Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц




II. Установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм.

Установление юридической основы дела есть юридическая квалификация фактических обстоятельств дела. Юридическая квалификация - правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

Указания на правовые последствия содержатся в диспозиции (санкции) нормы права.

Установление юридической основы дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств) включает:

1. Выбор отрасли, подотрасли, института права и нахождение нормы, которая может быть применена к данному случаю. Нельзя подгонять факты под гипотезу избранной нормы;

2. Проверку подлинности текста того акта, в котором содержится искомая норма, т.е. установление официального текста нормы. Нельзя ссылаться на неофициальные тексты. Необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания закона со всеми изменениями и дополнениями на день применения норм права;

Требуется установить:

а) действовала ли норма права в момент, когда совершались исследуемые обстоятельства;

б) действует ли она в момент рассмотрения конкретного дела;

в) действует ли она на территории, где рассматривается дело;

г) распространяется ли она на лиц, которые связаны с этим делом.

При определении действия закона во времени необходимо соблюдать правило: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица» (ст. 58 Конституции Украины).

При обнаружении в процессе выбора норм противоречий или несовпадений содержания двух или более формально действующих норм необходимо разрешать коллизию норм следующим образом:

а) если нормы имеют разную юридическую силу, то действует та норма, которая имеет большую силу;

б) если нормы имеют равную юридическую силу, то действует та норма, которая принята позднее.

4. Уяснение содержания нормы права. Необходима проверка, нет ли официального толкования нормы. Если правотворческий орган издал нормативно-правовой акт, а затем - акт, в котором дано официальное толкование, то такое толкование является обязательным для того, кто применяет норму.

Недостаточно проверить, было ли официальное толкование. Правоприменительный орган должен сам ее толковать, ибо без толкования нельзя применять правовую норму.

Все указанные действия являются главными требованиями применения норм права и служат одной цели - правильной квалификации фактов, а значит - укреплению законности и правопорядка.

III. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании, акте-документе, который называется правоприменительным актом. Правоприменительный акт может иметь двоякую правовую функцию:

1) юридической констатации, т.е. признания существования определенных фактов, их правомерности (неправомерности), признания того или иного права за данным лицом или констатации по данному событию факта правонарушения;

2) новой юридической обязанности, т.е. после вынесения решения (как-то: наложить наказание, установить обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передать имущество, уплатить долг и др.) необходима дополнительная деятельность, новая обязанность компетентных органов по исполнению решения.

§ 4. Основные требования правильного
применения норм права

Требования применения норм права - юридические правила (условия), с помощью которых правоприменительный орган (суд, администрация государственных органов и др.) воплощает в жизнь принципы права.

Правоприменительный орган руководствуется требова­ниями:

1. Законности (надлежащего соблюдения законных процедур);

а) при решении дела основывается на конкретной норме права или совокупности норм, которые прямо относятся к рассматриваемому делу; следует их точному смыслу;

б) действует в рамках своей компетенции; не выходит за пределы полномочий, предусмотренных законом; в случае их нарушения несёт юридическую ответственность;

в) всегда применяет правовые нормы, когда возникают обстоятельства, предусмотренные нормой; не уклоняется от применения нормы; не прекращает действия нормы под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т.д.) или под влиянием лица (органа), не уполномоченного на то законом. Пока норма права не отменена, не изменена или не приостановлена в установленном законом порядке, она является обязательной для правоприменительного органа.

2. Обоснованности:

а) выявляет все относящиеся к делу факты;

б) тщательно и непредвзято (объективно) изучает факты, признает их достоверными;

в) отвергает все сомнительные факты и факты, не относящиеся к делу.

