Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная сфера 11 страница




Упражнение 214. Беседа

Речь: беседа, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года

Социальные отношения: 2-3 года

Учебная цель: беседовать с кем-нибудь

Задание: в беседе отвечать на простые вопросы

Материал: картинки из журналов, бусины, чашка

 

Словарный запас Саши значительно увеличился, и сейчас пришло время правильно использовать слова в беседе. Если в бессистемном разговоре он ориентируется и чувствует себя хорошо, то для ведения системной беседы ему еще нужен опыт. Поставьте на стол чашку, положите 3 бусины и сядьте напротив Саши. Для беседы выберите тему, по которой Вы можете задать Саше 3 простых вопроса, на которые, по Вашему мнению, он может ответить. Например: "Саша, что мы купим в магазине?", "Как нам пройти в магазин?", "Что мы сделаем с вещами, которые купим в магазине?". Если он даст на один вопрос удовлетворительный ответ, положите в чашку бусину. Таким образом он увидит, на сколько вопросов он должен ответить. Это сделает упражнение приятным. Для случая, когда он не сможет дать правильный ответ, держите наготове картинки, с помощью которых Вы можете давать ему указания. Если он на второй вопрос ответит "автомобиль", то покажите ему рисунок автомобиля и повторите вопрос. Выбирайте темы, на которые он знает ответ, например, темы, где речь идет о его собственных интересах и деятельности.

 

Когда он привыкнет к этой системной беседе, уберите чашку с бусинами и спрашивайте его так долго, пока он сможет отвечать. Хвалите его за каждый вопрос, который он задает самостоятельно.

 

 

Упражнение 215. Передать краткое сообщение

Речь: беседа, 3-4 года

Социальные отношения: взаимодействие, 3-4 года

Учебная цель: улучшение разговорных навыков, тренировка памяти, расширение социальных способностей

Задание: запомнить краткое сообщение (состоящее из 4-6 слов) и передать его другому лицу

Материал: отсутствует

 

Сядьте с Таней в комнате и попросите кого-нибудь задержаться в другой комнате. Подведите Таню к двери соседней комнаты, чтобы она видела, кто там находится. Вы и Ваш помощник должны иметь для Тани ряд поощрений. Прежде чем начнется упражнение, Вы должны оговорить ряд сообщений, которые Таня должна передать, чтобы Вы могли проверить, правильно ли она их передает. Затем дайте Тане краткое поручение и попросите передать его другому лицу. Скажите, например: "Таня, скажи папе, чтобы он вставал!". Если она не сразу бежит, чтобы передать это сообщение, то направьте ее в нужном направлении и повторите поручение. Если она подойдет к другому лицу, но сообщения не передает, другой человек должен ей помочь вопросом: "Что сказала мама?". Если Таня медлит, то она должна получить следующее указание с вопросом: "Встать?". Если Таня правильно передаст сообщение, то ее нужно похвалить и дать подобное поручение, которое она должна передать Вам. Выполняйте это тем же способом. Сначала Таня должна передать лишь 2 сообщения. Постепенно давайте ей больше поручений, которые должны становиться все труднее. Постоянно следите, чтобы поручения были Тане понятны. Иначе она запутается и может даже не вспомнить о сообщении. Если она затрудняется в понимании, то можно ей помочь повторить содержание сообщения, прежде чем послать с ним Таню к другому лицу.

Упражнение 216. Образовывать множественное число

Речь: выразительные возможности языка, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: использование формы множественного числа

Задание: образовывать множественное числопринаименовании предметов повседневного обихода

Материал: предметыбыта, которые Павел хорошо знает (конфеты, тетради, карандаши)

 

Сядьте с Павлом за стол и положите одиниз предметов около него. Назовите предмет, кладя его на стол. Положите на стол, например, конфету и скажите: "Павел, посмотри, конфета!". Не позволяйте ему взять ее и спросите: "Что это, Павел?". Если он ответит "конфета", положите три конфеты отдельно, а рядом оставьте одну конфету. Привлеките его взор к стопке из конфет и скажите: "Павел, смотри, конфеты!". Подчеркивайте при этом форму множественного числа. Повторите слово "конфеты". Следите за тем, чтобы слово (конфеты) звучало отчетливо. Затем укажите на одну конфету и спросите: "Что это, Павел?". Если он ответит: "Конфета", повторите этот вопрос о стопке конфет. Если он не поймет форму множественного числа, а будет говорить "конфета", то добавьте громко "Ы" и велите ему повторить.

