Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана окружающей природной среды в странах СНГ




Каждая республика выступает как самостоятельное государство - субъект международного права и участник международных отношений. Они развивают также собственную внутригосударственную правовую и административную систему, отражающую политическое и социально-экономическое состояние общества.

Во всех конституциях стран СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу.

Парламенты большинства стран СНГ приняли новые законы об охране окружающей природной среды. Законы различаются по названиям и по содержанию, но в целом ориентированы на комплексный подход к решению экологических проблем и по сравнению с законами 1957 - 1963 гг. отличаются более высокой степенью регламентации природоохранительной деятельности.

В большинстве стран СНГ взаимосвязано с комплексными законами об охране окружающей природной среды издаются фундаментальные законы или кодексы по регулированию использования и охране основных компонентов природной среды - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха.

Нормативные акты как источники международного экологического права

Принятое в общей теории международного права деление процессов нормообразования на основные и вспомогательные полностью применимо и к международному экологическому праву.

Выделяются две категории источников международного экологи­ческого права: источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право), и источники, которые содержат необязательные или рекомендательные правила, оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное право).

К первой категории принадлежат международные конвенции (сог­лашения, договоры), устанавливающие правила, определенно признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, резолюции некоторых международных организаций, имеющие обязательную силу для государств - членов этих организаций; международный обычай, общие принципы и, с некоторыми оговорками, судебные решения.

Международные конвенции (соглашения, договоры) играют главную роль в этой категории источников права. Программа ООН по окружающей среде ведет учет международных конвенций в области охраны окружающей среды и ежегодно публикует их список (регистр) с указанием основных сведений об их содержании. В этом списке значится более тысячи конвенций, соглашений, договоров. Кроме того, действует свыше 3000 двусторонних конвенций, соглашений, договоров и других нормативных документов, касающихся охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Тексты этих нормативных материалов содержатся в международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне (ФРГ) под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по окружающей сре­де и Всемирного фонда охраны дикой живой природы.

Среди договоров как источников международно-правовой охраны окружающей среды выделяют договоры политического содержания и договоры экологического содержания.

Международные договоры экологического содержания являются видом международных договоров, которые целиком посвящены вопросам охраны окружающей природной среды.

Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую - эколого-ресурсового направления. Признаками комплексного экологического содержания обладают такие международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Договор об Антарктиде 1959 г. и другие.

Международно-правовые документы эколого-ресурсового содержания, как правило, относятся к регулированию рыболовства, использованию природных ресурсов, находящихся в ведении двух или нескольких государств, регулированию международно-правового режима пограничных морей, рек, озер и т.п.

В зависимости от числа участников международного соглашения, выделяют многосторонние международные договоры и двусторонние международные договоры в области охраны окружающей природной среды.

К двусторонним договорам (соглашениям) относятся документы, которые определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения подписавших их государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

Формирование экологического права в международном масштабе началось задолго до распада СССР.

К двусторонним соглашениям того периода можно отнести:

-Соглашение между правительством СССР и правительством Франции о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.; аналогичные соглашения были заключены СССР с Бельгией (1975 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1989 г.), Канадой (1989 г.), КНР (1989 г.), КНДР (1987 г.);

-Меморандум о взаимопонимании между правительством СССР и правительством Канады о научном сотрудничестве в области исследований водных систем 1989 г.;

-Конвенция между правительством СССР и правительством Индии об охране перелетных птиц 1984 г.

Многосторонние международные договоры - это документы, касающиеся вопросов охраны и использования природной среды, подписан­ные многими государствами.

Различают также: межгосударственные и смешанные (т.е. с участием международных организаций) договоры; межправительственные и межведомственные (т.е. сторонами которых выступают отдельные органы, ведомства); глобальные, региональные и субрегиональные; охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов; направленные полностью и непосредственно на охрану природы и лишь регулирующие отношения по охране природы в связи с какими-либо другими видами деятельности; с участием только развитых капиталистических стран, а также с участием стран, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

К многосторонним соглашениям, подписанным СССР, относятся:

-Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.;

-Конвенция об охране среды Балтийского моря 1992 г.;

-Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.;

-Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Особое значение приобретает международное сотрудничество со странами "ближнего зарубежья" - бывшими союзными республиками СССР. Здесь основным правовым актом является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве 8 февраля 1992 г. представителями Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан.

Экологическая безопасность постепенно становится одним из самых значимых слагаемых всеобъемлющей системы международной безопасности.

К рекомендательным актам в сфере охраны окружающей среды относятся документы, служащие вспомогательным источником междуна­родного права и составляющие существенную долю в общем объеме международно-правового материала по защите окружающей среды. Типичными примерами рекомендательных актов являются Стокгольмская декларация по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Всемирная хартия природы (1982 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по охране окружающей среды и развитию и другие резолюции международных организаций и конференций. Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, создают нравственную атмосферу, являются ин­дикаторами формирующегося волеизъявления широких масс населения мира, влекут за собой серьезные организационные последствия, побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству, также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного права окружающей среды.

Международная эколого-правовая ответственность.

