Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансово-правовых норм 2 страница




1 См.: Алексеев С.С. Указ. соч. Т. 2. С. 140; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 517.

^

72 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

чества, которыми обладал до вступления в них, то есть остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъеьст (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереали­зованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим от­раслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе фи­нансовой деятельности государства, муниципальных образова­ний. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов граж­данского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них го­сударственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходи­мость полного осуществления входящих в нее прав и обязаннос­тей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факто­рами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования допол­нительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налого­вых платежей и др.).

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделя­ются субъекты российского права:

а) государство и его территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразде­ление субъектов финансового права и на две группы:

а) организации, куда входят две первые из названных выше групп;

б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуаль­ных субъектов.

Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности, о способах защиты субъектов финансового права). Однако подраз­деление на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.

§ 3. Субъекты финансового права

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация;

субъекты Российской Федерации — республики, края, облас­ти, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

муниципальные образования — городские, сельские поселе­ния и иные территории; ^*.

административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

административно-территориальные образования особого ре­жима (закрытые административно-территориальные образова­ния, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу­дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта­ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлеж­ность бюджета государству и его территориальному подразделе­нию является и необходимым атрибутом, отражающим их ор­ганизованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и исполь­зование их для социально-экономического развития соответст­вующей территории.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образо­вания выступают субъектами права и в других финансовых отно­шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государст­венных (или муниципальных) займов, при использовании бан­ковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т.д., кото­рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечива­ется при этом за счет средств государства или его территориаль­ных подразделений, то есть соответствующего государственного или местного бюджета.

Закрытые административно-территориальные образова­ния (ЗАТО) согласно российскому праву — это имеющие орга-

74 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

§ 3. Субъекты финансового права

ны местного самоуправления административно-территориаль­ные единицы с особым правовым режимом. В их пределах рас­положены промышленные предприятия по разработке, изготов­лению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, в связи с чем устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граж­дан. Решение о создании и упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. ЗАТО на­ходятся в ведении федеральных органов государственной влас­ти по вопросам: установления административной подчиненнос­ти и границ; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении ЗАТО; введения и обеспече­ния особого режима.

Все это определило особенности и финансово-правового поло­жения ЗАТО. В отличие от муниципальных образований, ЗАТО вступает в бюджетные правоотношения непосредственно с федеральными органами власти1.

В случае строительства или реконструкции в ЗАТО предпри­ятий и объектов с сохранением их оборонной направленности за счет средств федерального бюджета, часть их обязательно должна быть отчислена органам местного самоуправления ЗАТО.

Зарегистрированным в ЗАТО в качестве налогоплательщиков организациям органами местного самоуправления предоставля­ются дополнительные льготы по налогам и сборам.

Свободная экономическая зона отличается особой системой на­логообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и испол­нительной власти; органы местного самоуправления; предпри­ятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и не­коммерческие организации.

1 См.: Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-террито­риальном образовании» // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665; Федеральный закон от 31 де­кабря 1999 г. «О федеральном бюджете на 2000 год». Ст. 58. // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10; Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год». Ст. 66, 67//СЗРФ. 2001. №53. Ст. 5030.

Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят:

органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов ис­полнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — ми­нистерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финан­сово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значе­ния.

Участие в правоотношениях не только органов исполнитель­ной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от ад­министративного права, субъектами которого органы представи­тельной власти не являются.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен­ной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетен­ция соответствующего органа распределяется между его струк­турными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, по­лучением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т.д. Для вступления в такие правоотношения пред­приятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предус­матривается возможность филиалам, другим обособленным под­разделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

76 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Среди этой группы субъектов финансового 'Права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государст­венных предприятий, основанных на праве оперативного управ­ления1. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличается специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ас­социации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые,.ре­гиональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофи­нансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы, деятель­ность которых впоследствии урегулирована законом2. Это совокуп­ность юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов), объединяющих инвестиции (капиталы), материальные и финансо­вые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для по­вышения эффективности производственного процесса.

В условиях рыночной экономики развилась сеть малых пред­приятий, которые также вступают с государством и муниципаль­ными образованиями в финансовые правоотношения, отличаю­щиеся от других своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения3.

Учреждения, которые являются некоммерческими организа­циями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной

§ 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

1 О создании казенных предприятий см. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» // СЗ РФ. 1994. № 5. С. 303. Ст. 115 ГК РФ.

