Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная сфера 6 страница




Координация глаз, рук: контроль, 3-4 года

Восприятие: осязательное, 3-4 года

Учебная цель; лучший контроль за руками и пальцами

Задание: медленно и чувствительно ощупать пальцем контур предметов

Материал: повседневные предметы (например, мяч, стол и книга)

 

Возьмите указательный палец Клавдии и проведите им медленно и легко по ряду предметов (например, по книге, столу, мячу). Разговаривайте с ней тихо и успокаивающе, в то время как Вы водите ее пальцем. Все больше и больше задерживайте ее руку, чтобы увидеть, продолжит ли она самостоятельно ощупывать. Похвалите ее, в то время как она медленно водит пальцем. Когда она начинает делать рукой поспешные движения, приостановите ее, по возможности, словами, в крайнем случае также вмешательством. Когда она привыкнет к касательным ощущениям, возьмите другие предметы, чтобы предложить ей много касательных ощущений. Пусть она, например, ощупает мягкую матерчатую игрушку, затем шероховатый камень и, наконец, гладкую ложку.

Упражнение 113. Сложить бумажную игрушку

Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года (на выбор)

Учебная цель: улучшение тонкомоторного управления и согласованности обеих рук; различение цвета

Задание: сложить бумагу в маленькую пружинообразную игрушку

Материал: 2 разного цвета полоскибумаги (каждая около 15см длиной и 2 см шириной)

 

Склейте концы обеих полосок бумаги так, чтобы получился настоящий угол. Покажите Степану, как Вы накладываете одну полоску на другую. Если он знает названия цветов, то назовите ему полоску, которую он положит сверху (например, "Положи красную!"). Покажите полоску, которая должна быть следующей. Если он колеблется, то изобразите ему это в виде пантомимы. В крайнем случае направьте его руки. Задание закончено, если полоски бумаги полностью сложены.

Упражнение 114. Резать ножницами

Тонкая моторика: координация обеих рук, 3-4 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля; резать ножницами

Задание: отрезать кусочки от полоски бумаги

Материал: ножницы, бумага

 

Прежде чем Вы начнете упражнение, отрежьте от листа бумаги несколько полосок шириной 2,5 см, от которых Рома сможет соответственно без труда отрезать несколько кусочков. Положите три полоски бумаги и ножницы на стол. Возьмите ножницы в руку и обратите на это внимание Ромы. Затем возьмите полоску бумаги и отрежьте от нее кусочек. Возьмите руку Ромы и помогите ему правильно взять ножницы. Своей рукой укрепите его хватку и контролируйте его движения. Возьмите его другую руку и помогите ему удержать полоску бумаги. Двигайте его пальцами так, чтобы ножницы пару раз открылись и закрылись. При закрытии соответственно говорите: "Режь!". Затем помогите ему отрезать кусок от полоски бумаги. Когда Вы почувствуете, что его рука начинает самостоятельно выполнять движения, уменьшайте свою помощь. Не беспокойтесь, если он делает неполныесрезы. Пусть он сделает на каждой полоске бумаги только один срез, а затем давайте ему новую полоску. Таким образом он усвоит, из скольких частей состоит задание и будет таким нетерпеливым.

Упражнение 115. Болты и гайки

Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет

Координация глаз, рук: контроль, 4-5 лет

Восприятие: визуальное, 4-5 лет

Познавательная деятельность: сочетание, 1-2 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторных способностей; сочетание величин

Задание: 3 больших болта и гайки различной величины сопоставить без помощи друг с другом и соединить

Материал: 3 больших болта и гайки одинакового размера, 3 больших болта и гайки разногоразмера, 2 блюда для сортировки

 

Если Роберт овладеет двумя упражнениями с "досками с навинченными болтами" (см. упр. 143 и 144), то обучите eго соединять гайки с болтами, причем он должен делать это обеими руками. Начните это с трех больших одинаковых болтов и гаек. Смешайте их перед глазами Роберта и поставьте на стол 2 блюда для сортировки - одно с одним болтом, другое с одной гайкой. Пусть Роберт правильно рассортирует оставшиеся болты и гайки в соответствующие блюда. Затем возьмите в одну руку болт, а в другую гайку и завинтите их. Помогите Роберту сделать то же самое, водя его руками. Повторите это действие и сокращайте помощь, пока он не соединит все 3 болта с 3 гайками. Когда он не будет затрудняться в подборе соответствующих болтов и гаек, возьмите несколько различных болтов и гаек. Пусть он разберется, какая гайка подходит к определенному болту.

