Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконная правотворческая деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию подзаконных актов (подзаконное правотворчество)




Законодательная деятельность, т.е. деятельность по подготовке и принятию законодательных актов(законотворчество).

Этот завершающий этап правообразования, также имеющий активный характер, является заключительной стадией правотворчества.

Этот этап правообразования характеризуется активностью: вступает в действие субъективный фактор и осуществляется собственно «творчество права».

4. Удостоверительная стадия:

4.1 - подписание нормативно-правового документа;

4.2 - присвоение ему регистрационного кода после включения в Единый реестр нормативных актов Украины.

5. Информационная стадия:

- официальное опубликование принятого нормативно-правового акта в средствах массовой информации, доведение его до ведома исполнителей.

§ 4. Виды и формы правотворчества государства

Правотворчество осуществляется двумя социальными институтами:

государством в лице государственных органов и их должностных лиц;

гражданским обществом и его отдельными субъектами.

Виды правотворчества, как гражданского общества, так и государства, можно классифицировать по разным критериям. Основной вид правотворчества - правотворчество государственных органов и должностных лиц.

Виды правотворчества государства по юридической силе актов:

В правотворчестве Украины главную роль играет законодательный орган государства - Верховная Рада. Она обладает монопольной законотворческой компетенцией, т.е. исключительным правом на принятие законов и кругом полномочий по их принятию, предусмотренных Конституцией и другими законами. Её законотворчество - ведущая часть правотворчества и основная конституционно-правовая форма принятия законов государством.

Правотворчество других государственных органов Украины (правотворчеством занимаются практически все государственные органы) осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, принятыми Верховной Радой.

Напоминаем, что юридическая сила принятых государственными органами нормативно-правовых актов зависит от уровня и объема их полномочий, которые определяются местом, занимаемым в системе органов государства (Президент, Кабинет Министров, министерства, ведомства, председатели государственных администраций на местах и др.).

Непосредственное правотворчество государства - основное, котороесостоит в выработке и принятии новых правовых актов. Другие проявления правотворчества государства (изменение или дополнение, отмена, систематизация) имеют вспомогательное значение для формирования системы права.

Санкционированное правотворчество состоит в утверждении актов, принятых организациями гражданского общества - негосударственными объединениями: общественными (партиями, профсоюзами и др.) и коммерческими (акционерными обществами и др.), либо в предварительном разрешении их издания.

Совместное правотворчество (нормативные соглашения) заключаются на отраслевом, профессиональном и местном, тер­риториальном, уровнях. Например, совместные акты органов государства­ и негосударственных объединений; нормативные согла­шения между различными субъектами права: профсоюзами­, уполномоченными работниками, представительными органами, органами исполнительной власти и др. Нормативные соглашения все шире используются в правотворческой практике Украины­.

Делегированное правотворчество - издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий.

Государственные органы могут делегировать правотворческие полномочия общественным объединениям (например, передать профсоюзам функции социального страхования). При этом нормы, которые создаются общественными объединениями, приобретают качества и свойства правовых норм, охраняемых государством.

Признаки делегированного правотворчества:

1. Делегированное правотворчество состоит в предварительном разрешении органа государства другому органу (либо организации) издавать нормативно-правовые акты по регулированию отношений, которые входят в предмет ведения первого.

2. Делегируются только отдельные полномочия, в результате чего происходит временное расширение полномочий органа, которому они делегируются.

3. Делегирование полномочий возможно на определенное время или без указания сроков. При делегировании полномочий на определенное время не требуется издания правового акта, отзывающего полномочия: они прекращаются автоматически. При делегировании без указания сроков полномочия могут быть отозваны в любое время по решению делегирующего органа.

4. Делегировать полномочия может только вышестоящий орган нижестоящему.

5. Делегироваться полномочия могут органом в пределах его компетенции (не может передать больше полномочий, чем сам обладает, и не может передать те полномочия, которыми не обладает).

6. Делегирование полномочий происходит в форме письменного компетенционного акта.

7. Делегирующий орган обязательно сохраняет контроль над осуществлением делегированных полномочий.

Делегирование парламентом законодательных полномочий другим ветвям власти Конституцией Украины не предусмотрено. В ряде стран романо-германского и англо-американского права имеет место делегирование законодательных полномочий парламентом правительству (такое делегирование конституционно закреплено). В этом случае законодательный акт, подготовленный органом, которому делегированы такие полномочия, подлежит утверждению делегирующим органом - парламентом (например, ордонансы во Франции).