3. Целесообразности, т.е. соответствия деятельности правоприменительных органов и лиц в рамках закона конкретным жизненным условиям места и времени; выбор оптимального пути реализации нормы в конкретной жизненной ситуации:

а) в пределах содержания нормы (предусматривающей границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность применить норму либо воздержаться от применения) выбирает решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона;

б) при единообразном и неуклонном исполнении юридических предписаний действует инициативно - с учетом места и времени исполнения, разумно распределяет силы и средства и т.д.;

в) учитывает индивидуальные особенности дела, социальную значимость применяемой нормы, ее соответствие духу права.

4. Справедливости:

а) беспристрастно подходит к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению;

б) принимает решение, согласующееся с принципами морали, общечеловеческими ценностями, с собственными моральными убеждениями и общества в целом.

§ 5. Понятие и признаки акта применения норм права

Акт применения норм права (правоприменительный акт) - индивидуальный правовой акт-волеизъявление (решение) уполномоченного субъекта права (компетентного государственного органа либо должностного лица), который устанавливает (изменяет, прекращает) на основе юридических норм права и обязанности участников конкретных правоотношений либо меру ответственности конкретных лиц за совершенное ими правонарушение. В установленных законом случаях он оформляется в виде письменного документа (акта-документа).

Правоприменительный акт - приговор, решение, определение, заключение и т.д. (например, начисление пенсионеру пенсии; приговор суда по конкретному уголовному делу) - результат решения юридического дела и итог применения норм права.

Среди актов применения норм права следует различать:

- основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом;

- вспомогательные (промежуточные, дополнительные, сопутствующие) акты, оформляемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Признаки акта применения норм права:

1. Принимается на основе нормативно-правового акта и опирается на определенную норму права, т.е. является законным и обоснованным;

2. Исходит от компетентных органов государства в лице их должностных лиц и представляет собой категорическое, официально-властное, обязательное для исполнения веление, которое охраняется принудительной силой государства;

3. Адресуется четко определенным субъектам, т.е. является персонифицированным, индивидуальным;

4. Распространяет норму права на конкретную юридическую ситуацию (исключается распространение на подобные случаи), исчерпывает себя однократным применением, т.е. рассчитан на один раз;

5. Имеет определенную установленную законом форму документа (приказ, решение, приговор, распоряжение), если это - письменный акт (а их большинство). Содержит четко обозначенные реквизиты: название, подпись, дата. Обладает строгой структурой: вводная, описательная, мотивировочная и результативная части;

6. Может быть обжалован или опротестован кем-либо из заинтересованных лиц.

Акт применения норм права - наиболее распространённый вид правовых актов. Как и нормативно-правовой акт, он обладает юридической силой, имеет государственно-властный обязательный характер.

Одновременно правоприменительный акт отличается от нормативно-правового рядом указанных выше признаков: принимается на основе нормативно-правового акта; персонифицирован; распространяет норму права на конкретный случай (одноразовый); включает в себя обязанность подчиниться - исполнить сформулированное по делу решение.

Правоприменительный акт, как правило, обеспечивает возникновение и развитие правоотношений в конкретной ситуации. Без таких юридических фактов не может реализоваться конкретная правовая норма.

Как и нормативно-правовой, он может исходить от одних и тех же органов и должностных лиц - Президент, Кабинет Министров, министерства и ведомства Украины, органы местного самоуправления. Например, Верховная Рада Украины устанавливает новое почетное звание «заслуженный деятель юстиции» - это нормативно-правовой акт. Через три дня издается Указ Президента о присвоении конкретному лицу этого звания. Это - акт применения норм права. Он индивидуальный. Одна и та же правовая форма может быть наполнена разным содержанием. Из указанных двух форм права - закон и указ - только закон имеет нормативный характер.

Однако в форму указов Президента Украины могут облекаться как нормативно-правовые акты, так и индивидуальные предписания - в зависимости от содержания (см. об указах Президента Украины в главе «Государственные органы власти Украины»).

§ 6. Виды актов применения норм права

Виды актов применения норм права классифицируются по различным критериям:

По форме внешнего выражения:

1) письменный акт (их большинство). Письменный акт может быть, как минимум, двух видов:

а) отдельный документ (приговор суда);

б) резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);

2) устный акт (вызов понятых);

3) конклюдентный акт - акт действия (например, применение работниками милиции табельного оружия или применение жестов милиционером-регулировщиком дорожного движения).

