Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов




Информационная функция — это кадастровая функция, или функция учета и ведения кадастров природных ресурсов. Именно информационная функция должна служить основой обеспечения государственного и муниципального управления природными ре­сурсами, качеством окружающей среды, включая экономическую оценку и установление платы за пользование окружающей средой и ее отдельными компонентами (налоги, плата за негативное воз­действие и др.), прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, пре­доставление в пользование участков природной среды, государ­ственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацию государственного экологического контроля. Конституционное закрепление права каждого на экологическую информацию также может быть гарантировано реализацией дан­ной функции управления.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов свод эко­номических, экологических, организационных и технических показате­лей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресур­са, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по тер­риториям.

Виды государственных кадастров

Кадастры природных объектов и иные документы, содержа­щие сведения о природных объектах. Наиболее распространенной формой информационного обеспечения служат кадастры (в перево­де с французского — свод сведений о чем-либо). На сегодняшний день законодательством предусмотрено ведение государственного земельного кадастра, кадастра объектов животного мира, объектов особо охраняемых природных территорий, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра отходов.

Ведение государственного земельного кадастра регламенти­руется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О госу­дарственном земельном кадастре», иными нормативными право­выми актами.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод докумен­тированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о када­стровой стоимости, местоположении, размерах земельных участ­ков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, а также о субъектах прав на земельные участки.

Объектами кадастрового учета выступают земельные участки, территориальные зоны, земли и границы территорий муниципаль­ных образований, земли и границы субъектов Федерации, земли и границы Российской Федерации.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные подразделения.

Информация о лесном фонде. Новый Лесной кодекс РФ (2006 г.) в части регламентации информационной функции имеет принци­пиальные отличия от ранее действовавшего Лесного кодекса РФ. Во-первых, в специальную статью выделена процедура государ­ственной инвентаризации лесов как мероприятия по проверке со­стояния лесов, их количественных и качественных характеристик (по Лесному кодексу РФ 1997 г. она рассматривалась в качестве составной части лесоустройства).

Государственная инвентаризация лесов будет проводиться в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, учет коснется не только лесов, входящих в лесной фонд, но и всех остальных лесов.

Во-вторых, государственный лесной кадастр заменен на госу­дарственный лесной реестр (ст.91) как систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В то же время государственный кадастровый учет лесных участ­ков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».

Информация о недрах содержится в фондах геологической ин­формации, Государственном кадастре месторождений и проявле­ний полезных ископаемых, балансах запасов полезных ископае­мых. Данные формы учета состояния и использования недр пре­дусмотрены Законом «О недрах».

В соответствии со ст. 30 данного Закона в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологиче­ского изучения недр, комплексного использования месторожде­ний полезных ископаемых, рационального размещения пред­приятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях ведется государственный кадастр месторождений и прояв­лений полезных ископаемых. Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качест­во основных и совместно с ними залегающих полезных ископае­мых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гид­рогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержит геолого-экономическую оценку по каж­дому месторождению, а также сведения по установленным прояв­лениям полезных ископаемых.

Водный кодекс РФ ввел новую форму фиксирования информа­ции о водных объектах — государственный водный реестр (ст. 30), заменив существовавший ранее государственный водный кадастр. Принципиальное отличие государственного водного реестра от го­сударственного водного кадастра состоит в том, что в реестре, помимо сведений о водных объектах, осуществляется государ­ственная регистрация договоров водопользования, решений о пре­доставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обя­занностей по договорам водопользования, а также прекращения договоров водопользования, что несомненно придает этому до­кументу большую юридическую силу, чем имел водный кадастр.

Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира предусмотрено Федеральным законом «О животном мире». Статья 4 Закона определяет содержание госу­дарственного кадастра объектов животного мира как совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необ­ходимые данные. Правовой основой государственного учета жи­вотного мира выступает также постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объ­ектов животного мира».

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных тер­риториях» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. №1249.

Он ведется по особо охраняемым природным территориям:

федерального значения, являющимся федеральной собствен­ностью, — федеральными органами исполнительной власти;

регионального значения, являющимся собственностью субъек­тов Федерации;

местного значения, являющимся собственностью муниципаль­ных образований.

