Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Ход жизни человека




РАЗДЕЛЕНИЕ НА ЖИЗНЕННЫЕ ФАЗЫ

 

Каждый период жизни имеет свой собственный смысл,

свою собственную задачу. Найти их и себя в них является

одной из важнейших задач приспособления к жизни.

Эрих Штерн

 

"Человек во второй половине жизни"

Разделение человеческой жизни на фазы было спорным с давних времен. Одна из точек зрения состоит в том, что никаких фаз нет вообще, что любое развитие при повседневном и точном наблюдении биографии является лишь постепенным изменением. Кроме того, кризис периода половой зрелости, как он описан у представителей психологии развития, является феноменом, зависящим от искусства и культуры, следствие способа, каким, например, западная культура реагирует на процесс сексуального и социального созревания.

Аргумент о постепенном изменении, которое исследуется только путем наблюдения за небольшими интервалами, мало что говорит о существовании детства, юности и о взрослении. Здесь происходит то же, что и при переходе от дня к ночи. Если следить за ним с минуты на минуту, то нельзя сказать: "Теперь закончился день, наступила ночь. " И все же вдруг становится совершенно темно, наступает ночь, и можно различать день и ночь. Столь же маловероятно назвать определенный день перехода от юности к взрослому состоянию, и все же есть момент, когда человек приобрел так много характерных черт взрослого и отбросил так много юношеского, что теперь с полным правом можно говорить о достижении взрослого состояния (предварительной формы).

Другой, социологически более обоснованный аргумент в пользу зависимости от культуры так называемых фаз жизни содержит элемент истины. Род психического переживания половой зрелости во многом зависит от ряда внешних факторов. Прежде всего, конечно, от требований, которые предъявляет к молодежи окружение, например, требования к гимназисту из интеллигентной семьи иные, чем к юноше племени кукуй из Кении, который после обрядов совершеннолетия принимается в мужское сообщество своего племени. Но в том факте, что оба уже готовы проститься с детством и по-новому ориентироваться в окружающем мире, отчетливо можно видеть, что действительно происходит переход от одной фазы жизни к следующей.

Особенно в первой половине жизни биологическое развитие является важной предпосылкой психической и духовной переориентации. Во второй половине жизни это во все возрастающей мере духовная личность, которая берется за решение этой задачи, ставит цели и избирает нормы. Как мы увидим, именно в возрасте около сорока лет, в начале нисхождения биологической линии жизни нужно освободиться от связи с биологической инволюцией и подняться к более высокому, духовному уровню.

Так как тело, психика и дух человека все-таки действуют как единство, речь никогда не идет о том, что только одно из них оказывает определяющее влияние, но между всеми тремя существуют отношения переменного равновесия. Именно это переменное равновесие делает переходы плавными и несмотря на это отчетливо видимыми, если их желают видеть.

Я буду обсуждать только некоторые исследования о фазах человеческой жизни, а потом рассмотрю основы моей собственной позиции.

Есть системы, которые делят человеческую жизнь на периоды в 7, 14 или 21 год, и системы, которые видят пять, семь или девять неравных жизненных фаз.

Различия между всемозможными системами, впрочем, меньше, чем кажется вначале. Во всех системах, в сущности, важнейшие поворотные пункты биографии практически идентичны, несмотря на это, происходит разделение по второстепенным критериям.

Старейшая система, которая оказала влияние на нашу западную культуру, это греческое деление на хепдомадены, на 10 периодов по семь лет. Птолемей отличается от своих современников, он делит жизнь на равномерные фазы, которые подчиняются влиянию отдельных планет. Римляне знали пять фаз жизни:

0-15 лет: pueritia, годы раннего детства и латентная

фаза первых школьных лет;

15-25 лет: adolescentia, юность; 25-40 лет: iuventus, первая фаза взрослого возраста;

40-55 лет: virilitas, вторая фаза взрослого возраста;

с 55 лет: senectus, старость.

Из нидерландских авторов к этому делению римлян примыкает Рюмке (Rumke), он добавляет еще praesenium, предстарость с 55 до 65 лет и считает началом старости 65 лет.

