Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование использования и охраны земель




В соответ­ствии со ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Дан­ная норма предопределяет двухуровневую систему законодательства о земле, которое подразделяется на федеральное и региональное.

Следует отметить, что на федеральном уровне в связи с вступлением в силу в конце 2001 г. нового Земельного кодекса РФ практически завершился процесс законодательного урегулирования общественных земельных отно­шений. Земельный кодекс РФ в целом отражает современные тенденции на­учного подхода к вопросам использования и охраны земель, В нем, в частно­сти, закреплены основные принципы земельного законодательства, опреде­лены участники и объекты земельных отношений, уточнены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, раскрыто содержание государствен­ного управления и форм контроля в рассматриваемой сфере, приведены цели и содержание охраны земель, установлены критерии разграничения государ­ственной собственности на землю, изложены права и обязанности собствен­ников и обладателей иных титулов (прав) на землю, а также порядок приоб­ретения таких прав и прекращения их, сформулированы основные требова­ния к использованию земель конкретных категорий, исходя из их целевого назначения, отражены способы защиты прав на землю.

Одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ вступила в силу 17 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, которая имеет немаловажное значение, прежде всего с точки зрения обеспечения гарантий защиты прав собст­венников при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях принудительного изъятия, поскольку права иных титулообладателей на землю защищаются нормами земельного законодательства.

Необходимо выделить ряд федеральных законодательных актов, регули­рующих отдельные стороны земельных отношений. Так, Закон РФ «О плате за землю» устанавливает формы платежей за землю и порядок их уплаты для различных категорий землепользователей с учетом целевого назначения земель. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определя­ет, в том числе и вопросы, связанные с использованием и охраной земель в процессе ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Федеральный за­кон «О государственном земельном кадастре» регулирует отношения, воз­никающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра. В частности, в нем провозглашены обязательность го­сударственного кадастрового учета земель и открытость сведений государст­венного земельного кадастра, определены состав сведений и документации государственного земельного кадастра, а также порядок его ведения. Феде­ральный закон «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использо­вания земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Непосредственное отношение к улучшению качест­ва земель сельскохозяйственного назначения имеют федеральные законы «О мелиорации земель» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Ст. 2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные отношения могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противо­речить названному Кодексу и другим федеральным законам. Специфика рос­сийского земельного законодательства первой половины 1990-х годов отли­чалась преобладанием в правовом регулировании указов главы государства, одним из которых даже было приостановлено действие почти половины норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. Среди наиболее важных и не утративших к настоящему времени своей юридической силы можно назвать указы Прези­дента РФ «.О регулировании земельных отношений и развитии аграрной ре­формы в России» и «Об усилении государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель при проведении земельной реформы».

Свою конкретизацию нормы федеральных законов, регулирующих обще­ственные отношения в сфере использования и охраны земель, находят в по­становлениях Правительства РФ, которых в настоящее время насчитывается несколько десятков, причем среди них имеются и документы, принятые в 1950-80 годы. Вместе с тем, наибольшее развитие подзаконная нормативная база земельного законодательства получила в 90-е годы. Так, постановления­ми Правительства РФ от 15.07.1992 № 491 и от 05.08.1992 № 555 утверждены соответственно Положение о мониторинге земель в Российской Федерации и Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и ра­диоактивными веществами. Новый нормотворческий импульс высшего ор­гана исполнительной власти страны уже в 2000-е годы, обусловлен вступле­нием в силу некоторых перечисленных выше федеральных законов. В част­ности, приняты постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки зе­мель», от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» и ряд других документов.

Хотя Земельный кодекс РФ не относит правовые акты федеральных орга­нов исполнительной власти к числу элементов земельного законодательства, регулирование отдельных вопросов использования и охраны земель без них было бы затруднено. Например, приказом Роскомзема утверждена Инструк­ция о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, а приказом МНС России Ин­струкция по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.