 

 

Упражнение 116. Вырезать салфетку

Тонкая моторика: оперирование предметами, 4-5 лет

Тонкая моторика: хватание, 3-4 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля, укрепление мышц

Задание: аккуратно сложить бумагуи разрезать ее в четырех местах

Материал: листки тонкой бумаги размером примерно15х15см, ножницы

 

Положите перед Томасом и собой квадратные листки бумаги. Скажите ему: "Смотри сюда!" - и сложите посредине свой листок, помогите ему сделать то же самое. Скажите: "Перевернуть!" - и сложите свой листок еще раз. Пусть он сделает то же самое, по возможности, без Вашей помощи. Возьмите карандаш и отметьте листы, на которых должны быть сделаны V-образные надрезы. Сделайте в центре каждой стороны такой надрез и обрежьте углы. Разверните бумагу и сделайте вид, что Вы удивлены результатом. Сначала помогайте Томасу делать надрезы на линиях.

Упражнение 117. Развесить белье

Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет

Тонкая моторика: хватание, 3-4 года

Учебная цель: укрепление мускулатуры, выносливости при целенаправленных скоординированных движениях

Задание: развесить на веревке белье

Материал: бельевые прищепки, белье, полотенце, носки, веревка, корзина

 

Закрепите веревку на двух деревьях или на двух предметах мебели так, чтобы они висели примерно на уровне плеч Дмитрия. Положите белье в корзину у его ног, а прищепки в коробочку справа от корзины. Заставьте его сначала при помощи рук, а потом жестов и слов сделать следующее: "Возьми один носок (левой рукой), возьми прищепку (правой рукой). Повесь носок на веревку и закрепи его (нажми на концы прищепки, закрепи ее на носке)". Если Вы увидели, что он затрудняется при выполнении определенных частей задания, например, при вывешивании носка или открытии прищепки, то потренируйте эти части отдельно, прежде чем выполнить весь процесс. Потренируйтесь, например, вывешивать носок на веревку без прищепки или закреплять прищепку на коробке (см. упр.111).

 

Упражнение 118 Чертежные кнопки - 1

Тонкая моторика: оперирование материалом, 5-6 лет

Имитация: моторная, 2-3 года

Тонкая моторика: хватание, 2-3 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля; укрепление пальцев

Задание: закрепить 2 кнопки на корковой доске

Материал: кнопки, корковая доска

 

Сядьте с Басей за стол и положите перед ней корковую доску. Положите рядом кнопки так, чтобы она могла достать их. Следите, чтобы Бася видела, как Вы берете первую кнопку. Большим и указательным пальцем возьмите кнопку за головку. Подержите ее перед глазами Баси, чтобы она точно видела, какВы ее держите. Скажите: "Смотри, Бася!" - и медленно нажмите на головку. Возьмите большой и указательный пальцы Баси и выполните с ней весь процесс, водяее рукой. Покажите ей вторую кнопку и скажите: "Нажми!" - и укажите на корковую доску. Если она затрудняется взять кнопку, то возьмите ее руку и помогите ей еще раз. Повторяйте весь процесс, пока Бася не сможет взять 2 кнопки и вдавить их в доску. Сначала кладите на стол 3 или 4 кнопки, а когда Бася поймет, что она должна делать, постепенно увеличивайте количество кнопок.

Упражнение 119. Связать коврик

Тонкая моторика: оперирование материалом, 5-6 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Учебная цель: вязание; соблюдение рабочей последовательности

Задание: понимать понятия "вверх" и "вниз" и соответственно вплетать бумажные ленточки. Работать, пока задание не выполнено

Материал: цветная бумага (двух или более цветов)

 

Разрежьте бумагу на ленточки шириной примерно 2,5 см (одного цвета 20 см длиной, другого цвета 30 см). В качестве подстилки возьмите лист бумаги. Прикрепите ленточки одного цвета на край подстилки, возьмите ленточку другого цвета и начните ткать справа налево. Используйтепонятие"вверх", "вниз", вплетая бумажные полоски. Дайте Симе следующую полоску и помогите попеременно "вверх", "вниз" вплетать ее между прикрепленными полосками. Вы должны четко объяснить, что надо вплетать полоски попеременно. Объясняйте ей это простыми словами: "Смотри, Сима, эта идетвверх, значит эта идет вниз!".