Примеры делегированного правотворчества в Украине:

1. 18.11.1992 г. Верховной Радой Украины был принят Закон «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» с «целью оперативного разрешения вопросов, связанных с проведением рыночной реформы»;

2. Согласно Конституции Украины Верховная Рада делегирует Президенту до 28.07.1999 г. право на издание одобренных Кабинетом Министров и скрепленных подписью Премьер-министра нормативных указов по экономическим вопросам, неурегулированным законами, с одновременной подачей соответствующего законопроекта в Верховную Раду (см. об этом раздел XV Конституции Украины);

3. Согласно Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым Верховный Совет АРК и Совет министров АРК могут выполнять делегированные в соответствии с Конституцией Украины исполнительные государственные функ­ции и полномочия на территории АРК. Нормативно-правовые акты по вопросам выполнения делегированных полномочий должны приниматься в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и в их исполнение (ст. 28 Конституции АРК и др.).

Пофункциональному назначению различают:

- текущее правотворчество - связано с первичным регулированием общественных отношений, обновлением правовых норм и восполнением пробелов;

- правотворчество по систематизации нормативных актов - систематизационное, главным образом, кодификационное правотворчество.

§ 5. Виды правотворчества гражданского общества

Виды правотворчества гражданского общества по субъектам:

1. Законотворчество гражданского общества (народа) - референдум. Это основная конституционно-правовая форма принятия законов гражданским обществом;

2. Подзаконное правотворчество:

а) органов местного самоуправления (представительных органов - Советов народных депутатов, исполнительных органов и выборных должностных лиц);

б) общественных организаций (партий, профсоюзов и др. и их должностных лиц);

в) коммерческих организаций (акционерных обществ открытого и закрытого типа и других, их должностных лиц);

г) трудовых коллективов (коллективные договора и соглашения).

Признание непосредственного правотворчества гражданского общества (народа) в качестве самостоятельного вида правотворчества является условным, поскольку референдум (народное голосование) - лишь заключительный этап правотворчества, на котором происходит утверждение нормативно-правового акта. Процесс его принятия (обсуждения, доработки и т.п.) осуществляется, как правило, в представительном государственном органе. Гражданам на референдуме предлагается только сказать: да или нет. Вместе с тем благодаря референдуму гражданское общество выступает самостоятельным субъектом правотворчества, придает законопроекту силу закона, который по своей юридической силе не уступает законам государства. Таким образом, в правотворчестве выражается государственная воля народа. Факт участия граждан в референдуме является основанием для рассмотрения последнего в качестве особого демократического вида правотворчества гражданского общества.

Решения, принятые всеукраинским референдумом (конституционным и законодательным), обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении. Они служат правовой базой правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов (см. о референдумах главу «Общее учение о демократии»).

Правотворчество органов местного самоуправления примыкает к правотворчеству государственных органов и вместе с тем образует особый, отделенный от государства, вид правотворческой деятельности. Право создавать и принимать нормативно-правовые акты (решения) предоставляется представительным органам местного самоуправления и должностным лицам муниципальных образований города, поселка, деревни. Органы мест­ного самоуправления (например, Советы народных депутатов районов в городах) образуются населением для решения задач местного значения. Их решения действуют в строго определенных территориальных рамках (см. §«Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление»).

Нормотворчество общественных объединений (организаций) выражается в выработке и принятии уставов, в которых определяются права и обязанности объединения или организации, порядок их деятельности, реорганизации и ликвидации. Нормативные акты издаются также их руководителями. Такие нормативные решения имеют силу постольку, поскольку соответствуют действующим нормативно-правовым актам, изданным государством, и принимаются в пределах полномочий учредителей и руководства объединения. В отличие от правотворческих функций государственных органов, нормотворческая деятельность общественных организаций, как правило, исключает самостоятельное принятие ими норм права.

Нормотворчество коммерческих корпораций состоит в издании корпоративных норм, направленных на регулирование вопросов жизни коллектива (как использовать полученную предприятием прибыль, в каком порядке вести расчеты с контрагентами и др.) и на детализацию, конкретизацию законодательных предписаний (например, инструкция о порядке ведения претензионной и исковой работы - корпоративный акт, регулирующий порядок предъявления претензий на конкретном предприятии, который детализирует и конкретизирует законодательные положения). Нормотворчество корпораций выражается в уставах предприятий, которые являются актами учредительного характера, а также в положениях, правилах, должностных инструкциях и др.

