Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности правового режима земель водного фонда




Земля и вода являются компонентами окружающей среды и основной жизни и деятельности человека на земле. Кроме земли основной жизнедеятельности живых организмов является вода. Земли водного фонда как одна из категорий земель, выделяемых в статье 7 Земельного кодекса РФ, предназначены для удовлетворения потребностей человека в питьевой воде, бытовых и других потребностей.

Особенность земель водного фонда связан с тем, что это земли, расположенные на границе суши и водных объектов. Именно такие земли в первую очередь подвергаются воздействию водных объектов. При этом, такое воздействие может быть как полезным, так и негативным. Пограничный характер земель водного фонда оказывает существенное влияние на их правовой режим.

Различные подходы к определению понятия «правовой режим земель» таких ученых как Н. И. Краснов1, О. И. Крассов2, Е. А. Суханов3, а также отсутствие легального определения такого понятия при наличии пункта 2 Статьи 7 Земельного кодекса РФ позволяют заключить, что категория земель определяет содержание (элементы) их правового режима. В зависимости от категории земель изменяется объем прав и обязанностей участников земельных правоотношений (статья 5 Земельного кодекса РФ). Следовательно, права и обязанности участников земельных правоотношений различаются для различных категорий земель. Правовой режим может зависеть также от вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием территорий в соответствии с федеральными законами и специальными федеральными законами.

В Толковом словаре земельного права правовой режим определяется как совокупность правовых норм, закрепляющих порядок и условия использования и охраны земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

С учетом изложенного в понятие «правового режима земель водного фонда включаются следующие элементы:

a. права и обязанности участника земельных правоотношений по использованию земельного участка и водного объекта;

b. особенности управления и охраны земель водного фонда;

c. обременения и/или особые условия использования земельного участка и других объектов недвижимости, расположенных на таком участке, которые определяют содержание земельных прав и обязанностей участников земельных правоотношений.

К землям водного фонда в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Таким образом, правовое регулирование земель водного фонда осуществляется не только земельным, но и водным законодательством. В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся моря, водотоки, воемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники. Из перечисленных поверхностных водных объектов в частной собственности могут находится только пруды и обводненные карьеры (статья 8 Водного кодекса РФ). Кроме того, именно эти водные объекты тесно связаны с земельным участком и следуют его судьбе в случае отчуждения такого земельного участка (пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ). Следовательно, водное законодательство относит некоторые водные объекты вместе с земельным участком к недвижимому имуществу.

Поэтому, правовой режим земель водного фонда определяется земельным, водным и гражданским законодательством.

Использование земель водного фонда как правило осуществляется с использованием и поверхностного водного объекта. Земля и вода выступают в таком случае как природные объекты и природные ресурсы, использование которых должно осуществляться с соблюдением одного из основных принципов земельного права – приоритета использования земли и воды как компонентов окружающей среды и основы жизни и деятельности человека.

§ 2. Земли водного фонда и водные объекты как объекты земельных правоотношений.

Земли водного фонда, как правомерно отмечает Жариков Ю. Г. в учебнике «Земельное право России», являются «зоной взаимного перехода сухопутной и водной среды обитания», то есть являются «пограничными». Это требуется учитывать при использовании земель водного фонда. Объектом использования является как участок суши, так и водный объект.

Земли водного фонда как категория земель является природным объектом и природным ресурсом, использование которого осуществляется с учетом принципа рационального использования в целях удовлетворения различных потребностей человека.

Земли водного фонда как категория земель используются, в том числе и для отдыха населения.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водными объектами. Следовательно, к землям водного фонда относится дно и берега поверхностных водных объектов.

Дно и берега поверхностного водного объекта являются землями водного фонда, а, следовательно, объектами земельных отношений. Но к землям водного фонда относятся не только дно и берега поверхностных водных объектов, но и территории, примыкающие к береговой линии таких водных объектов. Цель таких территорий – обеспечить условия для сохранения и восстановления водных объектов. Водное законодательство предусматривает установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, ограничения, которые установлены для участников земельных отношений в границах таких зон, определены в статьей 65 Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов также относятся к землям водного фонда.

К землям водного фонда относятся также земли, занятые гидротехническими сооружениями, которые рассматриваются как совокупность объектов, объединенных единым функциональным назначением. При строительстве гидротехнических сооружений используются водные объекты и земельные участки в целях безопасного обеспечения населения и экономики энергией (гидроэлектростанции), а также в целях защиты окружающей среды, здоровья и имущества человека от негативного воздействия вод. Правовое регулирование отношений по созданию, эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется специальным законом (см. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Земельные участки, занятые сооружениями гидроэлектростанциями могут относится к землям энергетики (подпункт 1 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ).

Объектом земельных правоотношений по использованию земель водного фонда является земельный участок. Земельный участок как объект права должен быть индивидуализирован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Индивидуализация земельного участка проводится при его формировании. В результате формирования земельный участок получает определенные характеристики: адрес, площадь, границы, иные характеристики, позволяющие получить информацию о его потребительских качествах. Пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ не предусматривает формирование земельного участка, покрытого поверхностными водами.

Особенностью земель водного фонда является то, что такие земли могут быть объектами общего пользования. Земли водного фонда – покрытые поверхностными водными объектами, могут входить в состав пригородных зон населенных пунктов, земель общего пользования населенных пунктов (пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ), земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ), земель рекреационного назначения (статья 98 Земельного кодекса РФ), земель природоохранного назначения (статья 97 Земельного кодекса РФ).Земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом изъяты из оборота (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ). В Водном кодексе РФ (статья 6 ВК РФ) береговая полоса – территория (полоса земли) вдоль береговой линии водного объекта, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы может быть от пяти до двадцати метров и зависит от протяженности водного объекта. Однако, не для всех водных объектов может быть установлена береговая полоса. Для болот, ледников, снежников береговая полоса не устанавливается. Кроме того, береговая полоса внутренних водных путей, необходимая для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов, относятся к землям водного транспорта (статья 90 ЗК РФ).

Кроме того в статье 65 Водного кодекса РФ определены понятия, порядок установления и использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к берегу водного объекта, для которой устанавливаются особые правила ведения хозяйственной деятель-ности (пункт 1 статьи 65 Водного кодекса РФ).

Прибрежная защитная полоса представляет собой территорию в пределах или полностью совпадающую с водоохранной зоной, для которой (прибрежной полосы) могут быть установлены дополнительные, по сравнению с водоохранной зоной ограничения для осуществления хозяйственной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса РФ). Прибрежная защитная полоса может быть от тридцати до двухсот метров.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса устанавливаются от береговой линии водного объекта в целях его защиты от негативного воздействия в соответствии с законом (статья 65 Водного кодекса РФ). Максимальная ширина водоохоранной зоны составляет 50 метров, максимальная 200 метров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.