2 САПП. 1993. № 49. Ст. 4766; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

3 См.: гл. 262 (Раздел VIII1) НК РФ // Российская газета. 2002. 30 июля.

и управленческой деятельности1, являются субъектами финансо­вого права главным образом в связи с использованием для выпол­нения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобрета­ют права и обязанности учреждений, связанные с использовани­ем внебюджетных средств, получаемых ими в результате пред­принимательской и иной деятельности, (оказания дополнитель­ных услуг и т.п.), приносящей доходы.

Индивидуальные субъекты финансового права,"йл'и физичес­кие лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающи­ми в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государствен­ного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законо­дательство определяет, в даких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностран­цы и лица без гражданства.

Среди физических лиц — субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Консти­туции России (ст. 32).

§ 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых пра­воотношений. В этих целях широко применяется метод убежде-

1 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организа­циях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ.

78 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

§ 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

ния в различных формах, прежде всего проведением разъясни­тельной работы. В результате большей частью субъектов требова­ния финансово-правовых норм выполняются добровольно. В слу­чае нарушения правил, установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных де­нежных фондов, вводится в действие метод государственного при­нуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Важно, чтобы в соот­ношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна лишь высоко­му уровню правосознания. Поэтому в области финансов в услови­ях перехода к рыночным отношениям к нему необходимы повы­шенные требования.

Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Сле­довательно, использование этих мер необходимо и в случаях воз­никновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов — государству, его территориальным подразде­лениям, органам государственной власти и местного самоуправ­ления, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях — восстановление нарушенных прав.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административ­ном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Содержание их в области финансо­вых правоотношений имеет свои особенности.

Следует заметить, что до 90-х гг. преобладал административ­ный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судеб­ный порядок применялся в основном при защите интересов госу­дарства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в адми­нистративном порядке.

Российское законодательство 90-х гг. расширило сферу дейст­вия судебного порядка применительно ко всем субъектам финан­сового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в админи­стративном порядке не исключает возможности обращаться при неудовлетворяющем исходе в суд или арбитражный суд.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к государственным органам и органам местного самоуп­равления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широ­кая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Но он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях, однако при возможности их обращения в суд.

В различных финансовых отношениях административный по­рядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявля­ется в форме властных велений при вынесении решения соответ­ствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный по­рядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); тот же порядок взыскания платежей, не внесен­ных в государственные внебюджетные социальные фонды. В бес­спорном порядке списываются суммы бюджетных средств, ис­пользуемые получателем не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ). В денежно-кредитной сфере Центральный банк РФ впра­ве применить санкции к коммерческим банкам при недовнесении средств в обязательный резерв в целях защиты интересов их кли­ентов.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, выте­кающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в администра­тивном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть исполь­зованы и в других случаях их нарушения.

В финансовом законодательстве последнего времени особое внимание уделяется праву на судебную защиту. Так, согласно За­кону РФ от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фон­дов...»1 представительным и исполнительным органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления была гарантирована судебная защита упомянутых прав в арбитражном

ВВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.

80 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

суде (однако в БК РФ подобные нормы отсутствуют). Закреплено право Центрального банка РФ обратиться в суд с исками о защите своих интересов — ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены Законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»1 и Ар­битражным процессуальным кодексом 2002 г. (ст. З)2.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют административный и судебный по­рядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гаран­тирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отрас­левом законодательстве, например в НК РФ и других норма­тивных актах.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные сред­ства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударст­венные органы по защите прав. Вступление России в Совет Евро­пы расширяет такие возможности граждан РФ.

Порядок обжалования в суд урегулирован Федеральным зако­ном от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан»3. К таким действи­ям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения).

Помимо этих общих положений в законодательных актах, ре­гулирующих финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться правомочия граждан по обжалованию в суд приня­тых в данной сфере решений государственных органов4.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защи­той их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностно-

v § 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

1 СЗРФ. 1995. №18. Ст. 1589.

2 Российская газета. 2002. 27 июля.

3 ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

4 См., например, ст. 137 и 138 НК РФ.