Нормотворчество трудовых коллективов (государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций) направлено на развитие норм трудового права, которые распространяют свое действие только на отношения одного предприятия, учреждения или организации, где они приняты. Правотворчество трудовых коллективов выступает, как правило, в виде нормативных соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания. Таким нормативным соглашением является коллективный договор - консолидированный акт в области труда.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и производственные отношения между работодателем и трудовым коллективом на предприятии, в учреждении, организации. Он заключается:

с одной стороны - трудовым коллективом в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных трудовым коллективом представительных органов;

с другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников1; распространяется на всех работников независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и обязателен как для руководства (собственника), так и для работников. Он подлежит обязательному обсуждению и одобрению трудовым коллективом на общих собраниях (конференциях) работников данного предприятия, учреждения, организации1.

В коллективном договоре можно предусмотреть дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы, как-то: форма, система и размер заработной платы, условия и охрана труда работников, добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование, рабочее время и время отдыха и др.2

Благодаря коллективным договорам и соглашениям предоставляется возможность членам гражданского общества, работодателям и работникам самостоятельно устанавливать права и обязанности, ограничивать вмешательство государства в сферу, представляющую частный интерес. Однако государство не устраняется полностью из этой сферы и вправе применять принудительные меры к лицам, не выполняющим своих обязательств по коллективным договорам и соглашениям.

§ 6. Судебное правотворчество - особый вид правотворчества?!

Нельзя обойти молчанием точку зрения некоторых ученых о том, что особым видом правотворчества есть судебное правотворчество. В романо-германской семье правовых систем деятельность Верховного суда имеет конкретизирующий, а не правотворческий характер: они представляют собой руководящие разъяснения относительно правильного применения уже действующих правовых норм и не содержат новых норм права. Согласно ст. 40 Закона Украины «О судоустройстве» руководящие разъяснения пленума Верховного Суда являются обязательными для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон. Официально такие разъяснения не имеют нормативно-правового характера и не признаются источником права. Суд - правоприменительный, а не правотворческий орган.

Вместе с тем следует признать, что в определенных ситуациях в странах романо-германской правовой системы судьи «черпали» право непосредственно из жизни и даже конкурировали в этом отношении с законодателем. Не выделяя судебного правотворчества в качестве особого вида правотворчества в странах континентального права, отметим, что в них (в том числе в Украине), имеются тенденции к развитию, хотя и скромному, элементов судебного правотворчества.

Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах права, может восприниматься судами после прохождения решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент.

Французский исследователь Р.Давид говорит о так называемых «вторичных правовых нормах», создаваемых судьями в процессе конкретизации норм права, которые сформулированы законодателем. Он подчёркивает, что содержание положений закона истолковывается судьями в том смысле, который в наибольшей степени соответствует требованиям справедливости в момент применения ими закона.

Путь к творческому применению закона судьями в Украине открывает новый Гражданский кодекс (Общая часть), который включает норму об обязанности судов при решении гражданских дел применять законы с учетом обычаев делового оборота, начал добросовестности, разумности, справедливости. Таким путем он допускает элементы правотворчества в деятельности судов при отправлении ими правосудия, но только в рамках права, обеспечивая тем самым принцип верховенства права.

В последнее время в научных кругах Украины активизировалось отстаивание идеи о судебном нормотворчестве. По мнению его сторонников, судебное правотворчество должно стать наиболее эффективным средством для того, чтобы (1) восполнять пробелы в законодательстве; (2) положить конец обесценению подзаконных актов; (3) устранить противоречия в действующем законодательстве.

С одной стороны, признание законодательных полномочий у суда ведет к игнорированию принципа разделения властей. С другой - принцип разделения властей не может исключать вклад суда в правотворчество, наличия у него специфических нормотворческих функций, обусловленных необходимостью постоянно учитывать развитие социальной жизни.

Можно сказать, что судебная практика приобретает все большее значение в Украине, а суды закладывают основы правовых норм, прежде всего, в виде юридических актов судебных органов. К ним, прежде всего, относятся решения Конституционного суда, которые способны приобретать нормативно-правовой характер и порождать юридические последствия общего значения. Конституционный суд осуществляет официальное толкование закона, в результате которого не только отменяются отдельные его положения, но и устанавливаются новые нормативные предписания. Вследствие этого Конституционный суд становится субъектом законодательной деятельности1.

