Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические права и обязанности граждан и иных субъектов. Государственное экологическое управление




Понятие и виды экологических прав человека

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так,основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды;

б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петиция, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письма ми, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающее природной среды, требовать их рассмотрения;

в) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

г) требовать в административном или судебном порядке отмен решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, атака возмещения экологического вреда;

д) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещен вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 11).

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России так, по Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5) граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

- на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

- при обращении на предприятия и в организации — на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их резуль­татах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

- непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В системе экологических прав граждан можно выделить прав на природопользование, т.е. на использование природных ресурсе для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства —Земельным. Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «животном мире» и др.

Таким образом, объем и содержание экологических прав граж­дан, предусмотренных в Конституции РФ, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавли­вает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду

Это одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на междуна­родном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей дек­ларации прав человека, а позже и в Международном пакте о граж­данских и политических правах.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природ­ной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права наблагоприятную окружающую среду.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохра­нять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состоя­ния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребнос­тей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных террито­рий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чис­тоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), эко­логической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на благоприятную окружающую среду — одно из фунда­ментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке отме­ны решений о размещении, проектировании, строительстве, ре­конструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по суще­ству, служат средствами реализации права на благоприятную ок­ружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологичес­кой функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществле­ния системы правовых, организационно-управленческих, техни­ческих, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

 

Понятие и общая характеристика экологического управления

Управление как социальное явление представляет собой про­цесс упорядочения каких-либо отношений для достижения опре­деленных целей.

В зависимости от классификационных признаков существует несколько видов управления.

По направлениям деятельности различают политическое, со­циально-экономическое, экологическое управление.

Управление также выступает в виде государственного, муници­пального, общественного управления, управления в хозяйствую­щих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное виды управления близки по своей природе, по­скольку, во-первых, их можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вто­рых, органам местного самоуправления передан ряд функций госу­дарственного управления, что само по себе не позволяет противо­поставлять эти два вида управления.

Роль и значение государственного управления в жизни общест­ва трудно переоценить, поскольку государство, государственность (а наличие государственного управления есть неотъемлемая черта государства) «остаются пока единственным всеобъемлющим арсе­налом средств организационного воздействия на упорядочение со­циальных процессов, на постановку целей и реализацию механиз­мов их достижения».

Государственное экологическое управление, являясь состав­ной частью государственного управления социально-экономиче­ским развитием страны, а в идеале и его коррелятором, в то же вре­мя обладает рядом специфических черт.

Как и любой иной вид социального управления, государствен­ное экологическое управление характеризуется в первую очередь наличием объекта и субъектов управленческой деятельности, со­держанием (функциями), формами и методами его реализации.

Государственное экологическое управление представляет собой процесс воздействия на общественные отношения, складывающие­ся в сфере взаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей их упорядочение, координацию и развитие для достиже­ния определенных целей — поддержания оптимального состояния окружающей среды, ее оздоровления, рационального использова­ния природных ресурсов и в конечном счете создания благоприят­ных условий для жизнедеятельности людей.

Объект государственного экологического управления должен рассматриваться через призму объекта экологического права как отрасли права и применительно к исследуемому институту вклю­чать те общественные отношения, в которых участвуют субъекты управления, — имущественные отношения, возникающие при пре­доставлении природных объектов в пользование или собствен­ность; отношения в области природопользования, поддержания качества окружающей среды, ликвидации последствий антропо­генной деятельности и негативных природных явлений; некоторые отношения, связанные с применением мер юридической ответ­ственности.

Субъектами государственного экологического управления, т. е. органами, наделенными административно-властными полно­мочиями, выступают органы исполнительной власти, а в некото­рых случаях и органы местного самоуправления.

Содержание данного вида деятельности представлено функ­циями — направлениями деятельности, реализуемой субъектами государственного экологического управления.

Под формами государственного управления понимается внеш­нее выражение деятельности субъектов управления. Они подраз­деляются, например, на правовые и неправовые (организацион­ные). Формы государственного управления представляют собой нормативные правовые акты и акты индивидуального характера. По содержанию они могут быть процессуальными и материальны­ми. Их делят также на коллегиальные и индивидуальные; регуля­тивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные.

Под методами государственного управления имеются в виду способы управленческого воздействия или средства реализации функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Как правило, их делят на экономические и внеэкономические.

В основе государственного экологического управления лежат общеправовые принципы, принципы, присущие системе государ­ственного управления социально-экономическим развитием, а так­же специфические принципы, вытекающие из объективных зако­нов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления.

К принципам экологического управления относятся также иные принципы, предусмотренные ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», например принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчиво­го развития и благоприятной окружающей среды и др.

К специфическим принципам охраны окружающей среды и управления данной областью общественных отношений относится принцип учета природных условий. Он иногда выступает в виде экосистемного принципа, суть которого заключается в том, что для некоторых природных объектов устанавливается система государ­ственного управления с учетом их географического расположения (по водным бассейнам, крупным месторождениям полезных иско­паемых и т. д.).

Муниципальное экологическое управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления в пределах полно­мочий, установленных законодательством, причем их объем зависит от вида муниципального образования. Так, ст. 7 Федерального зако­на «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относит организацию мероприятий по охране окружающей среды и полномочия в области обращения с отходами производства и по­требления.

Общественное экологическое управление основывается на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это принцип обязательности участия в дея­тельности по охране окружающей среды наряду с органами государ­ственной власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправле­ния, юридическими лицами общественных и иных некоммерческих объединений, а также принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окру­жающей среды. Их права и обязанности при осуществлении дея­тельности в области охраны окружающей среды предусмотрены ст. 12 названного Закона, другими законодательными и подзакон­ными актами, уставами указанных общественных формирований.

Производственное экологическое управление основывается на принципе, закрепленном в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», — обязательности участия, в том числе юриди­ческих лиц, в деятельности по охране окружающей среды. Юридиче­ские лица как основная и наиболее многочисленная группа субъектов права природопользования в первую очередь обязаны соблюдать тре­бования по охране окружающей среды и рациональному природо­пользованию, содержащиеся в экологическом законодательстве. Из смысла п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что ряд субъектов хозяйственной и иной деятельно­сти обязаны создавать собственные экологические службы, а также возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.