Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовная ответственность в сфере экологопользования




В новом УК РФ есть специальная глава «Экологические преступления», в которой предусмотрено 17 составов преступлений. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

1. Нарушения действующих правил в области экологопользования:

ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);

ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов);

ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами);

ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.:

ст. 250 (загрязнение вод);

ст. 251 (загрязнение атмосферы);

ст. 252 (загрязнение морской среды);

ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);

ст. 254(порча земли);

ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр);

ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов).

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:

ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений);

ст. 258 (незаконная охота).

4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ);

ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников);

ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов);

ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

Новый УК РФ ввел совершенно новый состав – экоцид (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи предусматривает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу. Санкция за это преступление – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

В главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности разработчики внесли такие смежные с экологическим составы, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237) и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 219 в части, касающейся природных комплексов или объектов).

В главе «Преступления против общественного порядка и общественного спокойствия» имеются два состава: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 219) и незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), которые предусматривают в качестве тяжелых последствий радиоактивное заражение окружающей среды.

В заключение стоит выделить основные особенности уголовной ответственности:

1. Уголовная ответственность в сфере экологопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Например, уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ); за повторные правонарушения (ст. 258 УК РФ и др.); за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемому законом объекту (ст. 223 УК РФ) и т.п.

2. Уголовная ответственность в сфере экологопользования применяется только судом и после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном УПК республик. Единственным основанием назначения уголовного наказания за экологическое правонарушение является приговор суда.

3. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере экологопользования по сравнению с иными видами ответственности. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, в несколько раз превышающий размер, установленный при административных взысканиях, лишение права занимать определенные должности (ст. 44 УК РФ).

4. К уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения, субъектом ответственности могут быть лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые (ст. 20 и 21 УК РФ).

5. В действующем законодательстве составы экологических преступлений предусмотрены в зависимости от объекта преступления.

Таким образом, уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью, предусмотренных уголовным законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда.

 

Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования.

Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

В условиях перехода к рынку изменится основная функция имущественных санкций, применяемых в сфере охраны окружающей среды, повысится ее восстановительное, компенсационное значение. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода, следовательно, ст. 77 указанного Закона просто конкретизирует общее положение о возмещении вреда, предусмотренное гражданским законодательством (ст. 1064 ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые отношения. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т. д. и расходов на их восстановление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77-80), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающий среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3. ст. 78 Закона).

Статья 79 предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Статья 80 устанавливает требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Виды экологического вреда.

С позиций состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:

1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам, и в первую очередь экономически значимой их части.

В силу этого, юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены и в специальных природоресурсовых законах: кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха),

2. Гуманитарный экологический вред (от лат. «гомо сапиенс» — человек разумный) – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность.

Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно-оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил и данной местности.

Особенностью этого вида экологического вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством.

3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т. д.

Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауной; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т. д.

В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда. Например, нарушение противопожарных правил при выполнении уборки зерновых, повлекшее за собой пожар, перекинувшийся на соседний лесной массив, повлекло за собой возникновение как экологического, так и обычного имущественного вреда.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что экологический вред выражается, как правило, в трех формах: природоресурсовом, гуманитарном и имущественном. Каждая из этих форм вреда возмещается по правилам, регулируемым природоресурсовым, санитарным и общегражданским законодательством.

 

Способы устранения экологического вреда.

В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда, мод| но выделить три основных способа устранения эковреда:

1. Профилактика экологического вреда, т. е. принятие мер, упреждающих его возникновение. Подобно тому, как пожар намного легче предотвратить, чем его тушить, проведение профилактических мероприятии по упреждению эковреда является первостепенной и главной задачей государственных органов, осуществляющих экологическую функцию.

Профилактика эковреда включает в себя множество мероприятий, которые должны осуществляться системно и комплексно.

2. Пресечение нанесения экологического вреда. В частности, органы экологического контроля вправе совершать три группы действий

а) ограничивать экологически опасную деятельность тех или иных предприятий. Например, даже при соблюдении ПДВ в атмосферу предприятию могут быть даны ограничения выбросов ниже допустимого предела, если состояние окружающей среды стало критическим;

б) приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, если это необходимо для обеспечения экологического благополучия в данной местности. Например, если загазованность на центральны улицах населенного пункта становится опасной для проживающих на них лиц, то экологические службы и ГИБДД вправе запретить движение транспорта по некоторым улицам поселений;

в) прекращать виды деятельности, опасные для окружающей среды и населения. Так, деятельность устройств, связанная с ионизирующим излучением, может быть прекращена и запрещена, если это опасно для окружающих.

3. Восстановление нарушенных природных и иных объектов, которым причинен эковред. Например, на землях ряда субъектов РФ, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, проводятся мероприятия по реабилитации территорий.

Восстановление природных объектов осуществляется и через взыскание стоимости причиненного эковреда с виновных в этом лиц;

в денежной компенсации морального вреда, нанесенного экологическими правонарушениями потерпевшим; в проведении мероприятий по восстановлению их здоровья и т. д.

ВЫВОДЫ:

5) Дисциплинарная ответственность в области ООПС нередко оказывается наиболее эффективной, чем другие виды ответственности. Это объясняется сравнительной простатой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка) и наложения взыскания (после объяснения виновного издания приказа о замечании, выговоре, строгом выговоре, увольнении в трудовым законодательством РФ). Не должна смущать и относительная легкость наказания по сравнению с другими видами ответственности: главное не тяжесть, а неотвратимость наказания.

6) На состоянии борьбы с административными правонарушениями заметно сказывается нравственная атмосфера среди должностных лиц экологического контроля. Среди них нередко бытуют пессимистические настроения, желания получить больше прав по привлечению к ответственности, получению, ношению и применению оружия, материальному обеспечению: также не без оснований ставятся вопросы об усилении социальной и правовой защиты работников природоохранных служб. Решение этих проблем будет способствовать повышению эффективности юридической ответственности в области экологии.

7) Слабым звеном в механизме возмещения вреда в настоящее время является установление причинной связи и наступившими последствиями: для принятия обоснованного судебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличие экологического правонарушения.

8) Общественное мнение нередко полагает, что уголовное наказание и его жестокость являются главными факторами недопущения деградации ОПС и предупреждения экологических преступлений. Вносятся предложения о дальнейшем ужесточении санкций за экологические правонарушения, об увеличении выносимых наказаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.