Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок принятия, введения в действие, изменения, дополнения и отмены Конституции




В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты Конституции Республики Беларусь. Главной, как видится, является её высшая юридическая сила. Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции. Особый порядок принятия и изменения – это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений, дополнений в Конституцию. До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года вопрос о её пересмотре мог решаться двумя способами: путём рассмотрения Верховным Советом инициативы 150 тысяч граждан или не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда и через референдум (статьи 147, 149). Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум. В соответствии с Конституцией разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума. Таким образом, согласно действующей редакции Конституции Республики Беларусь правом на предложение о внесении изменений и дополнений в Основной Закон обладают две группы субъектов: 1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума); 2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент). Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума. Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Т. обр., Конституция РБ – жесткая.

27. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя. Конституционный строй – это определенный способ или форма организации государства, закрепленная в его конституции. Это такой способ или форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью при двух условиях:1)если конституция соблюдается, 2)если конституция демократическая. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответ. с конституцией называется конституц.строем. В Разделе 1 Конст.РБ «Основы конст.строя» закреплены важнейшие устои гос. и общ.жизни РБ. Здесь же определяются осн.направления и принципы внутр. и внешн.политики. В соответ. с Конст.РБ основы конст.строя выражаются в след.принципах:

1)провозглашение гос.суверенитета

2)человек-высшая ценность общества и государства

3)народовластие, включая определение народа как носителя суверенитетаи единственного источника гос.власти

4)верховенство права в смысле всеобщей подчиненности ему и основанной на нем Конституции, ее прямого действия и непосредственного применения, подчиненности высшему закону (Конституции) всех иных правовых актов, указание на соотношение внутригосударственного и международного права

5)идеологический и политический плюрализм

6)общие принципы действия гос.власти, установление республиканской формы правления, принципа разделения властей, необходимых сдержек и противовесов

7)унитаризм как принцип государственно-территориального устройства

8)принцип социального государства

9)социально ориентированная рыночная экономика, равная защита и равные условия для развития частной и гос.форм собственности

10)признание приоритета общепризнанных принципов и норм жедунар.права

11)целостность и устойчивость конституц.строя, взаимодополняющее действие и применение его правовых основ, их верховенство по отношению к др.положениям Конституции, незыблемость и особый порядок изменения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.