В деятельности Пленума Верховного суда также усматриваются своеобразные «законодательные полномочия». Его постановления квалифицируются не только как комментарии (интерпретации) закона, но и как нормативные акты2. Можно согласиться с тем, что детализация правовых норм, имеющая место в руководящих разъяснениях Пленума Верховного суда Украины, способствует созданию новых правоположений не только правоприменительного, но и нормативного характера. Правда, форма выражения у руководящих разъяснений Пленума Верховного суда Украины несколько иная, чем у норм права. Однако в структурном отношении они состоят из тех же элементов: гипотеза, диспозиция, санкция, и их действие распространяется на неопределённое число случаев, на персонально неограниченный круг субъектов. Постановления Пленума Верховного суда и судебных коллегий (в их принципиальной части - мотивировочной, которая отражает юридическую позицию суда в конкретном деле) являются своеобразными прецедентами толкования норм права.

Заметим, что в английском праве прецедент рассматривается не только как рождение новой правовой нормы, но и как своеобразная конкретизация соответствующей правовой нормы, применяемой судом (так называемая деклараторная теория судебного прецедента).

Таким образом, в Украине де-факто существует судебный прецедент, однако он не имеет официального законодательного признания.

В перспективе конкретные судебные решения в Украине могут получить властные функции и быть распространенными на широкий круг аналогичных ситуаций, т.е. приобрести силу и авторитет нормы права.

§ 7. Юридические источники (формы) права

Юридические источники (формы) права - исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придающие им юридическое, общеобязательное значение.

Общесоциальные источники права - экономические, социальные, политические, нравственно-культурные и другие - порождают или объективно обусловливают возникновение правовых норм. Юридические (специально-социальные) источники права (нормативно-правовой акт, правовой прецедент, правовой договор, правовой обычай, правовая доктрина, религиозно-правовая норма, международно-правовой акт) выступают в качестве официальной формы выражения и закрепления правовых норм.

Рассмотрим каждый из юридических источников (форм) права­.

Нормативно-правовой акт

- официальный акт-документ компетентных органов, содержащий нормы права, обеспечиваемые государством (конституции, законы, указы президента, постановления и др.). Является основным юридическим источником права большинства стран, особенно романо-германского типа (семьи) правовых систем - Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.

Правовой прецедент

- акт-документ, содержащий новые нормы права в результате решения конкретного юридического дела судебным или административным органом, которому придаётся общеобязательное значение при решении подобных дел в будущем. Является одним из ведущих источников права англо-американского типа правовых систем - Англия, США, Индия и др.

Нормативно-правовой договор

- совместный акт-документ, содержащий новые нормы права, которые устанавливаются по взаимной договоренности между правотворческими субъектами (результат двустороннего или многостороннего соглашения) с целью урегулирования какой-либо жизненной ситуации, и обеспечивается государством.В отличие от договоров-сделок, имеющих индивидуально-разовый характер, нормативно-правовой договор рассчитан на неодно­кратное применение: его содержание составляют нормы - правила поведения общего характера (коллективный, трудовой договор, типовой договор и др.). Он имеет существенное значение в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Может иметь место между субъектами федерации (например, Федеративный договор Российской Федерации 1992 г.).

Особым видом нормативно-правового договора является международно -правовой акт, который (в отличие от внутригосударственного нормативно-правового договора) можно рассматривать в качестве самостоятельного источника права.

Правовой обычай

- акт-документ, содержащий нормы-обычаи (правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения людьми определённых действий), которые санкционированы государством и обеспечиваются им. Государство признаёт не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, которые имеют наибольшее значение для общества, отвечают его интересам и соответствуют историческому этапу его развития. Правовой обычай - наиболее древний источник права, исторически и фактически предшествовал закону. Сохранял значение в средневековье, не утратил популярности в современных правовых системах традиционно-общинного типа.

В гражданском праве современных государств континентальной правовой системы признаются «обычаи делового оборота», сфера применения которых в основном ограничена внешнеторговыми сделками.

Правовая доктрина

- акт-документ, содержащий концептуально оформленные правовые идеи, принципы, которые разработаны учёными в целях совершенствования законодательства, осознаны обществом и признаны государством в качестве обязательных.

Правовая доктрина не во всех странах является источником права, хотя значение научных работ юристов для формирования модели правового регулирования признается законодателями многих стран. В наши дни роль доктрины важна для правотворчества: она способствует совершенствованию нормативно-правовых актов, созданию новых правовых понятий и категорий, развитию методологии толкования законов.

Правовая доктрина служила непосредственным источником права в англо-американской правовой системе: при решении дела судьи ссылались на труды ученых; а также в религиозно-философской правовой системе: ислам, индуизм, иудаизм имеют в своей основе правила общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов.

