КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование использования и охраны земель
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Данная норма предопределяет двухуровневую систему законодательства о земле, которое подразделяется на федеральное и региональное. Следует отметить, что на федеральном уровне в связи с вступлением в силу в конце 2001 г. нового Земельного кодекса РФ практически завершился процесс законодательного урегулирования общественных земельных отношений. Земельный кодекс РФ в целом отражает современные тенденции научного подхода к вопросам использования и охраны земель, В нем, в частности, закреплены основные принципы земельного законодательства, определены участники и объекты земельных отношений, уточнены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, раскрыто содержание государственного управления и форм контроля в рассматриваемой сфере, приведены цели и содержание охраны земель, установлены критерии разграничения государственной собственности на землю, изложены права и обязанности собственников и обладателей иных титулов (прав) на землю, а также порядок приобретения таких прав и прекращения их, сформулированы основные требования к использованию земель конкретных категорий, исходя из их целевого назначения, отражены способы защиты прав на землю. Одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ вступила в силу 17 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, которая имеет немаловажное значение, прежде всего с точки зрения обеспечения гарантий защиты прав собственников при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях принудительного изъятия, поскольку права иных титулообладателей на землю защищаются нормами земельного законодательства.
Необходимо выделить ряд федеральных законодательных актов, регулирующих отдельные стороны земельных отношений. Так, Закон РФ «О плате за землю» устанавливает формы платежей за землю и порядок их уплаты для различных категорий землепользователей с учетом целевого назначения земель. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет, в том числе и вопросы, связанные с использованием и охраной земель в процессе ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра. В частности, в нем провозглашены обязательность государственного кадастрового учета земель и открытость сведений государственного земельного кадастра, определены состав сведений и документации государственного земельного кадастра, а также порядок его ведения. Федеральный закон «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Непосредственное отношение к улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения имеют федеральные законы «О мелиорации земель» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Ст. 2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные отношения могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить названному Кодексу и другим федеральным законам. Специфика российского земельного законодательства первой половины 1990-х годов отличалась преобладанием в правовом регулировании указов главы государства, одним из которых даже было приостановлено действие почти половины норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. Среди наиболее важных и не утративших к настоящему времени своей юридической силы можно назвать указы Президента РФ «.О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы».
Свою конкретизацию нормы федеральных законов, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земель, находят в постановлениях Правительства РФ, которых в настоящее время насчитывается несколько десятков, причем среди них имеются и документы, принятые в 1950-80 годы. Вместе с тем, наибольшее развитие подзаконная нормативная база земельного законодательства получила в 90-е годы. Так, постановлениями Правительства РФ от 15.07.1992 № 491 и от 05.08.1992 № 555 утверждены соответственно Положение о мониторинге земель в Российской Федерации и Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Новый нормотворческий импульс высшего органа исполнительной власти страны уже в 2000-е годы, обусловлен вступлением в силу некоторых перечисленных выше федеральных законов. В частности, приняты постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» и ряд других документов. Хотя Земельный кодекс РФ не относит правовые акты федеральных органов исполнительной власти к числу элементов земельного законодательства, регулирование отдельных вопросов использования и охраны земель без них было бы затруднено. Например, приказом Роскомзема утверждена Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, а приказом МНС России Инструкция по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |