Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационный цивилизационный 1 страница




 

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций (их базис - тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной - феодальный, буржуазной - буржуазный. Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры эконо­мически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин выделяли и по­следний (неэксплуататорский) исторический тип - социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х гг. ХХ в.

Другой подход - цивилизационный - кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»1, ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонникицивилизационного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крюгер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

первичные;

вторичные.

К первичным цивилизациям отнесены государства - древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным - государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в го­сударстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важнейший фактор духовно-культурного развития общества.

Таким образом, в соответствии с цивилизационным подходом:

(1) сущность государства определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;

(2) политика государства - не столько продукт игры социальных сил, сколько результат влияния мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации;

(3) разнообразие национальных культур обусловливает пути развития государств, их типы.

Каждый их двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А.Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остаётся огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.

Однако следует отдать должное формационному подходу в том, что он привлек внимание к существенной роли факторов экономического порядка, влияющих на формирование государств и изменение их типов; к поэтапности и естественности исторического характера их развития. Нельзя полностью отбрасывать классификацию государств на исторические типы (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Важно учитывать, что критерий такого деления ограничен определенными рамками - «базисными», классово-экономическими; что за формационными пределами оставлено много исторических явлений, которые составляют глубинную сущность общества и государства.

Какому из двух подходов к типологии государств следует отдать предпочтение?

С позиций общечеловеческих ценностей, которые стали доминирующими во второй половине XX в., привлекательнее вы­глядит цивилизационный подход - особенно к типологии современных государств, которые невозможно подвести под формационную классификацию типов государств. Современная концепция цивилизации (отказавшаяся от прежней оценки цивилизации только как культурной общности и базирующаяся на признании её комплексного характера) оказывается намного шире и богаче формационного подхода. Она позволяет познавать прошлое через все формы деятельности человека - экономико-трудовую, социально-политическую, культурно-духовную и другие - во всем многообразии общественных связей. Она актуальна потому, что в центр изучения прошлого и настоящего ставит человека как творческую и конкретную личность, а не как классово-обезличенный индивидуум; различает не только противостояние классов и социальных групп, но и учитывает сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей1.

Отметим, что классификация государств на типы может быть осуществлена по иным критериям.

Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:

- правовые: государства с режимом конституционной законности;

- неправовые: либо государства с режимом беззакония, либо государства с режимом революционной законности.

Типы государств по способу приобретения власти:

- легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);

- нелегитимные, но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путём).

§ 7. Некоторые научные концепции
современного государства

XX век дал ряд научных концепций современного государства, что обусловлено происходящими в нем политическими процессами. Так, специфический путь развития государственности некоторых стран Азии и Африки (государственная власть здесь была узурпирована партийной верхушкой) породил научную концепцию так называемой переходной государственности. Переходное государство не вписывается в рамки марксистско-ленинской формационной типологии (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Оно не подпадает и под критерий цивилизационного подхода.

Согласно данной концепции, переходной является государственность, которая возникает в ходе национально-освободительной борьбы независимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности (здесь уже формационный критерий), подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства - капиталистическому или социалистическому. Так возникла теория о переходном государстве - государстве социалистической ориентации (ориентация на общинную, общую собственность) и государстве капиталистической ориентации (ориентация на сохранение частной собственности).

Переходные государства были во все исторические периоды.

На европейском континенте, где обозначился классический вариант их развития, - это государства, переходные (а) от рабовладельческого типа к феодальному; (б) от феодального к буржуазному (капиталистическому); (в) от буржуазного к неокапиталистическому (иначе - к посткапиталистическому)

Украина также переживает переходный период. Она находится в числе государств, взявших курс на гуманистическое демократическое правовое развитие.

Концепция государства «всеобщего благоденствия» (Дж. Мюрдаль, Дж. Стречи и др.) выдвинута в середине ХХ в. в отношении развитых капиталистических государств (так называемых «максимальных» государств). Эта теория явилась противовесом, антиподом концепции государства «ночного сторожа» («минимального» государства), которая отстаивала невмешательство государства в экономическую сферу, в отношения рабочего и предпринимателя, в социальные вопросы. Теория государства «благоденствия» взяла за основу идею английского экономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства в экономическую жизнь является панацеей от всех социальных невзгод, средством сглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Государство трактовалось как надклассовое, утратившее свою прежнюю классовую сущность благодаря установлению прогрессивных налогов, перераспределению национального дохода, предоставлению социальных услуг и др.

Концепция государства «всеобщего благоденствия» является одним из вариантов теории социального государства (см. главу «Социальное правовое государство»).

Теория «конвергенции» приобрела известность в конце 50-х гг. ХХ в. (П. Сорокин, Дж. Гелбрейт и др.). Согласно этой теории, в условиях научно-технической революции (НТР) утрачивается различие между капиталистическим и социалистическим государствами, происходит их сближение путём заимствования друг у друга положительных черт, создается «единое постиндустриальное общество». Процесс «социализации» капиталистического государства проявляется в элементах планирования и государственного регулирования экономики. Процесс капитализации в социалистическом государстве состоит в изживании «излишней жесткости» центрального государственного руководства, признании частной собственности, развитии рыночной экономики, политического плюрализма и мирного сосуществования в области идеологии. В перспективе власть в конвергентном обществе, согласно теории, утратит классовый характер и общественно-политическую окраску (капиталистическая и социалистическая), руководство перейдет к менеджерам (управляющим) - особому слою, возникшему в ходе НТР. Эта теория противостояла марксистско-ленинской теории об отмирании государства и перерастании социалистического государства в об­щество коммунистического самоуправления.

В СССР также возникли течения, основанные на исходных положениях этой теории. Например, А.Д.Сахаров определял конвергенцию как «реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономической, политической, социальной и идеологической сферах».

Идеи о сближении и взаимовлиянии государств, имеющих различные социальные системы, являются рациональными и требуют разрешения важного вопроса о соотношении внутригосударственного и международного права.

В современных условиях, когда изменяется социально-правовая характеристика буржуазных государств, когда прежние «социалистические» государства, в том числе Украина, стали на путь формирования гражданского общества и построения правового государства, возникла концепция будущего буржуазных и социалистических государств - государства социальной демократии1, социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»).

Глава 5

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

§ 1. Гражданское общество и государство

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Что такое общество?

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

Общество - система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе - юридических).

К каждому обществу надо подходить конкретно-историче­ски. У каждого общества имеется своя система отношений:

- экономических: формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;

- социальных: отношения между разными группами населения;

- политических: отношение групп населения к политической власти, участие граждан и их объединений в политике;

- идеологических (духовных): культура, характер мировоззрения - демократический, тоталитарный.

В каждом обществе имеются свои субъекты социального общения: личность, семья, сословие, класс, группа, нация, государство и др. Общество - сложная динамичная система взаимосвязей людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями.

Основными элементами, определяющими общество, являются собственность, труд, семья.

Гражданское общество - система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества1в странах Европы и Америки приходится на ХVI-XVII вв.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными из­менениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идео­логии:

I (ХVI-XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII - конец ХIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж ХIX - ХХ вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество - разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества - в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно - без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов - свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их част­ные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах1, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

- служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

- является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

- устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

- не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

- оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

- выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

- юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

- имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

 субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически - имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;

 субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);

 субъект, который осознает ответственность перед обществом;

 субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» - один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика­ взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

§ 2. Политическая система общества и государство

Государство - не только результат развития общества, но и фактор формирования политической системы общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (либо противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти; это механизм организации и функционирования политической власти1.

Государство хотя и важнейшая, но не единственная политическая организация в обществе. В состав политической системы общества входят такие негосударственные общественные объединения, как партии, профессиональные союзы, женские организации, общественные движения (например, «Народный рух» в Украине), институты общественного мнения и др.

Элементы политической системы общества:

 субъекты политики - государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и др.;

 политические нормы и принципы;

 политические отношения;

 политическая идеология, сознание, взгляды, культура;

 связи между названными элементами.

Взаимодействие элементов (компонентов) политической системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

1. Институциональная - субъектный состав (народ, социальные слои, политические партии, общественные организации и другие объединения граждан, трудовые коллективы, государство и др.).

2. Нормативная (регулятивная) - система политических (а также­ правовых) норм и принципов, которые регулируют отношения между народами, социальными группами, партиями, политическими лидерами.

3. Функциональная - политические отношения, политический процесс, политический режим, поскольку через них формируется, изменяется, осуществляется политика.

4. Идеологическая - политическая идеология, сознание, взгляды, культура, возможность гражданина оценить политическое бытие и выбрать вариант поведения.

5. Коммуникативная - интегративные (объединяющие) связи всех подсистем функционирования политической системы общества в целом.

Каждая из самостоятельных частей - звеньев политической системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности, самостоятельность в решении вопросов, относящихся к их внутренним и внешним делам.

Указанные элементы и части объединяются в единую политическую систему категорией «политическая власть».

Особое место в политической системе общества принадлежит государству, поскольку оно является главным средством достижения целей, стоящих перед обществом, концентрирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе посредством упорядочения ее деятельности.

Признаки государства, отличающие его от общественных объединений:

1) в каждой политической системе общества может существовать только одно государство, а общественных объединений - много;

2) государство - организация всего населения, а общественные объединения - части населения;

3) только государство есть единственная полновластная организация в масштабе всей страны, способная защитить основные права и свободы всех лиц, находящихся на его территории;

4) только государстворасполагает специальным аппаратом, занимающимся управлением общественными делами;

5) только государство располагает специальными учреждениями принудительного характера и обладает монопольным правом применять принуждение на своей территории; общественные объединения лишены этих признаков;

6) только государство обладает монопольным правом издавать юридические нормы, обязательные для всего населения, и обеспечивать их реализацию. Общественные объединения принимают программы, уставы, текущие решения, имеющие внутриорганизационное значение;

7) только государство обладает монопольным правом устанавливать и взимать налоги, формировать общенациональный бюджет;

8) только государство является официальным лицом (представителем всего народа) внутри страны и на международной арене - суверенной организацией. Общественным организациям такие качества и функции не свойственны. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.