Религиозно-правовая норма

- акт-документ, содержащий церковный канон или иную религиозную норму, которая санкционируется государством для придания ей общеобязательного значения и обеспечивается им. Религиозно-правовая норма распространена в традиционно-религиозных правовых системах (напр., в мусульманских странах). В некоторых странах религиозно-правовая норма тесно переплелась с правовым обычаем, традициями общинного быта (государства Африки, Латинской Америки).

Международно-правовой акт

- совместный акт-документ двух или нескольких государств, содержащий нормы права об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в разнообразных отношениях между ними. С санкции государства такой акт распространяется на его территорию, становится частью внутринационального законодательства. На внутригосударственное право влияют источники международного права: общепризнанные принципы международного права, международные договоры (пакты, конвенции). (см. § «Международный договор»).

Глава 17

ПРАВОВОЙ АКТ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ.

§ 1. Правовой акт

Правовой акт -акт - волеизъявление (решение) уполномоченного субъекта права, который регулирует общественные отношения посредством установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также определения (изменения, прекращения) на основе этих норм прав и обязанностей участников конкретных правоотношений, меры ответственности конкретных лиц за совершенное ими правонарушение. Он оформляется в установленных законом случаях в виде письменного документа (акта-документа).

Признаки правового акта:

1) выражает волю (волеизъявление) уполномоченного субъекта права, его властные веления;

2) имеет официальный характер, обязательный для исполнения;

3) направлен на регулирование общественных отношений;

4) устанавливает правовые нормы, а также конкретные правоотношения;

5) может быть актом-документом, содержание которого фиксируется в установленной законом документальной форме, и актом-действием, при посредстве которого возникает юридический результат (установление правовых норм, их применение и т.д.);

6) представляет собой юридический факт, который порождает определенные правовые последствия.

 

Виды правовых актов по форме выражения:

1) письменный (акт - документ);

2) устный (заявления, распоряжения, приказы, указания);

3) конклюдентный (акт - действие).

Виды правовых актов по юридической субординации:

нормативные, которые регулируют определённую сферу общественных отношений и являются общеобязательными;

индивидуальные (ненормативные), которые порождают права и обязанности только у тех конкретных субъектов, которым они адресованы, по конкретному случаю;

интерпретационные (акты толкования норм права), которые имеют вспомогательный характер и, как правило, «обслуживают» нормативные акты.

Следует иметь в виду, что, кроме указанных классических актов - нормативных, индивидуальных, интерпретационных - имеются акты смешанного нормативно-конкретного содержания, т.е. состоящие из нормативных и индивидуальных норм. Они характерны для ряда правовых систем романо-германского типа.

Имеются нетипичные (специализированные) акты - акты, утверждающие положения, правила уставов, или акты, состоящие из деклараций, призывов, обращений.

§ 2. Понятие нормативно-правового акта
и его отличие от иных правовых актов

Нормативно-правовой акт - официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.

Нормативно-правовой акт выполняет две равнозначные функ­ции: функцию юридического источника права и функцию формы права, то есть выступает как способ существования и выражения норм права.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти);

в) заголовок (некоторые акты, напр., распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

д) номер акта;

е) сведения о должностном лице, подписавшем акт1;

5) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца (в Украине законы публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», газетах «Голос Украины» и «Юридичний вісник України»; постановления Кабинета Министров - в «Собрании постановлений правительства Украины» и газете «Урядовий кур’єр»; законы и подзаконные акты - в журнале «Офі­ційний вісник України»).

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула - вступительная часть, бесстатейное (не содержащее норм права) общее введение, в котором дается обоснование закона, определяются цели, задачи и порой формулируются исходные мировоззренческие положения. Сейчас преамбулы в законах встречаются редко;

2. Пункты, статьи - содержат исходные единицы нормативно-правового акта - нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права.

Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. И статью, и части, из которых она состоит, принято обозначать сокращенно начальными буквами: статью - «ст.», а части (абзацы) статей - «ч.». Статьи в законах нумеруются, нередко нумеруются и части (абзацы) статей, тогда они, как правило, называются пунктами;

3. Главы - имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

4. Разделы - объединяют главы в больших по объему нормативно-правовых актах. Возможна и иная ситуация, когда статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы - в главы;

5. Части - наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах. Так, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс подразделяются на две части: Часть Общая и Часть Особенная.