Уотвринг (Watering) следует после Рюмке греческому делению на 10 фаз по 7 лет:

0-7 лет: время жизни фантазий,

7-14 лет: время воображения, имагинации,

14-21 год: половое созревание и юность, 21-28 лет: завоевание жизненного базиса, 28-35 лет: подтверждение и сличение наиденных основ жизни,

35-42 года: вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

42-49 лет: маниакально-депрессивный период,

49-56 лет: борьба с собственным закатом,

56-63 года: мудрость,

63-70 лет: вторая молодость - переход признают сознательно - в этой фазе человек может еще раз достичь кульминации своей жизни.

Вийнпшрден (Wijngaarden) различает три больших фазы:

0-18 лет: изучение внутреннего и внешнего мира,

18-42 года: принятие внутреннего и внешнего мира,

с 42 лет и до конца: осознание внутреннего и внешнего мира.

Андриессен рассматривает жизненные фазы не столько как фрагменты календарных лет, он больше занимается принципами, характеризующими различные фазы жизни. Интересно, что авторы, которые размышляли о фазах жизни, исследовали их и собирали факты, все они являются более или менее выраженными представителями персонализма.

Исходя из психоанализа Фрейда, было много написано о психологии развития, но у всех авторов развитие заканчивается или на шестом, или на четырнадцатом году жизни. Они считают, что по достижении этой точки индивидуум больше не развивается. В этой философской системе развитие может исходить только из биологической жизни инстинктов, психическая личность является лишь "надстройкой" этой инстинктивной природы, которая называется "Оно".

Позднее некоторые из последователей Фрейда обратились к самому "Я", а не к "Я" как производному от Оно". Здесь речь идет об индивидуальной предрасположенности "Я", которая существует изначально, а не развивается из "Оно" (среди других Э. Эриксон, Е. Erikson).Самый известный автор, занимавшийся человеческой биографией, это Шарлотта Бюлер. Она различает пять фаз жизни, совпадающих с фазами Рюмке. Но еще важнее, чем деление на периоды, идея Шарлотты Бюлер, что у каждого человека есть лейтмотив, на основе которого он ставит перед собой цель и выбирает путь к осуществлению этой цели: По Шарлотте Бюлер, и течение человеческой жизни осуществляется развитие на основе определенных биологических стремлений. Это:

(1)удовлетворение потребностей,

(2)самоограничивающаяся адаптация изнутри, называемая также регулированием жизни,

(3)поддержание внутреннего порядка, благодаря которому становится возможной последовательность (Шарлотта Бюлер приводит здесь в пример настоящую совесть, которая способствует самоограничению "благодаря подлинной самости"),

(4)творческая экспансия.

Различные фазы жизни определяются этими основными стремлениями с различной интенсивностью. Кроме того, возможность развития по Шарлотте Бюлер основываются на противоположности между витилитстом (жизненной силой, биолого-физическим аспектом человека) и менталитстом (душевным складом, духовным аспектом человека, ориентированным на осуществление жизненной задачи.)

Она видит две линии развития во взаимодействии - биологическое и душевно-духовное развитие. От биологической личности исходят основные стремления, от духовной личности - мотивы.

Психический аспект биографии становится таким образом "протеканием мотивации. " Каждая жизнь имеет основную цель, лейтмотив. Наряду с биологической биографией, которая состоит из созидания - равновесия - упадка - смерти, она выдвигает схему биографического хода жизни, складывающейся из разбега - поиска и проб – окончательного пути - кульминации - итога и нисхождения.

Позже, при рассмотрении жизненных фаз, мы увидим, что моя собственная схема жизненного пути имеет две возможных кульминации, которые имеют совершенно различную природу.

Сама Шарлотта Бюлер чувствует, что парой противоположностей "виталитет-менталитет" она еще недостаточно точно обрисовала жизненный путь человека. Понятие "менталитет" у нее не очень четко ограничено, это скорее вся психическая личность, потом "менталитет" более связан с "Я', о котором Шарлотта Бюлер говорит, что оно уже со второго года жизни сознательно с силой прокладывает путь для осуществления собственной цели, часто испытывая сопротивление своего окружения, в то время как одновременно и в связи с этим развитием начинается действие совести. Биографию следовало бы рассматривать как триаду тела, души и духа. Душа здесь является снова и снова изменяющимся расположением друг относительно друга мышления, чувствования и воления, которое следует с одной стороны из биологического развития, с другой стороны - из духовного развития, а именно, из установления самостоятельно избранной жизненной цели. Эта цель приводит потом, в зависимости от индивидуальной биографии, к более или менее совершенной биографии, к более или менее совершенному удовлетворению жизнью, которое познается в душе. Шарлотта Бюлер называет удовлетворение довольно удачным осуществлением жизненных целей.