Еще одним видом кадастров является государственный ка­дастр отходов, ведение которого предусмотрено Федеральным за­коном «Об отходах производства и потребления» и принятым на его основе постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния» в целях оценки вредного воздействия радиационного факто­ра на население, а также планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности предусмотрел со­ставление радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. В связи с этим было принято постановление Прави­тельства РФ от 28 января 1997 г. № 93 «О порядке разработки ради­ационно-гигиенических паспортов организаций и территорий».

Красная книга Российской Федерации является официальным докумен­том, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подви­дов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастаю­щих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации ведется Министерством природных ресурсов и его территориальными органами во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ, Феде­ральной службой лесного хозяйства России и их территориальными (бас­сейновыми) органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологиче­ских веществ способ государственной регистрации этих веществ. Ве­дется по единой для России системе и включает в себя информацию о назначении, номенклатуре, производстве и применении этих веществ, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде.

Государственной регистрации подлежат потенциально опасные хими­ческие и биологические вещества природного и искусственного проис­хождения, производимые на территории Российской Федерации и заку­паемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту.

Государственная регистрация осуществляется на основе токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиениче­ской регламентации, гигиенических и экологических нормативов в от­ношении безопасности веществ для здоровья человека и природных ре­сурсов Российской Федерации в отношении безопасности веществ для окружающей среды, а также с учетом мер индивидуальной и коллектив­ной защиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении (использовании) потенциально опасных химических и био­логических веществ.

Порядок ведения данного регистра регулируется соответствующим Постановлением Правительства РФ от 12.11.92. Кроме того, в приказе Минздрава России от 11.06.97 № 181 говорится о создании территори­альных банков данных потенциально опасных химических веществ при центрах госсанэпидемнадзора в субъектах Российской Федерации.

Государственный доклад о состоянии ОПС в РФ официальный доку­мент, содержащий информацию о качестве. ОПС, состоянии природных ресурсов и т. п., предназначенную для государственных органов управле­ния и населения, служащий основой для уточнения приоритетных облас­тей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, на­правленных на улучшение экологической обстановки в России. Разработка доклада осуществляется Министерством природных ресурсов РФ с участи­ем заинтересованных министерств и ведомств.

Ежегодный Государственный доклада состоянии окружающей природной среды состоит из трех частей:

- часть I. Качество природной среды и состояние природных ресурсов;

- часть II. Воздействие народного хозяйства на окружающую среду;

- часть III. Государственное регулирование природопользования и ох­раны окружающей среды.

 

Единая государственная система экологического мониторинга

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг). Мониторинг ок­ружающей среды — комплексная система наблюдений за состояни­ем окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния ок­ружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Его разновидностью выступает государственный эколо­гический мониторинг, т. е. мониторинг, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 мар­та 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологиче­ского мониторинга)» экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объек­тов, объектов животного мира, уникальной экологической систе­мы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федера­ции, состояния недр, исключительной экономической зоны Рос­сийской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

-разработке прогнозов социально-экономического развития Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных обра­зований и принятии соответствующих решений;

-разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области ох­раны окружающей среды субъектов Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

-осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

-прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении ме­роприятий по их предупреждению;

-подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Экологический мониторинг - комплекс выполняемых по научно обосно­ванным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходи­мых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмо­сферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружа­ющей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ распре­делена компетенция в области осуществления мониторинга между федераль­ными органами исполнительной власти: Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (на сегодняшний день данные функции выполняет Министерство природных ресурсов в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2000г. «О структуре государственных органов исполнительной власти.

Ведомства, осуществляющие экологический мониторинг, обязаны обес­печивать заинтересованные организации и население текущей и экстренной информацией об изменениях окружающей среды, предупреждать о них и да­вать прогнозы ее качества. Данные экологического мониторинга предостав­ляются бесплатно государственным органам законодательной и исполнитель­ной власти РФ, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления и гражданам РФ

Предприятиям и организациям результаты экологического мониторинга предоставляются за плату. Порядок установления и взимания платы за эту информацию устанавливается Правительством РФ.