Упражнение 217. Назвать геометрические фигуры

Речь: словарный запас, 4-5 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Восприятие: визуальное, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса

Задание: назвать 3 простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)

Материал: геометрическая фигурная доска или фигуры, вырезанные из бумаги (круг, треугольник и четырехугольник)

 

Если Владимир может по Вашей просьбе подать Вам нужную фигуру (упр. 176), научите его называть эти фигуры. Если он по Вашему требованию: "Вова, дай мне круг!" - дает Вам нужную фигуру, то держите ее перед ним и многократно повторяйте: "Круг!" Затем спросите его: "Какая это форма?". Повторяйте незнакомое понятие формы многократно, чтобы Владимир ассоциировал понятие "форма" с понятиями "круг", "треугольник" и "квадрат". Если Вы многократно произнесли перед ним понятие "форма", задержитесь на несколько секунд и произнесите начальный звук. Побудите его произнести за Вами этот звук, а затем все слово. Сначала ему будет трудно произносить такие слова, как "треугольник". Хвалите и поощряйте за каждое слово, которое звучит подобно этому. Если он делает успехи, постепенно ожидайте от него правильного звучания, пока он самостоятельно не произнесет слово четко и ясно.

Упражнение 218. "Что ты делаешь с...?"

Речь: выразительные возможности языка, 4-5 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: улучшение языковой коммуникации и осознание цели использования предметов

Задание: назвать предназначение предметов домашнего обихода

Материал: 4 бытовых предмета (книга, ложка, чашка и игрушечный автомобиль)

 

Когда Иван уже знает многие бытовые предметы (см. упр. 11-12), научите его определять их предназначение. Дайте ему, например, книгу и скажите: "Иван, смотри, книга! Что ты делаешь с книгой?". Так как Вы раньше обучили его смотреть в книгу, возможно, он начнет ее "читать". Прежде чем дать ему следующий предмет, повремените несколько секунд и скажите: "Иван, смотри, ложка! Что ты делаешь ложкой? Ешь?". Не давайте ему ложку, пока он не сделает попытку ответить на Ваш вопрос. Не забывайте четко произносить слово, выражающее действие, чтобы он имел образец для повторения. Повторите это упражнение с каждым предметом, который Иван хорошо знает.

Упражнение 219. Время суток

Речь: словарный запас, 4-5 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Учебная цель: лучшее овладение понятием времени и расширение словарного запаса

Задание: отвечать односложными предложениями на простые вопросы относительно времени суток

Материал: рисунки лиц,занимающихся ежедневными делами (прием пищи, сон)

 

Покажите Антону одну картинку и попытайтесь объяснить ему, что там происходит. Покажите ему, например, картинку со спящим мальчиком и спросите: "Что делает мальчик?". Если Антон отвечает "спать", говорите: "Правильно, мальчик спит ночью". Повторите слово "ночью" многократно в связи со словом "спать". Таким же образом поступите с другими рисунками, которые обозначают деятельность, которая осуществляется "утром" и "днем". Когда Антон достаточно долго будет слышать слова "ночь", "утро", "день", повторите упражнение, но теперь спрашивайте: "Когда спит мальчик?". Если Антон сомневается, скажите: "Н...", пусть он закончит слово самостоятельно. Если Антон делает успехи, то попытайтесь изменить вопрос: "Что делает мальчик ночью?". Проверьте, ответит ли Антон, что мальчик спит, не глядя на рисунок. Научите его думать, что может происходить "утром", "днем", "ночью" (например, вставать, завтракать, идти в школу).