Хорус (Лейден) является ярко выраженным представителем персонализма. Для него биографический метод как научный подход представляет собой полную противоположность естественнонаучному методу. Первый индивидуализирует, последний обобщает.

Биографический метод приближается к индивидууму на его жизненном пути. Хорус подробно рассматривает особое место человека в сравнении с высшими млекопитающими и подтверждает мое мнение о том, что грудной ребенок появляется раньше времени: "Если бы человек был млекопитающим, он рождался бы в конце первого года жизни. " Беременность должна была бы продлиться на год (базельский зоолог Адольф Портман говорит о человеке как о "психологически недоношенном"). Он утверждает, что каждая фаза имеет свою собственную форму и свой собственный смысл и что нельзя одну фазу заменять другой.

Особенно важный вклад в изучение человеческой биографии внес философ Гвардини (Guardini). Его книга "Возрасты жизни" должна была бы стать настольной. Хотя ее легко прочитать за один вечер, она содержит множество тщательно сформулированных мудрых человеческих мыслей и убедительных истин. Вот несколько предложений из этой книжицы: "Человек характеризует себя всегда по-новому... во всех фазах он всегда один и тот же человек, который живет здесь... собственно персона, которая знает о себе и несет ответственность за соответствующую фазу жизни... Каждая фаза своеобразна, она не может быть выведена ни из предшествующей, ни из последующей... Жизненные образы создают и оценочные фигуры. В них возникают определенные ценности с определенными доминантами... Ребенок не только для того существует, чтобы взрослеть, а и для того, и прежде всего, чтобы он сам именно как ребенок был человеком. Потому что человек является живущим в каждой (разе своей жизни... Таким образом, настоящий ребенок не меньше человек, чем настоящий взрослый...Гвардини ищет для каждой фазы доминанту оценочной фигуры, центр тяжести или середину. Его фазы:

(1)жизнь во чреве матери, рождение и детство,

(2)кризис созревания (половая зрелость),

(3)молодой человек (юность),

(4)кризис из-за приобретения опыта (переход от юности к экспансивному взрослению),

(5)совершенный человек (тридцатые годы),

(6)кризис узнавания границы (начало сороковых годов),

(7)отрезвленный человек,

(8)кризис освобождения, мудрый человек.

Бросается в глаза, что Гвардини занимается прежде всего важными переходами между фазами жизни. Ко всем фазам относится следующее: "Эти фазы образуют вместе ценность жизни Но не так, что она складывается из них, но целое всегда присутствует здесь, в начале, в конце и в любом месте... Так, конец оказывает влияние на всю жизнь: факт, что дуга жизни опустится и когда-нибудь перестанет существовать; что все происходящее идет к завершению - к завершению, которое мы называем сегодня смертью... Каждая фаза существует ради целого и ради любой другой фазы. Ее повреждение нарушит все и каждое в отдельности."

Отличное исследование человеческой биографии, которое намного подробнее и по-моему глубже, чем книга Шарлотты Бюлер, написала другая женщина. Это Марта Мере (Martha Moers) из Бонна, ее книга называется "Фазы развития человеческой жизни. "

В предисловии она говорит, что, во-первых, хочет в своей книге описать жизнь как задачу, которую должен решать человек с помощью своих физических и душевно-духовных сил. Центр тяжести приходится на эти духовные силы, потому что они придают жизни собственный и более глубокий - соответствующий человеческому достоинству - смысл. Во-вторых, она пытается рассматривать всю человеческую жизнь как более или менее прогрессирующее развитие, а именно, как развитие духовного в человеке. Это означает одновременно требование к взрослому человеку воспитывать себя самого.

Книга дает особенно полный обзор биологических, психических и духовных факторов каждой фазы жизни.

