Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность в сфере экологопользования




Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

 

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции. В соответствии со ст. 192 ТК РФ к виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной взысканий: замечание, выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Возможна также замена административной ответственности на дисциплинарную в случаях, прямо предусмотренных в нормативных актах.

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования может наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации. Закон не устанавливает конкретных составов дисциплинарных проступков, за которые могло бы быть предусмотрено взыскание (как это имеет место в отношении административных или уголовных правонарушений). Объект этого вида правонарушений двойной – правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда.

Применение дисциплинарной ответственности не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и наложения взысканий.

Из документов достаточно иметь объяснение от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела (ст. 193 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушения только тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

 

 

В отличие от дисциплинарной, административная ответственность имеет надведомственных характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.1-23.61 КоАП РФ).

Представляется, что было бы целесообразнее сузить круг государственных органов, применяющих административные санкции, предоставив право налагать штрафы специально уполномоченным органам. Одним из таких органов является Министерство природных ресурсов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2000 г. «Вопросы Министерства природных ресурсов РФ», которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим использование и охрану всей окружающей среды, а также Федеральная служба земельного кадастра России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 января 2002 г., и Министерство имущественных отношений, деятельность которого определена Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 23 КоАП РФ, рассматриваются судами (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, дела об административных правонарушениях рассматриваются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий, установленных законодательством.

Административная ответственность в сфере экологопользования имеет ряд специфических особенностей:

ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;

субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки;

ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т. д.);

применяются только предусмотренные законом взыскания (ст. 3.2 КоАП РФ);

возможно освобождение от них при малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ);

предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзораРФ, а также технической инспекцией груда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда.

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности в сфере экологопользования:

1. В законе не предусмотрен общий состав административного проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка. Так, в КоАП РФ (гл.8) предусмотрено 40 составв административных правонарушений в сфере экологопользования, посвященных охране земли, охране недр, охране вод, охране лесов, охране правил охоты и рыболовства.

2. Административные правонарушения в сфере экологопользования являются относительно неопасными по сравнению с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят мягкий характер. Например, ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрены предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения и др., не предусмотрено таких наказаний, как лишение свободы. Административный арест допускается на срок, не превышающий 15 суток.

3. В порядке административного взыскания, как и при применении дисциплинарных взысканий, не производится компенсации причиненного окружающей среде ущерба. Если сумма не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, может решаться вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба природе одновременно с применением административного взыскания (ст. 4.7 КоАП РФ).

4. Административная ответственность в сфере экологопользования применяется в точном соответствии со своей компетенцией специально уполномоченным на то лицом или государственным органом, круг же полномочий последних четко ограничен законом.

5. Принимая во внимание, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства, т.е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий. Так, смягчают административную ответственность такие обстоятельства, как добровольное устранение виновным вреда, причиненного природным объектам; отягчают – продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, и др. (ст. 4.1, 4.3 КоАП РФ).

6. Административная ответственность в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушений:

а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром. Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. Например, заполучив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим природоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение;

б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 7.1, 8.1-8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями. Так, самовольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка; самовольная пастьба в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т. п.;

в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4–7.11 КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответственность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую новые правонарушения, и т. п.;

г) не целевое использование природных объектов (ст. 8.6–8.8 КоАП РФ), представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования. Так, использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям;

д) нарушение правил экологопользования (ст. 8.8–8.14 КоАП РФ). Оно влечет специальный вид ответственности, который применяется за нарушения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию. Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных правил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответственности лица;

е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам. Подпадает под действие административной ответственности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без нарушения каких-либо правил. Например, если сточными водами загрязнены или испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили производственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности здесь является вред, нанесенный природному объекту.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.