 

Если она это поймет, то прекратите помощь, наблюдайте за ней со стороны и прерывайте ее только тогда, когда она не справляется или становится нетерпеливой. Если она вплетает полосочку правильно, то закрепите ее кусочком клейкой ленты. Когда коврик готов, похвалите ее и дайте ножницы, чтобы обрезать края. Повесьте коврик на кухне на стенку или используйте его как коврик для стола. Когда Сима видит, что ее изделие используется, это будет для нее стимулом соткать другой коврик на следующий день.

Раздел 5. Координация глаз и рук

 

Интеграция разнообразных действий и функций однаиз заметных слабостей детей, страдающих аутизмом. Поэтому при выполнении заданий, которые предъявляют требования к координации глаз и рук, особенно важно иметь ввиду период развития отдельных функциональных компонентов. Даже если ребенок имеет хорошие тонкомоторные навыки, его координация глаз и рук может иметь заметно низкий уровень развития вследствие имеющихся проблем восприятия.

 

Большинство упражнений по обучению тонкой моторике (см. раздел 4) нацелены на то, чтобы научить ребенка брать и обращаться с предметами. Координация глаз и рук означает, что эти навыки активно взаимодействуют с функциями восприятия. Так, например, взять карандаш и поцарапать им является хорошим тонкомоторным упражнением. Однако, если этот карандаш используется, чтобы нарисовать фигуру, то тонкомоторные действия и действия по восприятию сильнее координируются друг с другом, в таком случае мы говорим о задании, при выполнении которого на передний план выходит координация глаз и рук.

 

Упражнения на восприятие, тонкую моторику и координацию глаз и рук, описанные в этой книге, находятся в тесной взаимосвязи, но читатель не должен исходить из того, что дети в этих трех функциональных сферах имеют одинаковый уровень развития. Для ребенка-аутиста не является необычным то, что он, обладая тонкомоторными навыками 4-5-летнего ребенка, в сфере восприятия и координации глаз и рук имеет уровень 2-летнего ребенка. Точное исследование уровня развития ребенка в каждой из этих сфер - важная предпосылка для планирования индивидуальной программы развития.

 

Действия, описанные в этом разделе, являются примерами для многочисленных упражнений, которые могут быть использованы для обучения координации глаз и рук. Они относятся в основном к двум видам деятельности: 1) рисование; 2) оперирование предметами. Упражнения на оперирование предметами особенно важны для приобретения профессионально необходимой деятельности. Упражнения по рисованию готовят ребенка к обучению письму. Совершенствование координации глаз и рук - одна иэ важнейшихсоставных частей социальной интеграции слаборазвитых детей.

Упражнение 120. Подготовка к строительству башни

Координация глаз, рук: оперирование материало, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная цель: целенаправленное складывание предметов

Задание: сложить одна на другую 3 или 4 коробки

Материал: небольшие картонные коробки, корзина для белья

 

Положите коробки в бельевую корзину и сядьте с Даником на пол. Возьмите одну коробочку из корзины и положите ее на пол. Возьмите следующую коробочку и поставьте ее на первую. Продолжайте это до тех пор, пока не будут сложены все коробочки. Опрокиньте башню и издайте при этом воодушевленный возглас: "Ай!". Соберите коробочки и положите их опять в корзину. Потом постройте с Даником новую башню. Положите коробочку на пол, дайте Данику вторую и помогите поставить ее на первую. Продолжайте подобным образом, не сокращайте свою помощь, пока Даник не сможет самостоятельно взять все коробочки из бельевой корзины, составить башню и опрокинуть ее.