Упражнение 220. Считать

Речь: словарный запас, 4-5 лет

Познавательная деятельность: образование категорий, 4-5 лет

Имитация: речевая, 2-3 года

Учебная цель: расширение словарного запаса, развитие понятия количества

Задание: считать без помощи до 5

Материал: кубики

 

Определите, может ли Егор повторять числа. Потренируйтесь с ним подавать Вам определенное количество кубиков (до пяти). Каждый раз, когда он подает Вам кубики, считайте их медленно и громко, складывая друг на друга. Сделав это несколько раз, задержитесь на последнем числе и подождите, скажет ли Егор число сам. Скажите, например: "Егор, дай мне 3 кубика". Если он даст Вам нужное количество кубиков, считайте: "Раз, два,...". Остановитесь, прежде чем сказать "три". Посмотрите на Егора, держа в руке третий кубик, и спросите: "Как будет дальше?". Хвалите его за каждую попытку сказать "три". Повторяйте это упражнение много раз, но вначале требуйте от Егора называть лишь последнюю цифру. Когда он к этому привыкнет, пусть говорит предпоследнюю. Постепенно увеличивайте количество кубиков.

Упражнение 221. Назвать цвет

Речь: словарный запас, 4-5 лет

Познавательная деятельность: образование категорий, 3-4 года

Учебная цель: использовать слова, обозначающие качество, и владеть понятием цвета

Задание: назвать цвета

Материал: цветные кубики (красный, желтый, зеленый, голубой)

 

Сядьте за стол напротив Сергея. Положите перед ним 4 цветных кубика. Если Сергей в девяти из десяти случаев на Вашу просьбу: "Дай мне голубой кубик!" - подаст Вам его (см. упр. 182), обучайте его самостоятельно назвать цвет кубика. Во время этого упражнения повторяйте как можно чаще понятие цвета, говорите медленно и четко, чтобы Сергей мог хорошо слышать отдельные звуки и видеть движение Ваших губ. Укажите на кубик и спросите: "Какого он цвета?". Шепотом подскажите ему. Если он произнесет цвет, сразу же похвалите его словами: "Хорошо, Сергей, он голубой". Продолжайте выполнять упражнение и все чаще давайте ему возможность самостоятельно называть цвет. Сначала не требуйте от него слишком часто самостоятельно называть цвет, так как он привык еще только подавать Вам нужный кубик. Постепенно вовлекайте его в процесс наименования цвета, если это ему нравится.

Упражнение 222. Рассказывать истории - 1

Речь: беседа, 4-5 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Социальные отношения: взаимодействие, 2-3 года

Учебная цель: улучшение языковыхвыразительныхвозможностей и тренировка памяти

Задание: рассказать с небольшой помощью о недавно пережитом событии

Материал: телевизор

 

Для Наташи очень важно использовать как можно чаще в ежедневных ситуациях развивающиеся речевые способности. Если она охотно смотрит телевизионные передачи, используйте просмотр телепередач, чтобы научить ее делать сообщение. Если она посмотрела свою любимую передачу (желательно короткую и простую сценку), спросите ее о том, что она видела. Постарайтесь узнать от нее всю историю. Если Вы, например, вместе смотрели "Спокойной ночи, малыши!", то спросите ее: "Что делал Хрюша?". Если она ответит, спрашивайте дальше: "Что было дальше?". Попытайтесь, чтобы она рассказала Вам как можно больше подробностей о передаче. Наташа учится легко, если она говорит о вещах, которые ее интересуют. Это такое упражнение, которое можно повторять во время ее свободного времени и она не будет испытывать чувства, что должна "работать".

