Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежных фондов 3 страница




I

Правовая база, регулирующая порядок формирования и функ­ционирования Государственного фонда конверсии, получила свое развитие в 1995 г. с принятием постановления Правительства РФ от 16 декабря 1995 г. «О Государственном фонде конверсии»1. В дальнейшем был принят ряд нормативных актов, детализиро­вавших деятельность Государственного фонда конверсии2.

Фонд был создан для финансирования затрат, связанных с переориентацией производственных мощностей организаций обо­ронной промышленности с военных на гражданские нужды. Ос­новными его задачами являются:

содействие государственной политике в области конверсии оборонной промышленности на основе поддержки конверсион­ных программ предприятий и организаций;

обеспечение непрерывного финансирования конверсионных программ предприятий и организаций оборонной промышленнос­ти путем целевого использования средств федерального бюджета и привлечения дополнительных внебюджетных средств;

содействие развитию научного, технологического и производ­ственного потенциалов для разработки и производства продукции гражданского назначения;

обеспечение разработки, экспертизы и конкурсного отбора конверсионных программ, подлежащих финансированию при поддержке Фонда;

контроль за реализацией принятых к финансированию кон­версионных программ.

Основным источником финансирования фонда являются сред­ства федерального бюджета. Однако это не единственный источ­ник. Такими источниками являются также: '*

средства, ежегодно уплачиваемые предприятиями и организа­циями за пользование предоставляемыми, начиная с 1995 г., це­левыми конверсионными государственными кредитами и в пога­шение этих кредитов;

средства от целевых государственных займов в устанавливае­мых Правительством РФ размерах;

1 СЗРФ. 1995. №52. Ст. 5165.

2 См.: постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. «Вопросы Госу­дарственного фонда конверсии» // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3281; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год»; постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. «О порядке финансирования инвестиционных программ конвер­сии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и услови­ях их конкурсного отбора» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 762.

 

256 Глава 10. Правовой режим целевых гос. и местных денежных фондов

отчисления на договорной основе от прибыли предприятий и организаций, завершивших программы конверсии;

проценты за средства государственного фонда конверсии, раз­мещаемые на счетах уполномоченных банков.

Средства фонда конверсии предоставляются на финансирова­ние программ предприятий и организаций на срок до трех лет с уплатой процентов в размере, определенном законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств конверсионные программы* проходят экспертизу и кон­курсный отбор.

Российский фонд фундаментальных исследований создан Ука­зом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Феде­рации»1. Его правовой режим определен Уставом Российского фонда фундаментальных исследований, утвержденным постанов­лением Правительства РФ от 3 марта 2001 г.2

Фонд является государственной некоммерческой организа­цией в форме федерального учреждения, созданного для поддер­жания фундаментальных научных исследований. Чтобы опреде­лить основные направления деятельности фонда, последний проводит конкурсный отбор научно-исследовательских проектов. При этом фонд устанавливает порядок рассмотрения по конкурсу научно-исследовательских проектов, а также проведения их экс-, пертизы.

Средства фонда формируются за счет отчислений из федераль-ного бюджета, добровольных взносов и пожертвований организа-ций и граждан, а также средств иных источников, не запрещен­ных законом. Определены следующие направления использова­ния средств фонда: финансирование научных проектов и иных /мероприятий, отобранных на конкурсах, а также на приобрете-ние и распространение научной информации в целях поддержа-'(ния фундаментальных исследований.

•| Фонд содействия развитию малых форм предприятий в науч-': но-технической сфере создан постановлением Правительства РФ? от 3 февраля 1994 г. «О Фонде содействия развитию малых форм i предприятий в научно-технической сфере»3 в целях государствен- "- ной поддержки развития инновационной деятельности в научно- .-. технической сфере.

' ВВС. 1992. № 18. Ст. 1028.

2 СЗ РФ. 2001. №11. Ст. 1035.

3 САПП. 1994. № 6. Ст. 447; СЗ РФ. 2000. № 44. Ст. 4388.

§ 4. Правовой режим целевых фондов правительств РФ и субъектов РФ 257

Фонд является государственной некоммерческой организа­цией, осуществляющей свою деятельность совместно с Министер­ством промышленности, науки и технологий РФ и Фондом под­держки предпринимательства и развития конкуренции.