Национальный мониторинг России в настоящее время включает три ви­да мониторинга:

а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за изменениями биосферы под влиянием антропогенных изме­нений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. Система его складывалась с развитием гигиенической науки и созданием санитарно-эпидемиологической службы, на которую возложены задачи по проведению анализа изменений окружающей среды под воздействием человеческой деятельности и разработке мероприятий по оз­доровлению окружающей среды;

б) экологический мониторинг, представляющий собой систему наблюде­ний за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения, со­стоянием биосферы вследствие ее загрязнений, за изменениями экосистем в результате сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т. п. Серьезным недостатком этого мониторинга яв­ляется отсутствие в нем подсистемы социологических исследований, что приводит к негативным последствиям;

в) климатический мониторинг, охватывающий, в отличие от экологичес­кого, климатическую систему (атмосферу, океан, поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем).

Все виды мониторингов включаюттри основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздей­ствий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения. Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и ес­тественных факторов воздействия на окружающую среду; определение природ­ных резервов для использования их в интересах человека; определение опти­мальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций. Прогноз предполагает выявление оптимальных спо­собов для принятия пресикательных (для устранения причин и условий воз­можных негативных изменений в окружающей природной среде) мер.

 

Оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС).

Утвержденный Приказом, Госкомэкологии России от 16.05. 2000г. №372 «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в РФ», которым был утвержден Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая до­кументация на строительство которых должна в обязательном порядке со­держать оценку воздействия на окружающую среду1.

В Положении сказано, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии страны.

ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия не­обходимых и достоверных мер по предупреждению возможных неприемле­мых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономи­ческих и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС организуется и проводится при подготовке:

- концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планового отрас­левого и территориального социально-экономического развития;

- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

- градостроительной документации (проектов генеральных планов горо­дов, проектов и схем детальной планировки и т. д.);

- документации по созданию новой техники, материалов и веществ;

- нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности;

- предпроектных обоснований инвестиций в строительство новых, рекон­струкцию, расширение и техническое перевооружение действующих хозяй­ственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Оценка воздействия на окружающую среду приводится в целях: выбора политических, экономических, технических, организационных и иных ре­шений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблаго­приятных последствий воздействия на окружающую среду от реализации этих решений; предоставления компетентным органам возможно более пол­ной информации об экологических и связанных с ними социальных, эконо­мических и иных последствиях до санкционирования планируемой деятель­ности (действий); разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений об осуществлении на территории различных видов деятельности; предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов.

Информация об экологических и прочих последствиях планируемой де­ятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересо­ванных лиц.

Участники ОВОС (роль, обязанности и ответственность).Инициатор де­ятельности обеспечивает (предусматривает, организует, финансирует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на всех этапах подготовки документации, Он обязан учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой деятельности и его обоснований, предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и проце­дурами, выполнять условия и рекомендации, компетентных органов на всех этапах прохождения документации; несет ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий.

В свою очередь, каждая стадия этого процесса включает ряд действий, которые должны осуществляться также в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы:

предварительная оценка воздействия - проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятель­ности и выборе способов ее осуществления с целью определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.;

детальная оценка воздействия - проводится одновременно с разработкой документации, и ее результаты участвуют в формировании и отборе вариан­тов на всех этапах разработки. Результатом работы должны быть: отобран­ный вариант для реализации или дальнейшей разработки, отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, «Заявление о воздействии на окружаю­щую среду» (ОВОС);

общественные слушания - проводятся для выявления возможных эколо­гических последствий, социально-экологических конфликтов и других фак­торов перед представлением документации для санкционирования деятель­ности в органы государственной власти и включают рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процедура уче­та экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере экологопользования. А государственная экологическая экспертиза - это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования. Таким образом, государ­ственная экологическая экспертиза есть форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС. Поэтому государственная экологическая экспер­тиза проводится после проведения ОВОС.

 

Государственная экологическая экспертиза

производственно-хозяйственной и иной деятельности

Термин «экспертиза» происходит от латинского «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов.

Как сказано в ст. 1 Федерального закона «Об экологической эксперти­зе», принятого Государственной Думой 19 июля 1995 г., экологическая экс­пертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воз­можных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

- пре­зумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государствен­ной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружа­ющую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последст­вий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при про­ведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в об­ласти экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных органи­заций (объединений), учета общественного мнения; научной обоснованнос­ти, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Одним из основных рычагов государственного регулирования защиты окружающей среды и природных ресурсов России является организация и проведение государственной экологической экспертизы, главная цель кото­рой - осуществление предупредительного контроля в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с тре­бованиями законодательстваРФ документация. Документация, выполнен­ная без указанных требований, на государственную экологическую экспер­тизу, как правило, не принимается.