Упражнение 223. Рассказывать истории - 2

Речь: беседа, 5-6 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: улучшение коммуникативной речи и взаимодействия с другим лицом

Задание: описать без помощи 4-5 деталей картинки

Материал: книга рассказов с простыми иллюстрациями

 

Сядьте с Димой в удобном месте и рассмотрите с ним картинки в книге. Покажите ему одну из картинок и велите по возможности детальнее рассказать, что там происходит. Сначала привлекайте его внимание к различным деталям и напоминайте ему, что он должен их описывать. Сначала можете задать такие вопросы: "Во что одет мальчик?", "Как он себя чувствует?", "Он радуется или печалится?", "Есть ли там животные?". Подсказывайте ему таким образом, а затем пусть он опишет картинку так подробно, как сможет.

 

Упражнение 224. Понятие времени

Речь: речевые выразительные способности, 5-6 лет

Познавательное развитие: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: расширение словарного запаса, улучшение ориентации во времени

Задание: правильно использоватьслова "вчера", "сегодня", "завтра"

Материал: большой лист бумаги или картона, фломастер и маленькие рисунки, изображающие фрагменты из повседневной жизни Саши

 

Составьте простое расписание недели. Используйте при этом рисунки, которые изображают, что делает Саша каждый день. Каждое утро смотрите с ним на план, который лучше всего повесить где-нибудь в комнате, и объясняйте ему, что на нем изображено. Начинайте с вещей, которые Саша должен будет делать в течение дня. Скажите: "Саша, посмотри! Сегодня ты пойдешь в школу, будешь есть спагетти и смотреть телевизор!". Подчеркните слово "сегодня" и попросите его повторить, что он сегодня должен делать. Можете также использовать один из символов и спросите Сашу: "Что ты будешь еще сегодня делать?". Когда Саша усвоит понятие "сегодня", обучите его значению "завтра". Когда Вы вместе просмотрите действия дня, вернитесь на календаре на день назад и покажите ему, что он сделал вчера. Скажите: "Саша, посмотри! Вчера ты ходил в школу, ел сосиски на обед и играл на улице". Затем спросите его: "Что ты делал вчера?". Покажите на расписание, если он не может ответить. Хорошей идеей является также обозначить текущий день передвижным значком, например вырезанным из бумаги улыбающимся лицом. Когда Саша правильно научится использовать понятие "сегодня" и "вчера", повторите упражнение с "завтра".

Упражнение 225. Дни недели

Речь: выразительные способности языка, 5-6 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: расширение словарного запаса, улучшение ориентировки во времени

Задание: перечислить дни недели

Материал: расписание недели (см. упр.224)

 

Если Саша правильно использует понятия "сегодня","вчера"и "завтра", то обучите его названиям отдельных дней недели. Работайте таким образом, как и в упр. 224, но используйте названия дней недели. Встаньте с ним перед расписанием и скажите: "Смотри, Саша, сегодня понедельник, ты идешь в школу, ешь на обед сосиски и идешь плавать". Пусть он повторит эти действия и скажет также: "Сегодня понедельник". Если он не называет день, то скажите ему: "Смотри, Саша! Сегодня понедельник. Какой сегодня день? Сегодня понедельник". Попытайтесь также, выполняя часть упражнения, называть соответствующее понятие времени. Работайте, как и в предыдущем упражнении: "Вчера было воскресенье, ты был на игровой площадке и ел там пиццу". Говоря с ним о расписании недели, задавайте ему вопросы, в которых есть названия дней недели. Вместо "Что ты делал вчера?" спросите: "Вчера было воскресенье. Что ты делал в воскресенье?". После каждого упражнения перечисляйте ему дни недели в правильной последовательности. Саша должен повторять слова за Вами. Сначала нужно использовать название дней недели вместе с понятиями, которые он знает, то есть с "сегодня", "завтра", "вчера", однако если он делает успехи, то опустите эти понятия и спросите, что он будет делать в любой день недели.

