Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водных объектов в пользование




Виды водопользования. Порядок предоставления

Право пользования водными объектами.

 

Пользование водными объектами, или водопользование, осу­ществляется гражданами и юридическими лицами на праве поль­зования водными объектами. Оно выражает право организаций и граждан использовать водные объекты для удовлетворения раз­личных потребностей, т. е. является предоставленной им по закону возможностью пользоваться водными ресурсами с соблюдением установленных условий и требований. Учитывая, что водные объ­екты находятся преимущественно в федеральной собственности, право пользования водными объектами становится единственной правовой возможностью удовлетворять личные, бытовые, хозяй­ственные и иные потребности, связанные с водами. В структуре водного права совокупность норм, регулирующих отношения во­допользования, т. е. норм, которые предусматривают условия и по­рядок приобретения и реализации права пользования водными объектами, образуют институт права водопользования.

Граждане и иные субъекты, пользующиеся предоставленным им правом пользования водными объектами, именуются водо­пользователями.

Водные объекты предоставляются в пользование для различ­ных целей, при этом в зависимости от цели могут различаться ус­ловия водопользования. Такие цели включают: использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения, для сброса сточных и (или) дренажных вод, для произ­водства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и др. Водные объекты, содержащие водные ресурсы со­ответствующего качества, в первую очередь предоставляются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а в целях их охраны устанавливаются зоны, округа санитарной охраны.

В основе отношений водопользования лежат принципы целе­вого и комплексного использования водных объектов. Они озна­чают, во-первых, что водный объект может использоваться для той цели, для которой он предоставлен. Цель пользования определяет­ся в правоустанавливающих документах, а нецелевое использова­ние водного объекта по ст. 10 ВК РФ влечет принудительное пре­кращение права пользования по решению суда. Во-вторых, один и тот же водный объект или его часть могут использоваться сразу для нескольких целей одним или несколькими водопользователя­ми, т. е. на основе принципа комплексного использования.

В зависимости от числа водопользователей и условий предо­ставления водных объектов в пользование водопользование может быть совместным или обособленным (ст. 38 ВК РФ). Водопользо­вание будет совместным, если водный объект предоставлен не­скольким субъектам для одной или нескольких целей. Обособлен­ное водопользование означает закрепление водного объекта или его части за одним субъектом, но только для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для целей осуществления рыбоводства. Обособленное водопользование ис­ключает использование водных объектов или их частей другими физическими и юридическими лицами.

Предоставление водных объектов в пользование для различ­ных целей осуществляется на основании договоров водопользования, либо решений о предоставлении водных объектов в пользова­ние, либо без таковых.

В соответствии со ст. 11 ВК РФ заинтересованным лицам необ­ходимо заключить договор пользования водными объектами, на­ходящимися в федеральной собственности, собственности субъек­тов Федерации и муниципальной собственности, с соответствую­щим государственным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления, в случае если целью водополь­зования являются:

-забор воды из поверхностных водных объектов для некоторых установленных ст. 11 ВК РФ целей;

-использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

-использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Сторонами договора выступают, с одной стороны, государ­ственный орган исполнительной власти или орган местного само­управления в зависимости от права собственности на водный объект либо орган государственной власти субъекта Федерации по отношению к водным объектам в федеральной собственности, а с другой — заинтересованное физическое или юридическое лицо. Следует помнить, что полномочия по заключению договора водо­пользования по ст. 26 переданы субъектам Федерации для водных объектов в федеральной собственности, т. е. практически по всем наиболее значимым водным объектам — рекам, морям, озерам, во­дохранилищам.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в Государственном водном реест­ре. В договоре определяются все необходимые характеристики водного объекта, водопользователя, цели использования водного объекта, срок действия договора, размер платы, порядок прекраще­ния пользования водным объектом и ответственность сторон. До­говор может быть заключен на срок не более чем 20 лет. Договор водопользования может быть заключен по заявлению заинтересо­ванного лица, а при предоставлении акватории для рекреационных целей — по результатам аукциона. Водопользователь может пере­дать по договору водопользования свои права и обязанности тре­тьему лицу с согласия исполнительного органа государственной власти по заявлению водопользователя о даче согласия. Порядок получения такого согласия установлен ст. 19 ВК РФ.

Для размещения различных стационарных объектов (портов, плавучих платформ, трубопроводов и т. д.), забора воды для орошения, разведки и добычи полезных ископаемых и дноуглубитель­ных работ, организованного отдыха детей, пожилых людей, сброса сточных и дренажных вод, обеспечения обороны и безопасности заинтересованным лицам необходимо иметь решение о предо­ставлении водного объекта в пользование, которое для феде­ральных водных объектов выносит орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен такой водный объект или его часть (ст. 26 ВК РФ). Для обеспечения обороны страны и безопасности государства решение о предо­ставлении водного объекта выносит Правительство РФ. Для вы­несения решения о предоставлении водных объектов в пользова­ние решения принимаются по заявлению заинтересованных сто­рон и вступают в силу с момента регистрации этого решения в Государственном водном реестре. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о вод­ном объекте, водопользователе, целях и условиях водопользова­ния и его срок. В случае предоставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод дополнительно указываются место сброса, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в местах сброса.