Образован фонд для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм ин­кубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффектив­ным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предпри­ятиями.

Формируется фонд за счет бюджетных ассигнований в размере 1,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюд­жете на финансирование науки; добровольных взносов предпри­ятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе ино­странных юридических и физических лиц; иных поступлений деятельности Фонда.

Фонд содействует проведению государственной политики по созданию и развитию в научно-технической сфере инфраструкту­ры малого инновационного предпринимательства, созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала, привлечению на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства к реализации государст­венных научно-технических программ и заказов; реализации фе­деральных и иных программ и проектов малого инновационного предпринимательства т.д'.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был создан на основе преобразования Фонда поддержки предпри­нимательства и развития конкуренции во исполнение Федераль­ного закона от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»1.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является государственной некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение федераль­ной политики в области государственной поддержки малого пред­принимательства в россии.

Извлечение прибыли не является основной целью деятель­ности Фонда. При этом функционирование последнего осущест-

СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; см. также постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательст­ва» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4924; 2000. № 49. Ст. 4823.

258 Глава 10. Правовой режим целевых гос. и местных денежных фондов

вляется по следующим основным направлениям: Фонд содейст­вует привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и меро­приятий в области малого предпринимательства; участвует в разработке и проведении экспертизы, конкурсного отбора и ре­ализации федеральных, региональных (межрегиональных), от­раслевых (межотраслевых) и муниципальных программ разви­тия и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации эконо­мики, развития конкуренции; осуществляет финансовую под­держку инновационной деятельности предпринимательских структур; содействует в освоении новых технологий и изобрете­ний; Фонд занимается и другой деятельностью, обеспечиваю­щей государственную поддержку малого предпринимательства в России1.

Источниками формирования Фонда являются бюджетные ас­сигнования, средства, поступающие от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, и другие не запре­щенные законодательством источники.

Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса создан постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. «Об экономических условиях функционирования агропромыш­ленного комплекса Российской Федерации в 1997 году»2.

Средства Фонда используются для краткосрочного кредитова­ния сезонных затрат организаций агропромышленного комплек­са. Предоставляются средства товаропроизводителям агропро­мышленного комплекса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: на основе платности, срочности и возврата, на срок не более одного года с обязательным заключе­нием договора между банком-агентом и ссудозаемщиком, на льготных условиях (с взиманием не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ).

Формируется Фонд за счет бюджетных ассигнований в объ­емах, определяемых федеральным бюджетом на соответствую­щий год; поступлений платы по процентам за кредиты, выданные из фонда (за исключением маржи), а также пеней за просрочку уплаты процентов за использование средств фонда.

' Подробнее см.: постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. «Во­просы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» // СЗ РФ'. 1996. № 16. Ст. 1901; 1999. № 36. Ст. 4402.

2 СЗ РФ. 1997. №10. Ст. 1174; 1999. №16. Ст. 2000.

§ 4. Правовой режим целевых фондов правительств РФ и субъектов РФ 259

Федеральный фонд производственных инноваций создан по­становлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. «О Феде­ральном фонде производственных инноваций»1 в целях государ­ственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, ос­воения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.

Формируется Фонд исключительно за счет бюджетнызГИесиг-нований. Средства Фонда направляются на: содействие государст­венной политике по поддержке инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса; участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсного от­бора по реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики; поддержку производства принципиально новых видов продукции и технологий путем фи­нансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследо­вательских и испытательных установок; содействие строительст­ву и реконструкции наукоемких производств и т.д.

Правительства (администрации) субъектов РФ также могут создавать свои целевые денежные фонды. Данная разновид­ность целевых денежных фондов создается достаточно редко субъектами РФ, в чем проявляется общий курс на уменьшение целевых денежных фондов. Однако, в некоторых субъектах РФ существуют различные целевые денежные фонды правительств (администраций)2. Так, в некоторых субъектах РФ созданы це­левые Фонды развития и поддержки малого предприниматель­ства3. К числу последних относится Фонд развития и поддерж­ки малого предпринимательства Республики Башкортостан, функционирующий на основе устава, утвержденного постанов­лением Кабинета министров Республики Башкортостан от 21 мая 2001 г.

1 СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3540; 1998. № 28. Ст. 3368.