Заключение экспертизы является официальным документом Минприроды РФ или его территориаль­ных органов, подписанным его руководителем и завизированным руководи­телем соответствующего экспертного подразделения, содержащим отноше­ние к выводам экспертной комиссии (группы).

Заключение государственной экологической экспертизы по результатам рассмотрения документации, обосновывающей развитие объектов и видов деятельности, перечень которых утверждается федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экспертизы и подле­жит опубликованию Минприродных ресурсов РФ или его территориальными органами в средствах массовой информации, за ис­ключением случаев необходимости соблюдения государственной тайны.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплано­вые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территорииРФ, независимо от их сметной сто­имости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов (ст. 33 Закона об охране окружающей среды), на­пример, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных с иностранными фирма­ми предприятий, деятельность которых связана с использованием природ­ных ресурсов; материалы экологических обоснований лицензий и сертифи­катов и др.

Как уже отмечалось, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характе­ра, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ок­ружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламен­тирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной вла­сти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе:

- проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономичес­ких, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;

- проекты генеральных планов развития территорий свободных экономи­ческих зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

- проекты генеральных схем расселения, природопользования и террито­риальной организации производительных сил РФ;

- проекты схем расселения природопользования и территориальной орга­низации производительных сил крупных регионов и национально-государ­ственных образований;

- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых уча­ствует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

- проекты комплексных схем охраны природы РФ.

3) технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения технического перевооружения, консервации и лик­видации организаций и иных объектов хозяйственной деятельностиРФи другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной при­надлежности и форм собственности, осуществление которых может ока­зать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юриди­ческими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организаций, объем иностранных инвестиций, в которые превышает 500 тысяч долларов.

4) технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной дея­тельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду со­предельных государств или для осуществления которой необходимо исполь­зование общих с сопредельными государствами природных объектов или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Кон­венцией об оценке воздействияна окружающую среду в трансграничном контексте».

5) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабаты­вающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ.

6) проекты международных договоров.

7) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции, и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие ис­пользование природных ресурсов или отходов производства, находящихся в веденииРФ.

8) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых от­носится, в соответствии с законодательством РФ, к компетенции федераль­ных округов исполнительной власти, и др. (см. ст. 11 указанного Федераль­ного закона).

В ст. 12 этого же Закона закреплены объекты государственной экологи­ческой экспертизы уровня субъектов РФ. К ним относятся:

1) проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация ко­торых может привести к негативному воздействию на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, ут­верждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламенти­рующих хозяйственную и иную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории субъектов РФ, и другие объек­ты, отнесенные к объектам экологической экспертизы федерального уровня, но преимущественно касающиеся объектов экологической экспертизы субъ­ектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными ко­миссиями, образованными Минприродных ресурсов РФ и его подразделениями на местах: межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми этими органами совместно с орга­нами Минздрава РФ, другими министерствами и ведомствами.

Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законо­дательством РФ. Выводы экспертнойкомиссии могут быть обжалованы в суд или арбит­ражный суд.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными органи­зациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том чис­ле организация и проведение экологической экспертизы, и которые зареги­стрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отноше­нии тех объектов, сведения о которых не составляют государственную, ком­мерческую и иную охраняемую законом тайну. Эта экспертиза проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественные организации (объединения) имеют право: получать от за­казчика надлежащую документацию для экологической экспертизы; участ­вовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и прово­димом ими обсуждении заключений общественной экологической экспер­тизы и др.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии го­сударственной регистрации заявлений общественных организаций (объеди­нений) о ее проведении. Заключение общественной экологической экспер­тизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экс­пертизы. Эти заключения могут публиковаться в средствах массовой инфор­мации и передаваться всем заинтересованным лицам.

ВЫВОД:

В отличие от регулирования управления экологопользованием, функции которого носят периодический характер (реализуются по мере возникающей необходимости), организационно-правовое обеспечение характеризуется непрерывностью действия, поддерживающей постоянное функционирование созданной системы производственных отношений и взаимодействие этой системы с экологическими системами страны. Одновременно с этим все элементы организационно-правового обеспечения экологопользованием и сохранности экологической системы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, ибо представляют собой единую систему.

 

Доцент кафедры ГрПД
п/полковник вн.службы

кандидат биологических наук С.Н. Рыбина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.