Международная юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов является общей частью системы ответственности по международному публичному праву. Соответственно, ее можно определить как возложение на субъекта международного права, нарушившего правовые экологические требования и обязательства, определенных взысканий, ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологическим правонарушением вреда.

Как и вообще юридическая ответственность в международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, не приведена в единую систему, а базируется на обычаях, выраженных в международных правовых актах по конкретным проблемам охраны окружающей природной среды и регулирования использования природных ресурсов.

В системе мер ответственности по международному экологическому праву не применяются такие категории, как уголовная и административная ответственность. Не существует какого-либо перечня юридических санкций. Политический и экономический характер ответственности является доминирующим в этой области. Компенсация - возмещение имущественного вреда - наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение.

Международное экологическое правонарушение имеет многообразные формы проявления - от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения формальных экологических требований, в результате которого создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений окружающей природной среды.

Юридические последствия нарушения норм международного экологического права многообразны. Они могут включать обязанность государства-нарушителя (в соответствующих случаях - органов и лиц, находящихся под его юрисдикцией) возместить причиненный ущерб, применение потерпевшим государством допустимого по международному праву ограничения в отношении государства-правонарушителя (например, лишить его статуса наиболее благоприятствуемой нации), оказание потерпевшему государству помощи, предпринятие международной организацией определенных действий, невыгодных для государства-нарушителя.

По некоторым аспектам международно-правовой охраны окружающей среды вопрос об ответственности регламентируется специально и достаточно подробно.

Основанием возникновения международно-правовой ответствен­ности субъекта международного права является совершение им между­народного правонарушения (деяния субъекта международного права, нарушающие нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.

Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.

Международные правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления. Важным элементом правонарушения является причинно-следственная связь между проти­воправным поведением и причиненным ущербом.

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (прину­дительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность, наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального вреда.

Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества).

За международное эколого-правовое нарушение к субъекту меж­дународного права в числе других может быть применена и такая форма ответственности, как ресторация (восстановление государством-наруши­телем прежнего состояния какого-либо материального объекта, например, восстановление качества чистоты воды, загрязненной по его вине).

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре, соглашении. Способы разрешения споров - переговоры, взаимные шаги по примирению спорящих сторон, обращение в арбитражный суд или в международные судебные учреждения, включая

На случай, если это не обеспечивает разрешения спора, предусматривается, что любая сторона Конвенции может в письменном виде заявить, что она передает дело в Международный суд или обращается к арбитражной процедуре, изложенной в приложении к Конвенции.

Поскольку международные экологические споры становятся довольно частым явлением, возникла потребность создания судебных учреждений, специализирующихся на разрешении таких споров.

В ноябре 1994 г, инициативной группой юристов из разных стран был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий в качестве неправительственной организации. В первичный состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят в первой редакции Устав суда. Местами постоянной дислокации руководящих органов суда избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьян (Испания).

Спецификой международного права является, на наш взгляд, тот факт, что, несмотря на существование различных форм и видов международной ответственности, отсутствует четкий механизм ее определения и привлечения к ней.

По сравнению с внутригосударственным законодательством об ответственности за экологические правонарушения в международном праве отсутствует четкое регулирование вопросов объема и характера ущерба, определения способа его компенсации и методики исчисления. Все существенные положения сегодня требуют доработки и законодательного урегулирования на международном уровне, исходя из принципов единого жизненного пространства, более тесного взаимодействия государств в экономической сфере и осознания необходимости предотвращения глобального экологического кризиса, экологи­ческих бедствий и катастроф, деградации окружающей среды.

ВЫВОДЫ

1. Международному экологическому праву присущи три основных направления:

а) координация деятельности в этой сфере и расширение обмена опытом;

б) разработка и осуществление научно обоснованных систем мер по охране элементов природной среды в ограниченных зонах или географических районах;

в) разработка и осуществление общечеловеческих природоохранительных мероприятий (принципы стратегии поведения человечества по отношению к природе, система наблюдения за изменениями в окружающей природной среде).

2. Нормы международного экологического права содержатся в качественно иных источниках, нежели нормы национального экологического права: в международных договорах, являющихся основными и наиболее важными источниками экологического права; в конвенциях; в международных обычаях, которые признаны государством публично или юридически обязательными; в решениях международного права только тогда, когда они одобрены государствами.

3. Сторонами международных договоров в области экологических отношений являются в основном государства, однако значительная роль принадлежит международным организациям. Это - Организация Объединенных Наций и ее главные и специализированные 1.Предмет и система экологического права. Основные этапы развития экологических право­отношений в России. Источники экологического права органы: организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Всемирная метеорологическая организация (ИМО);

4. Международное экологическое право - совокупность международных норм права, направленных на регулирование международных экологических отношений, складывающихся по поводу использования природных объектов, имеющих обще планетарное значение как для ныне живущего, так и для будущих поколений.

5. Международное экологическое право имеет два аспекта. Прежде всего, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества различных государств, и в то же время оно является продолжением национального (внутреннего) экологического права в нашей стране.

 

 

Доцент кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.