2 См., например: Указ Президента Республики Коми от 21 декабря, 1999 г. «О республиканском учреждении «Фонд развития топливного комплекса при Ми­нистерстве угольной, нефтяной и газовой промышленности республики Коми» // Республика. 2001. № 23. 6 февр.

•* См., например: постановление Кабинета министров Чувашской Республики «О Республиканском фонде поддержки малого предпринимательства» // Чаваш ен. 1998. № 13; Закон Республики Марий Эл «О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1995. № 11. Ст. 251.

 

fill

: T^jp

260 Глава 10. Правовой режим целевых гос. и местных денежных фондов

Данный Фонд является некоммерческой организацией, со­зданной для обеспечения финансирования Программы государст­венной поддержки малого предпринимательства в республике, а также участия в местных программах, проектах и мероприятиях по развитию малого предпринимательства. Средства фонда на­правлены на создание и развитие инфраструктуры малого пред­принимательства, привлечение финансовых средств для реализа­ции инвестиционных проектов субъектов малого предпринима­тельства в Башкирии.

Источниками средств Фонда являются ассигнования респуб­ликанского и местных бюджетов, средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и иных специализиро­ванных фондов, внебюджетные средства, в том числе доброволь­ные пожертвования физических и юридических лиц, единовре­менные поступления учредителей Фонда и др.

§ 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов

Отраслевые денежные фонды создаются при министерствах или ведомствах России, иногда — при министерствах и иных ор­ганах исполнительной власти субъектов РФ, на основе постанов­лений Правительства РФ и иных нормативных актов органов ис­полнительной власти. Средства данных фондов имеют конкрет­ные цели использования в рамках отрасли хозяйствования или определенного вида деятельности. Они позволяют финансировать мероприятия внутриотраслевого характера, т.е. выступают до­полнительными источниками финансирования деятельности ми­нистерств, ведомств и иных исполнительных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, входящих в систему данных органов. Бюджетные ассигнования не являются источни­ками образования данных фондов. Последние формируются, как правило, за счет добровольных отчислений предприятий, учреж­дений и организаций той или иной сферы. В этом заключается отличие отраслевых фондов от целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, основным ис­точником которых являются бюджетные ассигнования.

В России создаются также и межотраслевые государственные денежные фонды. Ранее действовавший Порядок образования и использования денежных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) непосредственно регла­ментировал функционирование отраслевых и межотраслевых де-

§ 5. Правовой режим государственных отраслевых денежных фондов 261

нежных фондов1. В настоящий момент создание межотраслевых денежных фондов значительно сокращено, но все же имеет место2.

К числу отраслевых денежных фондов следует отнести фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирова­ния научных исследований и экспериментальных разработок, Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел РФ, Резервный фднд Министер­ства транспорта РФ и др.

Правовой режим фондов федеральных органов исполнитель­ной власти для финансирования научных исследований и экспе­риментальных разработок определен Порядком образования и ис­пользования внебюджетных фондов федеральных органов испол­нительной власти и коммерческих организаций для финансиро­вания научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г.3, а также положениями о каждом из этих фондов4 и иными нормативными актами министерств и иных органов ис­полнительной власти5.

Для финансирования научных исследований и эксперимен­тальных разработок могут создаваться фонды не только органами исполнительной власти, но и коммерческими организациями.

Средства внебюджетных фондов федеральных органов испол­нительной власти направляются на финансирование научных ис­следований и экспериментальных разработок в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разра­ботки новых и совершенствования применяемых технологий, по­вышения технического уровня продукции, стандартизации и сер­тификации продукции, охраны труда и техники безопасности и другие цели. Контроль за целевым использованием средств вне-

1 См.: постановление Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. «О порядке об­разования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фон­дов» // САПП. 1994. № 16; СЗ РФ. 1998. № 14 Ст. 1603.

2 Например, в Республике Марий Эл образован Межведомственный фонд под­держки агропромышленного комплекса по подготовке техники к сельскохозяйст­венным работам // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2000. № 4.

3 СЗРФ. 1999. №42. Ст. 5058.

4 См., например: Положение о внебюджетном фонде НИОКР и освоения на­укоемкой продукции в строительстве, утвержденное постановлением Государст­венного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 21 июня 1993 г.

5 См., например: приказ Минсвязи РФ от 9 ноября 2000 г. о расходовании средств Внебюджетного специального фонда НИОКР // Связьинформ. 2000. №11.