Упражнение 121. Подготовка к игре-головоломке - 1

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: взять и целенаправленно опустить предметы

Задание: положить предметы в пустую банку

Материал: 4 пустые банки (достаточно большие, чтобы там поместилась пара носков, например, банки из-под кофе), 4 пары носков

 

Поставьте 4 банки в ряд перед Никой. Положите рядом 4 свернутых носка в обувную коробку. Возьмите из нее пару носков и покажите Нике, как Вы опустите их в банку. Направьте руку Ники к обувной коробке, пусть она возьмет следующую пару носков, подержит над следующей коробкой и опустит туда. Повторяйте это, пока не наполнится каждая коробка. Постепенно уменьшайте свою помощь, если Ника начинает действовать самостоятельно. Внимательно наблюдайте за ней, чтобы установить, в какой части задания у нее возникают трудности. Соответствующими жестами или движениями оказывайте ей необходимую помощь. Когда все носки разобраны, уберите коробки и поощрите Нику.

Упражнение 122. Подготовка к игре-головоломке - 2

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: взять и целенаправленно опустить предметы

Задание: положить бусину в каждую ячейку подставки для яиц

Материал: подставка для яиц, 10 больших бусин или грецкихорехов

 

Снимите крышку с подставки для яиц и поставьте ее нижнюю часть с пустыми ячейками перед Марком. Положите также одну бусину и укажите на ячейку. Скажите: "Положи ее сюда!". Хвалите и вознаграждайте Марка за каждую попытку взять бусину и положить ее в ячейку. Если он явно не понимает задание, то подведите его руку к бусине и помогите взять и положить ее в ячейку. Продолжайте таким же образом, пока все бусины не окажутся в подставке для яиц. Сокращайте постепенно свою помощь, пока Марк самостоятельно не сможет положить бусины в ячейки. Сначала Вы должны будете показывать на пустую ячейку. Когда он научится, говорите только: "Клади ее сюда!", - не показывая. Наблюдайте, самостоятельно ли он находит пустую ячейку и кладет туда бусину.

Упражнение 123. Пирамида из колец

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и тонкомоторного управления

Задание: без помощи надеть 4 кольца на стержень

Материал: пирамида из колец

 

Поставьте на стол стержень от пирамиды и покажите Пете кольца. Скажите: "Смотри сюда, Петя!". Положите кольцо на стержень и медленно опустите его. Снимите кольцо опять и вновь наденьте его на стержень, в то время когда Петя смотрит на Вас. Дайте ему второе кольцо и скажите: "Надень его!". Подведите его руку с кольцом к стержню и наденьте его на стержень. Повторяйте это действие, пока все четыре кольца не будут надеты. Хвалите Петю за каждое надетое кольцо и поощрите его, когда задание закончено. Следите за тем, чтобы все кольца были в поле зрения Пети, он должен знать, из скольких процессов состоит упражнение.

Упражнение 124. Складывание башни

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: улучшение координации глаз и рук и тонкомоторного управления

Задание: сложить без помощи друг на друга 4 кубика

Материал: 4 деревянных кубика с длиной стороны 5 см

 

Поставьте на стол 4 кубика. Следите, чтобы Павел видел, как Вы строите башню. Разберите башню и положите кубики на прежнее место. Один кубик поставьте прямо перед Павлом на стол. Возьмите второй кубик и скажите: "Положи его туда!", - показывая на первый кубик. Следите, чтобы он при этом смотрел на Вас. Возьмите его руку и помогите ему положить да башню третий кубик, говоря: "Положи его сюда!". Повторите процесс с четвертым кубиком. Повторяйте: "Клади его сюда!", - но на этот раз показывайте только на верх третьего кубика. Дайте ему возможность самостоятельно поставить кубик на башню. Повторяйте ему, если он не справляется. Когда все кубики сложены, упражнение закончено и Павел получает вознаграждение. Повторяйте упражнение часто, пока он без помощи не сможет сложить все 4 кубика.

Упражнение 125. Положить кубик в банку

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 1-2 года

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного управления и внимания

Задание: положить 4 кубикачерез отверстие в банку

Материал: банка из-под кофе с квадратным отверстием в пластиковой крышке, 4 кубика, 2 подноса

 

Поставьте на стол между Даней и собой банку из-под кофе. Положите на каждый поднос 2 кубика и поставьте слева и справа от банки. Укажите на кубик и скажите: "Положи его сюда!". Если Дане нужна помощь, то возьмите его руку, подведите ее к указанному кубику, помогите взять его и просунуть сквозь отверстие крышки. Укажите затем на кубик на втором подносе и повторите действие. Следите, чтобы он смотрел на Вашу руку, когда Вы показываете на кубик. Меняйте кубики местами, чтобыДаня следил взглядом за Вашей рукой.

