Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и социальные нормы архаичных обществ. Исторические формы и методы регулирования




Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и юридические границы применения.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов.

Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости.

Российское законодательство официально закрепляет институт аналогии – п.1 ст.6 ГК РФ. В юридической литературе и в законодательстве признается, что аналогия не допускается в уголовном законодательстве, в нем единственный путь восполнения пробелов – это деятельность законодателя.

Правоприменительная деятельность существенно затрудняется наличием коллизий в действующем законодательстве. Под юридическими коллизиями понимается расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий.

Субъективные причины коллизий достаточно многочисленны: нечеткое разграничение правотворческих функций у различных субъектов правотворчества, неурегулированные субординационные отношения органов власти, отсутствие научной проработки вопросов, подвергаемых регулированию, отсутствие хорошей систематизации действующего законодательства, некомпетентность лиц, занимающихся правотворчеством, использование без разъяснений многозначных терминов в различных правовых актах.

Коллизии бывают: между действующими нормами права; между законами и подзаконными актами; между конституцией и законами; между нормами международного и внутригосударственного права; между нормативными актами федеральных органов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации; между нормативными актами и правоприменительными актами; между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса; между нормативными актами и актами толкования.

Способы устранения коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости и ясности.

Практикой выработаны следующие основные способы устранения коллизий: принятие нового акта; толкование правового акта; отмена старого акта; внесение изменений, уточнений в действующий акт; применение согласованного решения созданной согласительной комиссией; судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства; приостановление действия правового акта.

Наиболее эффективным способом устранения коллизий являются принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений и уточнений в действующее законодательство. Важное место в деле разрешения коллизий принадлежит судам. Своими решениями они вносят ясность во многие коллизионные ситуации, возникающие на практике. В последние годы стала практиковаться такая форма устранения коллизий, как согласительная процедура, предполагающая создание согласительных комиссий. В ходе таких процедур вырабатываются единое понимание целей, задач, структуры нормативного акта, основных понятий и положений, содержащихся в нем. Согласительные комиссии создаются между правительством и парламентом, между палатами парламента.

Первобытно-общинный строй – это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи. Все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу.

В первобытном обществе был особый вид власти – власть авторитета, старейшины, вожака, который был первым среди равных.

Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных членов рода.

Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание. Решения собрания были обязательны для всех.

В процессе развития первобытного строя отдельные роды объединяются в племена, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Появляется коллегиальный орган управления первобытного общества – совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и т.д. совет старейшин избирал вождя племени и других должностных лиц. Власть в первобытном обществе осуществляли также жрецы. Они выполняли идеологическую функцию.

В первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, власть имела моральных характер, не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими. Наряду с властью существовало принуждение, оно носило моральный характер и осуществлялось всем обществом. Регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами – ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т.п.

Ритуалы – форма символического внешнего поведения, церемония. Цель ритуала – внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия.

Через обряды выражалась радость, жалость, память об умершем и т.д. Обряд инициации применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род; свадебные обряды, обряды захоронения.

Главное в мифах – нормативная, предписывающая часть, которая основывалась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества.

Обычаи – правило поведения, складывающееся исторически, ставшее правилом в результате многократного повторения.

В нормах первобытного общества не было разделения на права и обязанности. Санкции существовали в виде общественного порицания и жестоких наказаний.

По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запреты – недопустимость совершать те или иные поступки (кровнородственные браки); дозволения – указывали, например, когда и какую пишу добывать; обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, изготовления орудий труда.

Социальные нормы первобытного общества не могут быть отнесены ни к правовым, ни к моральным – они имеют характер мононорм.

С появлением социальной дифференциации в обществе исчезают и мононормы.

8. Правонарушение: понятие,виды,состав.

Правонарушение-деяние человека, достигшего установленного законом возраста и обладающего относительной свободой воли, способного подчинять свои действия требования правовых норм.

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Основные признаки правонарушения:
1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

  • в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
  • в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

Не могут быть правонарушением мысли человека, его убеждения. Вне конкретных деяний религиозные взгляды людей, их национальные, политические и иные воззрения не носят противоправного характера, и юридическая ответственность за них, по мысли К. Маркса, - это позитивная санкция беззакония;
2) правонарушение есть акт поведения отдельной личности (индивида) либо коллектива личностей (государственный орган, фирма, кооператив и др.). Не могут быть субъектами правонарушения вещи, предметы, а также дикие и домашние животные. Однако в истории известны случаи, когда субъектами правонарушений в Средние века признавались животные - свиньи, быки, кошки, которых судили по всем правилам юридической процедуры, назначали наказание и публично приводили их в исполнение;
3) правонарушение - это такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм. Это нарушение правового приказа, установленного государством запрета определенного поведения, неповиновение государственной власти. Без правовой нормы не может быть правонарушения.

4) правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом. Правонарушитель должен осознавать свой поступок, отдавать отчет о его результатах, понимать, что он должен отвечать за него. Все это составляет понятие деликтоспособности - способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за наиболее опасные преступления - с шестнадцати лет, за остальные преступления и административные проступки - с четырнадцати);
5) не считаются правонарушениями внешне подпадающие под признаки закона деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми. Такие поступки обычно называются объективно противоправными деяниями. За вред, причиненный детьми, отвечают их законные представители - родители, опекуны. Лица, признанные невменяемыми, не привлекаются к юридической ответственности и подлежат принудительному лечению;
6) правонарушение - это деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Вина - это отрицательное или легкомысленное отношение правонарушителя к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Одновременно это и констатация и оценка ущербности, вредности поведения нарушителя со стороны государства, осуждение обществом.

Различаются две формы вины:

-умысел. Правонарушение считается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения, а также желал их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускал такие последствия или относился к ним безразлично (косвенный или эвентуальный умысел). Заказное убийство, например, осуществляется в форме прямого умысла, а причинение телесных повреждений в пьяной драке - косвенного;

-неосторожность. Неосторожное правонарушение совершается, когда лицо не желает и не допускает вредные последствия своего поступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может их предвидеть и предотвратить (небрежность);

7) наконец, правонарушение - это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным. Это вызов обществу, посягательство на его ценности, интересы и потребности людей, на общественные порядки, которые устанавливаются и охраняются правом. Таким образом, правонарушения чужды устоям общества, вызывают его отрицательную реакцию, и потому общество имеет в рамках закона право и обязано решительно бороться с ними, особенно с таким наиболее вредным их проявлением, как преступность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.