По способу принятия:

1) коллегиальные;

2) единоличные.

По субъектам принятия:

 акты парламента;

 акты главы государства;

 акты исполнительных органов;

 решения общих судов;

 акты арбитража;

 акты нотариата;

 акты прокурорского надзора;

 акты местных (муниципальных) органов власти;

 акты руководителей предприятий, воинских частей и т.п.;

 акты уполномоченных органов общественных организаций и т. п.

Акты применения норм права принимаются практически всеми органами государства.

По юридической форме:

 указы;

 постановления;

 распоряжения;

 приказы;

 определения (суда и др.);

 протесты, представления, предписания, приговоры, ре­шения.

По функциям в правовом регулировании (или функциям права)­:

1) регулятивные - официально подтверждают либо определяют права и обязанности сторон, изложенные в диспозиции регулятивных норм (напр., свидетельство о регистрации брака);

2) охранительные - устанавливают меру юридической ответственности соответственно санкции охранительных норм (напр., квитанция об уплате штрафа).

По отраслевой принадлежности:

1) уголовно-правовые;

2) административно-правовые;

3) гражданско-правовые и др. (кроме процессуальных).

По юридическим последствиям:

1) Правоустанавливающие (о назначении директора, о присвоении звания);

2) Правоконстатирующие (свидетельство о браке; свидетельство о смерти);

3) Правопрекращающие (протест прокурора по поводу незаконного выселения гражданина Г.);

4) Правоизменяющие (замена ареста подследственного на под­писку о невыезде);

5) Правоотменяющие (вынесение судом решения о ликвидации акта, об утрате его юридической силы).

 

По значению в юридическом процессе:

- основные акты, содержащие завершенное решение по делу (приговор, решение суда);

- вспомогательные акты, обеспечивающие принятие основных (постановление и возбуждение уголовного дела).

По характеру индивидуальных велений (предписаний):

 

дозволяющиеобязывающиезапрещающие

§ 7. Пробелы в праве и способы их устранения.
Аналогия закона и аналогия права.
Субсидиарное применение норм права

При прохождении второй стадии применения норм права, а именно при установлении юридической основы дела - выборе и анализе юридических норм, возникают ситуации, когда правоприменитель не находит норм, регулирующих установленные факты.

Пробел в праве 1- это полное или частичное отсутствие в действующих нормативно-правовых актах необходимых юридических норм.

Пробел в законе - это полное или частичное отсутствие необходимых юридических норм в данном законе.

Причины пробелов:

1) неумение законодателя отразить в нормативных актах всё многообразие современных жизненных ситуаций, требующих правового регулирования (первоначальная пробельность);

2) неумение законодателя предусмотреть появление новых жизненных ситуаций в результате постоянного развития общественных отношений, предпринять по ним определённые законодательные действия (последующая пробельность);

3) технические просчёты законодателя, допущенные при разработке законов и в использовании приёмов юридической техники.

Пробелы в праве образуются, как правило, там, где имеет место противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них «уничтожает» другую.

Пробелы в законодательстве должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных юридических актов.

Было бы неправильно считать пробелами следующие случаи:

 квалифицированное молчание законодателя, когда он намеренно оставляет вопрос открытым, воздерживается от принятия нормы, относит решение дела за пределы законодательства;

 сознательное отнесение вопросов на усмотрение правоприменителя, когда законодатель рассчитывает на конкретизацию его законодательной воли правоприменительными и иными правовыми актами.

При пробеле в законе правоприменителю предписывается законодателем разное поведение.

При пробеле в области уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях выходом для юриста-практика является отказ в возбуждении производства по делу, т.е. вынесение оправдательного решения. Юрист-практик в таком случае должен руководствоваться принципом, известным ещё со времён римского права: «Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания, если нет закона».