 

 

Раздел 8. Самообслуживание

 

Эта глава содержит упражнения, которые помогут аутичным детям приобрести навыки, с помощью которых они будут менее зависимы от помощи других лиц. Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность, являются: прием пищи, пользование туалетом, уход за телом, одевание и раздевание. Это очень важная проблема для родителей и учителей, так как дети, отстающие в развитии, долгое время не в состоянии выполнять самостоятельно эти жизненно важные функции. Названные функции по уходу за собой должны быть включены в ежедневную тренировку дома, в детском саду и школе.

 

Хотя эти упражнения взяты в основномиз опыта работы с душевнобольными детьми, их можно без труда применять в работе с аутичными детьми, если будут учтены при этом специфические учебные проблемы. К специфическим особенностям аутичных детей, которые учтены в упражнениях этой главы, относятся:

1. Выраженное предпочтение определенным продуктам питания. Это означает, это самостоятельный прием пищи может усваиваться с помощью этих продуктов.

2. Плохо развитые языковые способности, которые не позволяют давать указания в данной (языковой) форме. Четкие жесты и демонстрация помогают детям быстрее понять, что от них требуют.

3. Сильная потребность постоянства или твердое следование привычкам. Если ребенок приобрел навык в специфической ситуации, то ее трудно перенести в другую ситуацию и приспособить к изменившимся условиям.

4. Реакция ребенка на различные запахи, ощущение влажности, холода, голода или боли могут быть сильно заторможены или вообще отсутствовать.

5. Ограниченный период внимания, который делает необходимым очень четко организовывать учебные ситуации и связывать внимание ребенка с визуальными и слуховыми сигналами.

 

Упражнения этой главы разработаны так, что они демонстрируют действия, учитывающие эти специфические особенности аутичных детей. Кроме того, демонстрируются используемые виды конкретных сигналов и поддержек, помогающих ребенку переносить ранее изученные образцы поведения из одной ситуации в другую.

Упражнение 226. Есть приготовленные кусочки пищи

Функции, по уходу за собой: прием пищи, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Имитация: моторная, 0-1 год

Учебная цель: самостоятельно есть

Задание: самостоятельно взять кусочек приготовленной пищи и положить в рот

Материал: нарезанные кусочки хлеба,сосисок, вареной моркови и т.п., нарезанные так, чтобы их можно было легко взять в руку

 

Посадите Алексея на стул и положите перед ним на столе кусочки хлеба или что-то другое. Следите, чтобы он наблюдал, когда Вы берете кусочек и кладете его себе в рот. Мимикой четко показывайте, что Вам очень вкусно. Побудите Алексея сделать то же самое. Если он Вас не имитирует или если он только играет с пищей, то соответствующим образом подведите его руку, повторяя уже показанное действие, чтобы быть для него образцом. Выполняйте свои движения подчеркнуто и попытайтесь привлечь его внимание к Вашей руке, демонстрируя ему движения. Попытайтесь выяснить, какие продукты питания Алеша особенно любит, а какие нет. Упражнение с его любимой едой значительно легче организовать. Когда его руки станут увереннее, отрезайте постепенно маленькие кусочки.

Упражнение 227. Пить из чашки

Функции по уходу за собой: прием пищи, 0-1 год

Учебная цель: самостоятельно пить из чашки

Задание: взять чашку двумя руками и поднести ее ко рту

Материал: большая пластмассовая чашка, любимый напиток

 

Дима уже пьет из чашки, которую Вы держите, но самеееще не держит. Он противится каждому новому требованию. Поэтому необходимо постепенно вводить новые образцы движения, чтобы он мог их понять, не возбуждаясь. Очень медленно переходите при этом от одного учебного шага к другому, если убедитесь, что он овладел предыдущим.

1-й шаг: встаньте за ним, возьмите чашку и поднесите к его рту.

2-й шаг: встаньте за ним, подведите его руку к чашке, охватите ее своей рукой и таким образом поднимите ее вместе с ним.

3-й шаг: действуйте, как во 2-м шаге, но положите свою руку на тыльную сторону его руки, чтобы предохранить захват его руки.

