за соблюдением установленного правого режима осуществляют органы управления (администрации), экспертно-консультативные органы, органы службы и охраны. Объекты охраны подлежат государственному учету. За нарушение правового режима предусматривается административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность исключительно на основании решения суда.

Закон «Водное право» регулирует использование и охрану вод в Республике Польша. Авторами названной статьи рассматривается предпосылки принятия закона, принципы регулирования использования и охраны вод, система планирования использования вод.

Учитывая, что Польша с 2004 года является членом Европейского Союза, правовое регулирование коммунальных сточных вод осуществляется не только в соответствии с законом «Водное право», а специальным законом о коллективном обеспечении водой и совместном сбросе сточных вод.

Предметом отдельного рассмотрения явилось законодательство об отходах в статьях:

Дубовик О. Л., Фролов А. Н. «Новое законодательство об отходах Республики Польша: особенности правового регулирования и тенденции применения» (см. Экологическое право, 2007, № 2, С. 33-39);20

Дубовик О. Л. «Опыт законодательного регулирования и доктринального толкования оборота упаковок в Республике Польша» (см. Экологическое право, 2007, № 1, С. 33-37).

Как указывается в статье О. Л. Дубовик и А. Н. Фролова, Закон об отходах Республики Польша состоит из 10 разделов, шести приложений, в которых указаны:

1. «Категории отходов»;

2. «Категории и виды опасных отходов»;

3. «Элементы отходов, которые квалифицируют их как опасные отходы»;

4. «Свойства отходов, которые вызывают опасность отходов»;

5. «Действия, состоящие в использовании отходов в целом или частично либо позволяющие извлекать из отходов вещества или материалы или энергию одновременно с их использованием»;

6. «Процессы обезвреживания отходов.

Авторами названной статьи, обращается внимание на сложности выделения признаков отходов, без которых не может быть определения понятия «отходы». «Чрезвычайно сложно отделить отход от иных видов материи, хотя одним из основных признаков отхода является невозможность его использования. … Именно поэтому европейские законодатели и вводят в норму-определение указания на действия субъекта и его намерения по избавлению от отходов». Также авторы названной статьи обращают внимание на следующее:

· определение момента возникновения отходов, который связан в польском праве с моментом, когда владелец отходов не находит для них дальнейшего применения;

· регулирование рассматриваемым законом понятия и особенностей обращения с медицинскими отходами (такие вопросы не урегулированы в российской законодательстве);

· выделение в законе некоторых категорий отходов, которых нет в российском законодательстве (вещества или предметы, использование которых запрещено законом);

· регулирование рециклинга и органического рециклинга;

· закрепление в законе обязанности владельца отходов информировать администрацию об отходах и способах управления ими за два месяца до начала деятельности, в результате которой образуются отходы;

· стоимость принятия отходов на хранение включает расходы на строительство, эксплуатацию, ликвидацию, рекультивацию, наблюдение и надзор за хранилищем отходов;

· предусматривается уголовная ответственность за вывод за границу опасных отходов (лишение свободы от 3 месяцев до 5 лет).

В статье О. Л. Дубовик «Опыт законодательного регулирования и доктринального толкования оборота упаковок в Республике Польша» рассмотрен один из вопросов, связанный с отходами – законодательное регулирования оборота упаковок. Автор анализирует комментарий к законам Республики Польша об упаковках и отходах от упаковок; об обязанностях предпринимателей в области управления некоторыми отходами; о продукционной оплате и депозитной оплате и отмечает следующее:

· в Законе об упаковках и отходах от упаковок определяются понятия «упаковок» и «отходов от упаковок», которые (отходы от упаковок) разграничиваются с отходами в понимании Закона об отходах. Отходы от упаковок разграничиваются от отходов, образующихся в процессе производства упаковок.

· Закон об обязанностях предпринимателей в области управления отходами ввел принцип расширенной ответственности производителей.

· Для обеспечения принципа «загрязнитель платит» законом введены депозитная плата и продукционная плата, задача которых перенести обязанности по использованию и переработке упаковок на производителей и импортеров, обеспечить развитие рынка вторичного сырья, мотивировать производителей находить более эффективные способы снижения воздействия на окружающую среду.

Правовое регулирование охраны окружающей среды в некоторых странах Европы (Хорватии и Венгрии) рассмотрены в учебном пособии «Экологическое право: учебник» изданный в 2008 году (см. Стр. 337-350).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.