Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органов по охране окружающей среды. Общая характеристика деятельности правоохранительных




Общая характеристика деятельности правоохранительных

Для того чтобы борьба с правонарушениями в сфере охраны окружающей среды (ООС) была эффективной и достигала своей цели, нужна планомерная, напряженная работа многих органов государства, в том числе тех, которые относятся к правоохранительным.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не содержит перечень специально уполномо­ченных государственных органов в области ООС. По решению Правительства РФ к числу таких органов отнесены Министерство природных ресурсов РФ и его подразделения на местах. Одновременно ряд полномочий в области ООС возложены на иные федеральные министерства, госкомитеты и службы.

Особое место в этой системе занимают органы государства, выполняющие специальную, правоохранительную функцию. Эти органы можно охарактеризовать также как органы, непосредственно применяющие институт юридической ответствен­ности за совершение правонарушений в сфере экологии.

Под функциейправоохранительных органов в области ООС понимается их деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и устранению. Таким образом, правоохранительные органы отно­сятся к числу специальных отраслевых государственных орга­нов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, зада­чи в области ООС с помощью организационно-правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности на территории России и прилегающих к ней зонам.

В настоящее время в нашей стране идет процесс включения в структуру правоохранительных органов специальных подраз­делений, которые работали бы на основе принципа профилизации. Особенно успешно этот принцип внедряется в деятель­ность по ООС с участием прокуратуры и милиции. В ряде ре­гионов создана система природоохранительных прокуратур.

В последнее время по инициативе органов местного само­управления в Самаре, Омске, Калининграде, Петрозаводске и в Москве (Управление ГУВД по профилактике экологических правонарушений) и ряде других городов страны стали созда­ваться специализированные подразделения экологической ми­лиции. Начальники таких подразделений решениями местных органов власти, как правило, наделяются правом налагать адми­нистративные штрафы на граждан и должностных лиц, совер­шивших экологические правонарушения.

В последнее время большое внимание уделяется принципам и формам взаимодействия правоохранительных органов с природоохранительными органами в сфере предупреждения и рас­крытия экологических правонарушений.

Пример 1. В письме Минприроды России от 11 августа 1992 г. го­ворится о том, что органы государственного экологического контроля при выявлении фактов совершения должностными лицами и гражда­нами экологических преступлений, причиняющих вред ОС и здоровью человека, должны направлять в следственные органы материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Существуют определенные требования к оформлению материалов, направляемых в органы прокуратуры по фактам уголовно наказуемых деяний природоохранительного законодательства и требующих непо­средственного прокурорского вмешательства. Органами государственного экологического контроля в обязательном порядке предоставляются в органы прокуратуры материалы проверок в случаях загрязнения поверхностных и подземных вод неочищенными и необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами промышленных, сельскохо­зяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений, орга­низаций, а равно загрязнения воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства, причинившего существенный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству либо повлекшего массовую гибель рыбы.

Материалы, должны содержать следующие документы:

сопроводительное письмо, подписанное руководством органа, направляющего материал, с изложением конкретных нарушений природоохранительного и санитарного законодательства, по­влекших вредные последствия, размер причиненного ущерба, причин, по которым требуется вмешательство прокуратуры;

• протокол по факту нарушения природоохранительного законо­дательства с изложением: а) полного описания места события, границ и зон загрязнения, причин, способствовавших его со­вершению, вредных последствий допущенного нарушения; б) ссылки на закон, ведомственных инструкций, положений и других нормативных актов, нарушенных должностным лицом;

в) фамилии, имени, отчества и занимаемой должности лиц, дейст­вия или бездействие которых привели к нарушению;

• заключение специалистов, которое должно содержать характери­стику установленного нарушения, размер ущерба, его обоснова­ние, причины и условия, способствовавшие наступлению этого события, наличие причинной связи между допущенным нару­шением и наступившими последствиями загрязнения ОС, забо­леванием и отравлением людей; кто конкретно явился виновни­ком события, суть допущенного им нарушения закона и ведом­ственных нормативных актов.

К материалам необходимо также приложить документы:

подтверждающие нарушение требований органов государствен­ного экологического контроля (протоколы ранее проведенных проверок);

• предписания, документы о применении административных мер воздействия;

• результаты анализа лабораторных исследований воды, воздуха, почв, фотографии (если таковые имелись);

• постановления о приостановлении или прекращении работ, эксплуатации объекта;

• сведения о принятых органами экологического контроля мерах по возмещению вреда, причиненного экологическим правона­рушением, подтвержденные соответствующим документом;

• копии ведомственных инструкций, приказов, положений или выписки из них, касающиеся допущенного нарушения.

 

Материалы о нарушении природоохранного законодательства направляются не позднее месятся с момента выявления органами прокуратуры по поднадзорности места нахождения предприятия, организации учреждения, которыми оно допущено.

По поступившим материалам прокурором принимается решение в соответствии со ст. 109 УПК и о результатах сообщается органу, напра­вившему материал. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении прокурором должны быть приняты меры, при нали­чии оснований, по привлечению виновных лиц, допустивших экологи­ческое правонарушение, к другим видам ответственности.

Пример 2. В целях координации оперативного реагирования на экологические происшествия и обмена информацией и взаимодействия распоряжением мэра Москвы от 15 декабря 1997 г. № 994-рм в столице организовано круглосуточное дежурство. Эта задача возложена на Управление милиции по предупреждению экологических правонаруше­ний ГУВД г. Москвы (экологическая милиция Москвы), Управление государственной противопожарной службы г. Москвы (УГПС г. Моск­вы), УГИБДД г. Москвы, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (ГУ ГОЧС г. Москвы), Объединение административно-технических инспекций правительства Москвы, Московскую транспортную инспекцию, Москомприроду, Центр Госсанэпиднадзора по г. Москве, Московский центр по гидро­метеорологии и мониторингу окружающей среды, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, НПО «Радон», МГП «Мосводоканал», ПП «Мосводосток».

Перечисленные органы должны передавать информацию о чрезвы­чайных ситуациях экологического характера Управлению экологиче­ской милиции Москвы и его территориальным подразделениям, кото­рые в свою очередь обеспечивают немедленную передачу информации об экологических происшествиях министру правительства Москвы по вопросам ПР и защиты ОС и в Оперативно-распорядительное управле­ние мэра и премьера правительства Москвы.

Охрану и защиту права собственности на природные ресур­сы, экологических прав и законных интересов человека и граж­данина, выполнение правовых требований ПР и ООС обеспечи­вают в нашей стране правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдик­ции и арбитражные суды). В своей деятельности они руковод­ствуются федеральными законами и другими соответствующими правовыми документами.

 

2. Деятельность отдельных правоохранительных органов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.