Упражнение 126. Доска с отверстиями

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 1-2года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: целенаправленно разместить предметы

Задание: вставить без помощи 5 палочек в доску с отверстиями

Материал: простая доска с отверстиями (палочки можно вырезать из веника и они должны быть одинаковой длины; доской с отверстиями может быть коробка из-под обуви, в крышке которой вырезаны соответствующие отверстия).

 

Поставьте коробку с палочками на стол и предложите Роберту вынуть и положить все палочки. Возьмите его указательный палец и опустите его в отверстие. Затем укажите на одну из палочек, на отверстие и скажите: "Вставь ее туда!". Сначала подведите его руку, но постепенно уменьшайте помощь. Если Вы помогали ему в первом действии, то пусть он еще раз вытянет и засунет палочку. Поступайте таким же образом с каждой палочкой. Если Роберт привыкнет к тому, чтобы по Вашему сигналу засовывать палочки в отверстие, то говорите ему только: "Вставь ее сюда!", не показывая на отверстие. Хвалите его, когда он вставит все палочки.

Упражнение 127. Подставка для карандашей

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: целенаправленно разместить предметы

Задание: вставить без помощи 4 карандаша в отверстия подставки для карандашей

Материал: банка, картон, 4 карандаша

 

Сделайте простую подставку для карандашей, проделав в круглом куске картона отверстия, и укрепите картон на пустой банке. Следите за тем, чтобы отверстия были достаточно велики, чтобы карандаши хорошо вошли. Поставьте подставку и 4 карандаша на стол. Обращайте внимание на то, чтобы Толя смотрел на Вас, когда Вы вставляете карандаш в отверстие. Дайте ему второй карандаш и подведите его руку со словами: "Вставь его сюда!". Похвалите его. Дайте ему третий карандаш, укажите на свободное отверстие и скажите опять: "Вставь его сюда!", Помогайте ему лишь тогда, когда необходимо. Если Толя немного научится, то не показывайте ему на отверстие, чтобы убедиться, находит ли он их сам.

Упражнение 128. Раскрашивание

Координация глаз и рук: рисование, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная цель: улучшение ловкости рук, раскрашивание фигуры

Задание: нарисовать 4-5 линий карандашом внутри большого круга

Материал: карандаши, бумага, широкий фломастер

 

Нарисуйте на листе бумаги фломастером 2 равных по размеру круга или квадрата. Проведите широкие, темные и отчетливые линии. Положите перед Георгом лист бумаги и 2 карандаша. Возьмите один карандаш и проведите внутри фигуры несколько линий. Дайте ему второй карандаш и скажите: "Сделай то же самое!". Помогите ему держать карандаш в кулачке и поводить им пару секунд внутри фигуры. Похвалите его и уберите первый лист. Возьмите второй лист и повторите упражнение. Поначалу Георг не поймет, что должен рисовать внутри фигуры. Поэтому продолжайте рисовать внутри фигуры сами и придерживайте руку Георга, если он выходит за пределы окружности. Постепенно уменьшайте контроль его руки, если он начинает сам обращать внимание на фигуру. Поощряйте его каждый раз, когда он закончит рисовать.

 

Упражнение 129. Нанизывать бусины – 1

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 2-3 года

Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года

Учебная цель: улучшение координации глаз и рук

Задание: нанизать 2 бусинки на стержень, который держит другая рука

Материал: игрушка-конструктор (ось, колесо), бусинки

 

Закрепите ось на колесо и положите его на стол так, чтобы ось возвышалась вверх. Дайте Рите 1 бусинку (она должна хорошо входить на ось) и проведите ее руку так, чтобы она надела бусинку на ось. Возьмите вторую бусинку и держите ее так, чтобы Рита хорошо видела отверстие. Дайте ей бусину и укажите на ось со словами: «Надень ее!». Помогайте ей, если это необходимо. Когда она нанижет обе бусины, отставьте колесо в сторону и возьмите вторую ось. Попытайтесь в этот раз, чтобы Рита нанизала обе бусины без помощи. Когда Рита без затруднения сможет нанизывать бусины на стоящую на столе ось, усложните задание и помогите держать в одной руке ось, а другой нанизывать на нее бусины. Сначала нужно вести обе ее руки, но когда Рита научится свободно держать колесо, можете уменьшить помощь. Повторяйте упражнение, пока Рита самостоятельно не возьмет колесо и не нанижет обе бусины.