262 Глава 10. Правовой режим целевых гос. и местных денежных фондов

бюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти осуществляют Министерство промышленности, науки и техноло­гий РФ и Министерство финансов РФ.

В случае нецелевого расходования средств соответствующего внебюджетного фонда Минпромнауки России по собственной ини­циативе или по представлению Минфина России имеет право от­менить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из ре­естра. После устранения выявленных нарушений Минпромнауки России может восстановить регистрацию соответствующего вне­бюджетного фонда.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти формируются за счет добровольных отчислений, осущест­вляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении, а также отчислений коммерческих организаций. Организации (хозяйствующие субъ­екты), участвующие на договорной основе в создании внебюджет­ного фонда федерального органа исполнительной власти, перечис­ляют средства в соответствующий внебюджетный фонд в размерах, определенных договором, и в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль.

Особый порядок формирования средств присущ Российскому фонду технологического развития. Так, федеральные органы ис­полнительной власти и коммерческие организации, создавшие подобные фонды, в соответствии с договором, заключенным с Минпромнауки России, ежеквартально перечисляют в данный Фонд 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды.

Централизованный фонд социального и материального разви­тия Министерства иностранных дел РФ образован в соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности работы Министерства ино­странных дел РФ»1.

Правовой режим данного фонда определен Положением о централизованном фонде социального и материального развития МИД России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г.2

Средства фонда предназначены для финансирования меро­приятий по укреплению материально-технической базы МИД России, развитию социальной сферы и материальному стимули­рованию его сотрудников. С помощью фонда МИД России обеспе-

1 СЗРФ. 1995. №12. Ст. 1034.

2 СЗ РФ. 1995. № '22. Ст. 2074.

Контрольные вопросы

чивает своих сотрудников жильем, производит частичную оплату платных медицинских услуг, организует отдых детей сотрудни­ков и т.д.

Фонд формируется за счет отчислений 10% внебюджетных средств в рублях и иностранной валюте, получаемых МИД России от оказания консульских и других видов услуг.

Резервный фонд Министерства транспорта РФ создан Прави­тельством РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.

Правовой режим данного Фонда определен постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г., которым был утвержден Порядок образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функ­ционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе1.

Образуется Резервный фонд за счет добровольных отчислений организаций морского, речного и автомобильного транспорта не­зависимо от формы собственности в размере до 1% доходов от ос­новной деятельности; сборов от лицензирования всех видов дея­тельности на морском, речном и автомобильном транспорте в размере, определенном законодательством РФ; добровольных от­числений страховых компаний, осуществляющих страхование транспортных средств и другого имущества на морском, речном и автомобильном транспорте; добровольных целевых отчислений организаций морского, речного и автомобильного транспорта; от­числений в размере 10% портовых, корабельных и иных сборов на морском и речном транспорте; добровольных средств иных юридических и физических лиц; иных источников.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляют собой целевые государственные и муниципаль­ные (местные) денежные фонды?

2. Назовите цели создания государственных и муниципальных фон­дов..

3. Определите современную государственную политику в отношении целевых денежных фондов.

4. Охарактеризуйте основные нормативные акты, определяющие правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.

СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3659.

264 Глава 10. Правовой режим целевых гос. и местных денежных фондов

5. Как классифицируются государственные и муниципальные фонды?

6. Какие органы государственной власти и местного самоуправления уполномочены создавать целевые денежные фонды?

7. В чем отличие целевых бюджетных фондов от внебюджетных фон­дов?

8. Раскройте понятие целевых бюджетных фондов: правовой режим, цели создания, источники формирования, особенности функционирова­ния.

9. Каково значение социальных внебюджетных фондов?

10. Дайте характеристику Пенсионного фонда РФ.

11. Выделите особенности деятельности Федерального и территори­альных фондов обязательного медицинского страхования.

12. Каковы правовой режим и источники образования Фонда соци­ального страхования РФ, а также основные направления использования его средств?

13. Как в настоящее время финансируются государственные про­граммы, связанные с социальной защитой граждан от безработицы, в связи с ликвидацией Государственного фонда занятости населения РФ?

14. В чем особенности целевых фондов Правительства РФ?

15. Что характерно для государственных отраслевых денежных фон­дов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.