Остается неясной судьба такого правового механизма регули­рования водопользования, как разрешение на сброс сточных вод. Водный кодекс РФ не требует получения этого документа, од­нако Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 23), а также Правила охраны поверхностных вод, утвержденные при­казом Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. (п. 3.9), содер­жат такое требование. В разрешении указываются перечень ве­ществ, содержащихся в сточных водах, а также их концентрация (предельно допустимый сброс) в расчете на единицу объема сточ­ных вод.

Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользова­ние осуществляется без каких-либо правоустанавливающих до­кументов. Так, не требуется заключение договора водопользова­ния либо вынесение решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения разнообразных природоохранных мероприятий, в том числе для охраны водных объектов, научных и учебных целей, использования водных объектов гражданами для купания и удовлетворения личных и бытовых нужд, полива садо­вых, огородных и дачных земельных участков, рыболовства, охоты, воспроизводства водных биологических ресурсов, добычи полез­ных ископаемых на болотах, забора воды для обеспечения пожар­ной безопасности, для санитарных, экологических и судоходных попусков, забора подземных вод, содержащих природные лечеб­ные ресурсы, и др.

Особый порядок действует по отношению к забору воды из подземных месторождений водных ресурсов. Хотя Водный кодекс РФ (ст. 11) устанавливает порядок вынесения решения для осуще­ствления этого вида водопользования, в соответствии с Законом «О недрах» водопользователи обязаны также получить лицензию на пользование этим месторождением, которую выдают территориаль­ные органы Федерального агентства по недропользованию.

Водопользование для некоторых целей осуществляются за пла­ту. Видами платежей являются:

-водный налог;

-плата за пользование водным объектом;

-плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По общему правилу бесплатным является водопользование, осуществляемое вне системы договоров и решений о предоставле­нии права пользования водным объектом. Так, бесплатно осуществ­ляются водопользование для обеспечения пожарной безопасности, природоохранных целей, использование акваторий для размещения строений и коммуникаций, судоходства. Суда, осуществляющие рыболовство, не вносят платежей за пользование водным объек­том, но платят за пользование животным миром в соответствии с фаунистическим законодательством.

Перечень видов водопользования, требующих уплаты водного налога, предусмотрен ст. 333.9 НК РФ. Он включает:

-забор воды из водных объектов;

-использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава;

-использование водных объектов для целей гидроэнергетики;

-использование водных объектов для целей лесосплава.

Помимо водного налога, водопользователи в соответствии с договорами водопользования вносят плату за пользование водным объектом или его частью. Следует напомнить, что плата вно­сится за такие виды водопользования, как:

-забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объ­ектов;

-использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

-использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Такие виды водопользования, как лесосплав, требуют выне­сения решения о предоставлении водного объекта в пользование, т. е. организации и граждане, осуществляющие этот вид пользова­ния, не включаются в состав налогоплательщиков водного налога.

Сравнение этих положений Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и ст. ЗЗЗ8 и ЗЗЗ9 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что водный налог взи­маться не может или по сути прекратил свое существование, хотя гл. 252 НК РФ «Водный налог» и соответствующие положения ста­тей Бюджетного кодекса РФ не отменены.

Плата за пользование водными объектами в соответствии со ст. 51 БК РФ относится к неналоговым доходам федерального бюджета и в размере 100% поступает в федеральный бюджет.

За пользование водным объектом для сброса сточных вод взи­мается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок расчета и внесения платы установлен постановлением Правительства РФ 1992 г. Плата рассчитывается самим платель­щиком по установленным методикам и ставкам платы и зависит от соблюдения конкретным водопользователем нормативов предель­но допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду отно­сится к неналоговым платежам и распределяется между федераль­ным бюджетом, бюджетом субъекта Федерации и местными бюд­жетами в соотношении 20%: 40%. Остальные 40% зачисляются в местные бюджеты, на территории которых взимается плата.

Право пользования водными объектами может быть прекра­щено соответствующим государственным или муниципальным собственником в соответствии со ст. 10 ВК РФ на основании:

-событий и правомерных действий, таких как истечение срока пользования водным объектом, установленное договором либо ре­шением о предоставлении водного объекта в пользование, прекра­щение деятельности водопользователя, передача прав и обязанно­стей по договору водопользования другому лицу, естественное или искусственное исчезновение водного объекта и др.;

-допущенного правонарушения по решению суда, а также при необходимости изъятия водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение права пользования осуществляется в порядке предъявления требования о прекращении права пользования. При совершении правонарушения или изъятии водного объекта для го­сударственных или муниципальных нужд применяется процедура принудительного прекращения права пользования водным объ­ектом.

В число правонарушений, служащих основаниями принуди­тельного прекращения права пользования водным объектом или его частью, входит нецелевое использование водного объекта, ис­пользование его с нарушением законодательства Российской Фе­дерации, а также неиспользование водного объекта в установлен­ные договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Если основанием прекращения права пользования является правонарушение, то предъявлению требования о прекращении та­кого права должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, а решение о прекращении права водо­пользования в этом случае выносит суд. При изъятии водного объекта для государственных и муниципальных нужд решение суда необходимо в случае отказа водопользователя от прекраще­ния права пользования водным объектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.