 

Упражнение 130. Нанизывать бусины – 2

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 2-3 года

Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года

Учебная цель: лучшая координации глаз и рук, координация обеих рук

Задание: нанизать 2 бусинки без помощи на проволоку

Материал: шток для чистки курительной трубки, бусины

 

Если Рита может нанизывать 2 бусины на стержень (см. упр.129), перейдите к более гибкому, но достаточно прочному предмету, как, например, проволока. Покажите ей, как в одной руке держать проволоку, а другой брать и нанизывать бусины. Дайте ей одну проволоку и помогите ей держать ее в руке, а другой нанизывать бусины. Когда ей удастся сделать это с обеими бусинами, отложите предметы в сторону и похвалите Риту. Сокращайте свою помощь, когда она делает это успешно.

 

Упражнение 131. Нанизывать бусины - 3

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 2-3 года

Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и координации обеих рук

Задание: нанизать без помощи 5 бусин на шнурок

Материал: шнурок от ботинка или тонкий, длинныйкусоккожи или веревки, бусины

 

Если Рита может без помощи нанизать 2 бусины на проволоку (см. упр. 130), то перейдите к мягкому материалу, например, к шнурку от ботинка. Завяжите на одном конце узел, чтобы нанизанные бусины не упали. Покажите Рите, как нужно нанизывать бусины, следите за тем, чтобы она на Вас смотрела. Подведите ее руки так, чтобы она держала в одной руке шнурок, а в другой - бусинку. Помогите ей засунуть твердый конец шнурка в бусину и протянуть его через нее. Пусть протянет бусину до узла. Повторяйте упражнение, пока все 5 бусин не будут нанизаны. Сначала Вы должны помогать ей. Думайте о том, чтобы Рита во время выполнения задания каждой рукой владела отдельно, прежде чем сможет координировать деятельностью обеих рук. Повторяйте упражнение, пока не будут нанизаны все 5 бусин.

Упражнение 132. Закрепить бельевые прищепки

Координация глаз, рук: оперирование материалом, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года

Познавательная деятельность: сочетание, 3-4 года

Учебная цель: выполнять целенаправленные движения, сочетать цвета; укрепление мускулатуры рук

Задание: закрепить 6 прищепок на отмеченные места банки

Материал: 6 пластмассовых прищепок (желательно различного цвета), банка

 

Когда Юра сможет без помощи закрепить на краю коробки прищепки (см. упр. 111), научите его закреплять их на краю банки в отмеченных местах. Нарисуйте или приклейте под верхним краем банки 6 звездочек так, чтобы прищепки можно было закрепить прямо на них. Если Вы хотите использовать упражнение для сочетания цветов, то выбирайте звездочку, цвет которой совпадает с цветом прищепки. Дайте Юре одну прищепку, укажите на одну из звездочек и скажите: "Закрепи ее!". Если Юра попытается закрепить ее на другом месте, то укажите еще раз на звездочку и повторите свои слова. Если он еще не знает, что делать, то подведите к звездочке его руку. Если он сможет без помощи закрепить шесть прищепок, то говорите только: "Закрепи!" - и не указывайте на звездочку. Смотрите, ищет ли он самостоятельно соответствующую звездочку.

Упражнение 133. Подготовка к рисованию: рисовать одним пальцем

Координация глаз, рук: рисование, 2-3 год

Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 год

Имитация: моторная, 1-2 год

Учебная цель: лучшее управление рукой; подготовка к рисованию

Задание: провести 3 линии пальцем по муке, насыпанной в тарелку

Материал: большая плоская тарелка или блюдо,сахар (или мука и т.п.)

 

Насыпьте равномерно сахар на тарелку так, чтобы она был покрыта слоем в 0,5 см. Возьмите указательный палец Клавдии и покажите ей, как провести по сахару прямые линии. Уменьшите контроль за ее пальцем, если она начинает проводить линии самостоятельно. Если она поняла задание, то научитеее проводить горизонтальные и вертикальные линии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.