4-й шаг: расслабьте захват своей руки, чтобы придать ему уверенность, но продолжайте держать чашку.

5-й шаг: сократите свою помощь вплоть до легкого касанщ его руки, чтобы напомнить ему, что он должен делать.

Упражнение 228. Есть ложкой

Функции по уходу за собой: прием пищи, 1-2 года

Тонкая моторика: хватание, 0-1 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 0-1 года

Учебная цель: самостоятельно есть

Задание: есть самостоятельно ложкой, не разливая при этом

Материал: ложка

 

После того как Андрей научится брать ложкой пищу, не проливая ее (см. упр. 98), можно начинать использовать ложку для самостоятельного приема пищи. Чтобы облегчить этот учебный шаг, подберите пищу, которую он любит и которая легко держится на ложке, например густая каша, картофельное пюре, пудинг или хлебные хлопья. Дайте ему ложку в руку и охватите его руку своей. Окуните ложку в пищу и осторожно поднесите ее ко рту. Хвалите Андрея после каждого действия. Уменьшите контроль за его рукой, держа ее легонько, потом поддерживая тыльную сторону руки, пока он не станет есть самостоятельно. Повторите этот процесс с другими видами пищи, пока ложка не станет ему привычной и он не будет есть самостоятельно.

Упражнение 229. Пользоваться ложкой, а не пальцами

Функции по уходу за собой: прием пищи, 1-2 года

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Тонкая моторика: оперирование материалами, 0-1 год

Социальные отношения: самостоятельность, 1-2 года

Учебная цель: больше самостоятельности при приеме пищи, приобретение навыков поведения за столом

Задание: самостоятельно пользоваться ложкой,а непальцами

Материал: ложка

 

Во время приема пищи дайте Анне то, что обычно пальцами не едят. Когда она сядет за стол, сразу не ставьте перед ней тарелку, сядьте рядом с Анной, привлеките к себееевнимание и скажите: "Анна, я ем ложкой!". Возьмите ложку, опустите ее подчеркнуто в пищу, поднесите ее ко рту и скажите: "Я ем ложкой!". Затем поставьте перед Анной тарелку, дайте ей в руку ложку и поднесите руку Анны к первому кусочку. Постепенно уменьшайте свой контроль над ее рукой, пока она не будет держать ложку сама. Если Анна попытается есть пальцами, уберите тарелку и скажите: "Нет, ешь ложкой!". Еще раз покажите, как пользоваться ложкой. Поставьте назад тарелку и дайте ей ложку в руку. Если она пользуется ложкой, то улыбнитесь и похвалите ее. Если она опять хочет есть пальцами, уберите на минуту тарелку, опять покажите, как Вы пользуетесь ложкой, и возвратите ей тарелку и ложку. Повторяйте это до тех пор, пока она пытается есть пальцами. Важно выбирать ту пищу, которую она любит. Чтобы достичь первых результатов, не нужно в промежутках между приемом пищи давать ей есть что-то руками, пока она не привыкнет к ложке. Важно при выполнении этой программы не делать исключений. Если разрешить ей один раз пользоваться пальцами, а другой нет, то она запутается. Вся еда должна состоять из пищи, которую едят ложкой. Таким образом легче всего ввести новое правило.

Упражнение 230. Пить из чашки

Функции, по уходу за собой: прием пищи, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная цель: самостоятельность при приеме пищи

Задание: взять чашку обеими руками и пить, не проливая

Материал: прочная чашка

 