Расположение норм права в статьях нормативно-правового акта:

1) обычно правовая норма заключена в одной статье, чем облегчается ее восприятие;

2) в ряде случаев для выражения сложной нормы права требуется несколько статей;

3) иногда в одной статье содержится несколько норм права.

 

В чем состоит различие между нормативным актом и иными правовыми актами (в частности, актом толкования норм права и актом применения норм права)?

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нормы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования норм права дает только объяснение действующих норм.

2. Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела (например, повреждение насаждений запрещено - адресовано ко всем, а Указ Президента назначить «такого-то» председателем областной администрации - это правовой, а не нормативно-правовой акт, ибо норм права в нем нет, т.е. нет прав и обязанностей, значит это - акт применения норм права).

§ 3. Виды нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов по юридической силе:

 законы;

 подзаконные нормативные акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяется Конституцией и Законом о нормативных актах. Юридическая сила нормативно-правового акта - это его специфическое свойство иметь строго обозначенное место в иерархии иных правовых актов и зависеть по формальной обязательности от того, какой орган издал акт, т.е. кто является субъектом нормотворчества.

Виды нормативно-правовых актов по сфере действия:

 общие;

 специальные;

 локальные.

Виды нормативно-правовых актов по характеру волеизъяв­ления:

 акты установления норм права;

 акты замены норм права;

 акты отмены норм права.

Виды нормативно-правовых актов по отраслям законодательства:

 гражданские;

 уголовные;

 административные;

 уголовно-процессуальные;

 административно-процессуальные и др.

Основные нормативно-правовые акты по отраслям законодательства именуются отраслевыми кодексами (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Административный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административно-процессуальный кодекс и др.).

Виды правовых актов по субъектам нормотворчества в Ук­раине:

Верховная Рада Украины - законы и постановления;

Верховный Совет Автономной Республики Крым - постановления (по вопросам, носящим нормативно-правовой характер) и решения (по вопросам организационно-распорядительного характера);

Президент Украины - указы (нормативные и ненормативные) и распоряжения;

Кабинет Министров Украины - постановления и распоряжения;

руководители министерств и ведомств - нормативные приказы, инструкции, распоряжения, положения, указания министра;

Совет Министров Автономной Республики Крым - постановления, решения и распоряжения;

главы местных (областных и районных) государственных администраций - распоряжения;

местные советы народных депутатов, их исполнительные комитеты - решения и нормативные постановления; руководители их управлений и отделений - нормативные приказы;

администрация государственных предприятий, учреждений, организаций - нормативные приказы, уставы, положения и инструкции.

§ 4. Понятие и признаки закона

Среди нормативно-правовых актов ведущее место занимают законы.

Закон - нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества /непосредственно народа/), который регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает, что:

- закон является непререкаемым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить либо изменить;

- все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся «под» законом, являются подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

Признаки закона:

1. Акт строго определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине - Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

2. Акт, который может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

3. Всегда письменный акт-документ, закрепляющий вводимые нормы права или их изменения, содержащий первичные, изначальные нормы права, которых ранее в правовой системе не было, притом нормы по ключевым, основным вопросам жизни, устанавливающий права и обязанности граждан;

4. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами, и не нуждающийся в дополнительном утверждении;

5. Акт, который может быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции только Конституционным судом;

6. Акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

7. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательный процесс.

§ 5. Законодательный процесс

Законодательный процесс - это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий - самостоятельных, логически завершенных этапов и организационно-технических действий.

Сразу же оговорим, что законодательный процесс как юридическое понятие следует отграничивать от законотворчества как общесоциального явления. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения: (1) порядок деятельности по созданию закона; (2) сама эта деятельность.

Законотворчество - более широкое понятие: оно не исчерпывается собственно созданием законов, а охватывает и деятельность по созданию закона, и оценку его эффективности, и возможную последующую корректировку (изменение, дополнение).

Формирование юридического мотива (государственной воли) о необходимости регулирования правовыми нормами определенной группы, рода или вида общественных отношенийв результате анализа фактического состояния политики, экономики, социальной сферы - это стадия скорее законотворчества, чем законодательного процесса. Органы, организации, лица, занимающиеся выявлением потребности в законодательном урегулировании, не всегда могут быть участниками правоотношений, составляющих юридический процесс. Да и законодательный процесс протекает в формах, которые строго установлены законами или парламентскими регламентами, тогда как потребность в том или ином законотворчестве устанавливается различными способами, используемыми в юридической, политической, социологической и других науках (см.§ «Стадии правотворческого процесса»).

Законодательный процесс имеет ряд стадий:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.