му лицу, то есть использовать административный порядок за­щиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых ин­тересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г., внесший изменения и дополнения в ГПК РСФСР1, установил возможность примене­ния упрощенного судебного порядка рассмотрения дел по взыска­нию с граждан недоимок по налогам и обязательному государст­венному страхованию при отсутствии спора (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государствен­ного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имею­щий силу исполнительного документа).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причи­ненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налого­выми органами, подлежат возврату, а причиненный налогопла­тельщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязаннос­тей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

На основании Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Консти­туционном Суде РСФСР»2 он обращался к вопросам финансовой деятельности исходя из закрепленных в названном Законе пол­номочий по решению вопросов о соответствии Конституции нормативных актов, правоприменительной практики и дея­тельности государственных органов власти и управления. Это были вопросы об использовании целевых вкладов и индексации сбережений населения, по которым положения актов Прави­тельства РФ были признаны не соответствующими Конститу­ции РФ3.

1 СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4696.

2 ВВС РСФСР. 1991. №30. Ст. 1017.

3 ВВС РФ. 1992. № 28. Ст. 1634.

82 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Контрольные вопросы

По Конституции России (ст. 125) и новому Федеральному за­кону «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.1 в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными ор­ганами (без решения вопросов о конституционности правоприме­нительной практики и деятельности государственных органов); по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граж­дан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений. Примерами являются Постановления Конституционного Суда РФ: от 24 ок­тября 1996 г. по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении из­менений в Закон РФ «Об акцизах»2; от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. «О тарифах страхо­вых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхова­ния РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обяза­тельного медицинского страхования на 1997 год»3; Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. по жалобе граж­данки Кулаковой М. И. на нарушение ее конституционных прав абз. пятым ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»4.

Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фи­нансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ5, кото­рая призвана осуществлять надзор за исполнением законов ми­нистерствами, ведомствами, в том числе органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражда­нина, в том числе органами финансового контроля, органами на­логовой полиции. Прокурор приносит протест на противореча­щий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит пред­ставление в орган (или должностному лицу), который уполномо­чен устранить эти нарушения.

1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.

2 СЗРФ. 1996. №45. Ст. 5202.

3 СЗРФ. 1998. №10. Ст. 1242.

4 СЗРФ. 2002. №11. Ст. 1092.

5 См. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // ВВС. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; № 32. Ст. 3341; 2001. № 53. Ст. 5018.

Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюде­ния требований законодательства всеми участниками финансо­вых правоотношений, включая государство и его органы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте понятие финансово-правовой нормы (нормы финансового права).. —*••••

2. Какие особенности свойственны финансово-правовым нормам?

3. Что означает императивный характер финансово-правовых норм? В чем он проявляется?

4. Какие виды (группы) финансово-правовых норм выделяются в за­висимости от способа воздействия на участников финансовых отноше­ний? Приведите примеры норм соответствующих видов.

5. Что понимается под материальными финансово-правовыми норма­ми? Приведите примеры таких норм.

6. Что понимается под процессуальными финансово-правовыми нор­мами? Приведите пример.

7. Какова логическая структура финансово-правовой нормы? Про­анализируйте каждый из ее элементов на примере конкретной финансо­во-правовой нормы.

8. Дайте определение финансово-правовых санкций. Каковы их виды? Приведите примеры.

9. Каковы особенности финансово-правовых санкций?

10. Сформулируйте понятие финансового правоотношения.

11. Какие особенности свойственны финансовым правоотношениям?

12. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекра­щения финансовых правоотношений.

13. Рассмотрите классификационные виды финансовых правоотно­шений.

14. Определите понятие субъекта финансового права. Различаются ли между собою понятия «субъект финансового права» и «субъект фи­нансового правоотношения»?

15. Кто относится к субъектам финансовых правоотношений? Какие их виды (группы) выделяются?

16. Субъектами каких финансовых правоотношений могут высту­пать граждане РФ?

17. В каких финансовых правоотношениях субъектом права высту­пает непосредственно государство, муниципальное образование?

18. Какие порядки защиты прав и законных интересов участников финансовых отношений установлены российским законодательством? Что нового в порядке защиты на современном этапе?

19. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто использует его?

84 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

20. В чем выражается судебный порядок защиты прав субъектов фи­нансовых правоотношений? Кто может воспользоваться таким поряд­ком? В каких случаях единолично судьей рассматривается и принимает­ся решение по соответствующему делу?

21. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, наруша­ющих права граждан—субъектов финансовых правоотношений?

22. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений?

23. Какова роль прокуратуры РФ в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений?

Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.