Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правомерное поведение. Объективная и субъективная сторона. Девиантное поведение




Функции государства понятие и классификация

Состав правоотношения

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;
2) объекта правоотношения;
3) юридического факта и содержания.

Признаки правоотношений:

1. Правоотношения представляют собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности людей - типовые образцы тех общественных отношений, которых люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются тогда, когда люди выполняют предписания правовых норм, т. е. вступают в правоотношения. Посредством правоотношений правовые нормы воплощаются в жизнь.

2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект наделен правом, то на другого возлагается обязанность.

3. Правоотношения носят волевой характер. Это проявляется в том, что правоотношения возникают на основе правовых норм, которые являются результатом сознательной деятельности людей. Участники правоотношений реализуют предусмотренные юридическими нормами права и обязанности посредством своих сознательных действий.

4. Правоотношения гарантируются государством и охраняются, когда в том возникает потребность, принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

5. Правоотношения носят двусторонний характер, т. е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности.

6. Правоотношения играют регулирующую роль, определяя конкретное поведение сторон и внося упорядоченность в общество.

Функции государства принято делить на две основные группы - внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет государство в политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических государств является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государства тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования государства. На основе приведенной классификации можно выделить следующие функции, осуществляемые современным государством в условиях рыночной экономики:

 

Внутренние функции:

а) в экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогов;

б) в социальной сфере – социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, выделение средств на здравоохранение, образование, строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.;

в) в политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов, оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам;

г) в духовной сфере – государственная поддержка искусства, национальной культуры, забота о нравственном и культурном возрождении общества.

Весьма большое значение в современном мире приобретают такие функции, при осуществлении которых разные государства объединяют свои усилия. Например, экологическая функция, т.е. деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей. Эта функция является внутренней и внешней одновременно. Такой же характер присущ функции обеспечения научно-технического прогресса (например, совместное исследование космоса) и информационного обслуживания населения.

К внешним функциям современного государства относятся:

а) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими государствами, входящими в мировое сообщество;

б) защита от нападения извне, охрана государственных границ;

в) обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.

37. Юридические факты: понятие и классификация

Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.

Юридические факты:

1) это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;

2) формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.

Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.

Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3) обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами; 2) закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме; 3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов: 1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие; 2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

38. Социальное государство: понятие условия формирования

Социальное государство - это правовое государство развитого гражданского общества, которое, соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

Социальное государство и правовое государство - единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства., т.е. государства реальных прав человека, среди которых есть социально-экономические права (право на труд, справедливые условия труда, социальное обеспечение, достойный человека прожиточный минимум и др.), обеспечение реальности которых - задача социального государства.

Социальное государство - надклассово, в том смысле, что оно направлено на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, оно защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан, народов, является орудием снятия социальной напряженности в стране.

Социальное государство - это государство развитого гражданского общества (создающего материальные блага,иные ценности), являющегося условием существования и развития социального государства, развитое гражданское общество как бы обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

Социальное государство нивелирует неоправданные социальные различия, обеспечивает достойные условия существования своих граждан, социальную защищенность населения, участвуя в производстве и распределении экономических благ, оно вмешивается в свободную экономическую деятельность (в интересах всего общества в целом).

Социальное государство способствует формированию в стране т.н. «среднего класса» (часть общества, которая обеспечена в той мере, когда не ощущается потребность в необходимом, но и не богата настолько, что это вызывает у малообеспеченных слоев населения поползновение к разделу их собственности).

Социальное государство - государство, реализующее на практике политику, направленную на обеспечение благосостояния и развитие реальных возможностей реализации гражданами конституционных прав и свобод. (А.В. Мелехин)
Социальное государство - государство, берущее на себя обязанность заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. (М.В. Баглай)
Оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.п.), т.к. между этими понятиями существует определенное противоречие.
После Второй мировой войны в конституциях ряда стран (ФРГ, Франция, Италия и т.д.) появилась формула «социальное государство»: многие исследователи считали, что обязанности государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (труд, отдых, соц.обеспечение и проч.) или к раздаче пенсий и пособий. Со временем пришли к осознанию того, что это понятие шире – улучшение соц.обеспечения, забота о образовании, культуре, семье, здравоохранении, обеспечение прожиточного минимума, перераспределение доходов через гос. бюджет, содействие увеличению мелких и средних собственников и др.Социальную политику должна приобрести вся экономическая политика правительства не ограничивая при этом конкуренцию и экономическую свободу.
Не имеет ничего общего с тоталитарным социализмом, рассматривается как составная часть концепции демократического государства.
Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.
Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).
В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека (статья 7).
Часть 2 статьи 7 дает расшифровку обязанностей государства:
охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; и иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень (по мнению Баглая) существенно отстает от общепризнанных обязанностей государства в конституционной теории и практике развитых стран. Нет понятия «социально ориентированная рыночная экономика», что в существенной мере помогло становлению социального государства.

39. Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Правомерным считается такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норма. Правомерным считается любое поведение, не запрещенное юридическими норма.

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов и сообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращает долг кредитору). Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле. Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение — юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.

Структура правомерного поведения представляет собой единство четырех элементов:

- субъекта (право- и дееспособного лица);

- объекта (общественно полезного результата);

- субъективной стороны (позитивных целей, мотивов, установок);

- объективной стороны (действия либо бездействия, не противоречащего праву);

Субъектами выступают физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке.

Объектами правомерного поведения являются предметы материального мира или поведение субъектов.

Объективная сторона включает в себя все элементы, характеризующие правомерное поведение как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно сулить лишь по одному признаку — действиям. Правомерные поступки субъектов отличаются друг от друга, а также от противоправных и юридически нейтральных именно своей внешней стороной.

Субъективная сторона правомерного поведения отражает его внутреннюю сторону. Ее характеризуют, прежде всего, мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, на которые направлены их действия или бездействие (см. табл. на стр. 14).

Объектом правомерного поведения являются общественные отношения, в которых действует субъект права.

Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведени е может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Причина девиантного поведения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

 

41. Юридическая техника: понятие и виды

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.