Важно, что она вводит для средней фазы взрослого возраста, для периода от начала двадцатых до начала сороковых годов, следующие понятия: жизненно-душевные устремления, деловые устремления и духовные устремления. Она убедительно показывает в детальном наблюдении и описании, как эти различные стремления одно за другим овладевают жизнью (по терминологии Гвардини становятся средней оценкой).

Для каждой фазы жизни она дает затем общую характеристику, описывает творческую работу и способ решения своих задач, социальные связи и общее отношение к ценностям.

Она решила поделить жизнь на 6 фаз:

(1)первая жизненная фаза: детство и юность примерно до 14 и 21 года,

(2)вторая жизненная фаза: первая фаза взрослости и двадцатые годы, 21-28лет,

(3)третья жизненная фаза: примерно от 28 лет до 42 лет,

(4)четвертая жизненная (раза: примерно от 42 до

56 лет,

(5)пятая и шестая жизненная фазы (сравнимо с praesenium и senium Рюмке), две (разы старости

Марта Мере очень основательна в своем описании и развивает особенно там, где речь идет об отношении к работе и ценностям, в высшей степени оригинальные мысли. Рассмотрения этих двух аспектов жизненных фаз я больше нигде не находил. Ее взгляды во многом совпадают с тем опытом, который я смог получить в своей работе при обучении взрослых.

Я часто буду ссылаться на Марту Мере. Ее работа осталась относительно неизвестной, может быть, потому, что была издана лишь небольшим тиражом в университетской серии и никогда не попадала в книжную продажу. Они никем, кроме Шарлотты Бюлер, не упоминается и не цитируется.

Взгляды кого-либо на биографию человека тесно связаны с концепцией человека, которая стала центральным пунктом в жизни автора. На мое личное представление о человеке решающим образом повлияла личность Рудольфа Штайнера, В мировоззрении Штайнера и его образе человека центральным является понятие развития. В отношении биологического развития он примыкает к учению Гете о метаморфозах, подхватывает учение Шиллера о триединстве духовных устремлений человека и разнимает из них совершенно новое гетеанистическое мировоззрение, рассматривающее человека как единство тела, души и духа. Тело, подчиняющееся определенным законам развития, возникло в результате длительной эволюции. В отличие от него дух, проникающий в сознание человеческого ''Я", ориентирован на будущее и стремится к свободе. Между обеими сферами находится человеческая душа или психика - та арена, на которой встречаются обе силы и где человек предстает как человек здесь и теперь.Штайнер также исходит из десяти периодов развития по семь лет каждый:

3 раза по семь лет на физически-душевное развитие, 3 раза по семь лет на собственно душевное развитие, 3 раза по семь лет на развитие духа.

Таким образом, за 63 года человек проходит свои ступени развития, и потом у него остается еще десятое семилетие, чтобы закрепить развитие. Семидесяти лет он готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Здесь уместно краткое слово предупреждения. Никто из авторов, описывающих биографию как семи или четырнадцатилетний ритм, также и Рудольф Штайнер, не считает, что смена фаз происходит по соответствующим календарным дням. Скорее это вехи, средние значения, интервалы, по которым осуществляется индивидуальное развитие. Это масштабы, по которым можно определять важные отклонения.

По ним можно искать причины акселерации или замедления в развитии. В младенчестве это совершенно нормально. Кто в семь лет еще не созрел для школы, у того налицо нарушение в развитии. Тот, кто уже в 9 лет или только в 17 вступает в период половой зрелости, в большинстве случаев уже нуждается в лечении. Чем старше становится человек, тем более ускоренно или замедленно может он проходить фазы своего индивидуального развития, не подпадая патологии.

Штайнер рассматривает три уровня развития души, которые он называет душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной. Между 21 и 42 годами можно различить эти различные уровни как доминирующую оценку человеческого развития. Эти три уровня совпадают со схемой, которую описала Марта Мере через тридцать лет. Она называет то же смещение доминанты оценки преобладанием жизненного-душевного, вещественного и духовного устремлений. Это только различные названия для одного и того же явления. Тем самым названы важнейшие источники для нашего изучения литературы о фазах развития человеческой жизни. На всех этих работах базируется описание человеческой биографии, которое я даю в следующих главах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.