Сядьте за стол напротив Кирилла. Дайте ему в руку чашку и пусть он с ней немного поиграет, чтобы ознакомиться с этим предметом. Затем возьмите чашку и покажите ему, как держать чашку обеими руками. Затем приведите его руки в правильное положение и похвалите его спокойным голосом. Затем поднесите медленно чашку к своему рту и поставьте ее на стол. Поднесите чашку ко рту Кирилла, а затем поставьте ее на стол. Когда Кирилл начнет хорошо держать чашку, налейте в нее немного жидкости. Охватите руку Кирилла на чашке и поднесите к своему рту. Скажите: "Пить!" – и отпейте глоток. Поставьте чашку на стол. Поднесите затем чашку к губам Кирилла и скажите: "Пить!" - очень медленно наклоните чашку, чтобы жидкость коснулась его губ. Если речь идет о напитке, который он любит, то он откроет рот и выпьет напиток. Медленно поставьте чашку на стол. Снимите его руки с чашки и похвалите его. Когда Кирилл с Вашей помощью начнет пить из чашки, то не подносите ее к его рту. Постепенно уменьшайте контроль над его руками: сначала пусть он сам поставит чашку на стол, затем выпьет и проделает весь процесс самостоятельно. Сначала он будет немного проливать. Старайтесь не замечать этого. Кирилл сам это заметит. Не прерывайте процесс также и тогда, когда нужно вытереть пролитое. Кирилл заучивает весь процесс легче, если он выполняется последовательно.

Упражнение 231. Снимать носки

Функции по уходу за собой: одевание и раздевание, 1-2 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: самостоятельно раздеться

Задание: снять без помощи носки

Материал: большой носок, закрывающаяся бутылка

 

Сначала используйте большой мужской носок и закрывающуюся бутылку (желательно пластмассовую). Следите, чтобы Надя за Вами наблюдала, положите маленькое вознаграждение, например орешек или конфету в бутылку, а на бутылку - ее крышку. Сверху легонько натяните на бутылку носок. Возьмите руку Нади и помогите ей снять носок с бутылки. Помогите ей затем достать из бутылки поощрение. Повторяйте этот процесс часто, пока она им не овладеет. Затем наденьте носок на ногу Нади. Следите, чтобы Надя сидела в удобной позе и не потеряла равновесие. Натяните носок так, чтобы Надя могла легко ухватиться за его край и стянуть с ноги. Повторяйте эту часть упражнения с большим носком много раз, пока не перейдете к носкам Нади. Лишь когда она полностью овладеет снятием носка, тренируйтесь с ее собственным носком. Опять начните снятие ее носка с бутылки. Затем оденьте его свободно на стопу Нади и велите ей снять носок. Надевайте носок все дальше да ногу Нади. Помогайте ей лишь тогда, когда это нужно,ноне допускайте, чтобы она потерпела неудачу.

Упражнение 232. Есть вилкой

Функции по уходу за собой: прием пищи, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: самостоятельный прием пищи

Задание: есть вилкой

Материал: пластиковая вилка

 

Когда Роман научится есть ложкой, постепенно знакомьте его с вилкой. Используйте, по возможности, легкую пластиковую вилку, края которой слегка закруглены. Дайте ему пищу, которая легко накалывается на вилку, например нарезанные сосиски, сваренные кусочки моркови или фасоль. Упражнение будет упрощено, если Вы выберите то, что любит Роман. Покажите ему, как Вы держите вилку, и поднесите ее к губам. Дайте затем ему вилку в руку и охватите его руку своей. Медленно подносите его руку ко рту и возвращайте на стол. Повторите эти движения несколько раз, поднося попеременно вилку к своему и его рту. Когда он ознакомится достаточно с вилкой и движениями, положите на его тарелку подходящую пищу. Возьмите его руку, держащую вилку, и наколите кусочек пищи. Поднесите ее медленно к своему рту. Следите, чтобы он наблюдал, как Вы кладете кусочек пищи в рот и медленно убираете вилку. Затем повторите действие, поднося вилку ко рту Романа. Скажите: "Роман, ешь!" - и положите кусочек в его рот. Следите, чтобы он откусил, затем уберите вилку. Положите вилку на стол и похвалите Романа. Продолжайте подобным образом и постепенно уменьшайте контроль за его рукой. Учитывайте, что он любит есть, чтобы прием пищи с помощью вилки казался ему наградой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.