Злоупотребление аналогией в области уголовного законодательства имело место в фашистской Германии, где законом от 28.06.1935 г. был отменен принцип «нет преступления без закона» и тем самым на законодательном уровне открыт путь для судебного произвола и расправы с политическими противниками. IV съезд Международной ассоциации уголовного права (Париж, 1937 г.) осудил аналогию в уголовном праве и выступил против ее применения. В уголовном законодательстве Украины институт аналогии отсутствует. Ст.58 Конституции Украины провозглашает: «Никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения».

При пробеле в области гражданского законодательства - другое дело. Суды не могут отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие закона. В случае пробелов в гражданско-правовых отношениях применяется аналогия двух видов:

аналогия закона;

аналогия права.

Аналогия закона - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. Аналогия исключается, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм.

Например, отсутствие в Украине специального законодательства, которое регулировало бы правовое обеспечение лизинга (комплекс имущественно-правовых отношений, образуемых в связи с передачей имущества во временное пользование), позволяет его восполнить договором найма, который является подобным договору лизинга.

Аналогия права - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе принципов права, общих начал и смысла законодательства.

Аналогия права применяется, когда:

 нет нормы, которая прямо предусматривает данный случай;

 нет нормы, которая предусматривает подобный случай.

При решении дела по аналогии закона и аналогии права необходимо соблюдение таких условий:

1) аналогия допустима только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;

2) общественные отношения, к которым применяется решение по аналогии, должны быть урегулированы хотя бы в общей форме, т.е. находиться в сфере правового регулирования;

3) наличие сходства (аналогии) анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, юридически равнозначных признаках; расхождение - в деталях, в несущественном;

4) поиск нормы, регулирующей аналогичный случай, должен идти вначале в актах той же отрасли права, в случае отсутствия таковой - в другой отрасли и в законодательстве в целом;

5) выработанное в ходе использования аналогии правовое решение не должно противоречить действию предписаний закона, его цели;

6) обязательно должно быть мотивированное объяснение причин применения решения по аналогии к данному случаю.

При применении аналогии права существенное значение имеют принципы права, которые закрепляются в конституции. Так как нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, то правоприменитель, основываясь на собственном правосознании, может мотивировать решение по делу, ссылаясь на конституционные нормы.

Для восполнения пробелов в законе используется также субсидиарное применение норм права - дополнительное применение одного института или отрасли права к отношениям, регулируемым другим институтом или отраслью права.

Субсидиарное применение правовых норм к различным отношениям, как правило, закреплено в законе. Имеются случаи субсидиарного применения, которые прямо законом не предусмотрены.

Теоретической основой субсидиарного применения является системность права, разделение его на взаимосвязанные отрасли и институты. Так, семейное право выделилось в самостоятельную отрасль из гражданского права и находится с ним в тесной связи благодаря сходству регулируемых общественных отношений и методу их правового регулирования. В Кодексе о браке и семье, в частности, закрепляется, что правоприменитель должен руководствоваться предписаниями норм гражданского права, которые устанавливают сроки исковой давности.

Общие положения и нормы гражданского права применяются к:

1) отношениям, регулируемым трудовым правом, если те или иные вопросы не урегулированы трудовым законодательством;

2) регулированию отношений, возникающих в связи с охраной окружающей среды, если они не урегулированы экологическим законодательством;

3) отношениям, регулируемым семейным законодательством, если те или иные вопросы им не урегулированы.

Следует учесть, что в ряде отраслей субсидиарное применение норм гражданского права снято самим законодателем, а в других случаях, несмотря на отсутствие прямого запрещения в законодательстве, оно недопустимо. Так, к нормам собственно трудового, семейного, экологического права общие положения гражданского права в порядке субсидиарности не могут применяться. Субсидиарное применение возможно только к нормам, включённым в качестве дополнительных в законодательные акты о семейных, трудовых и некоторых других отношениях.

Обращаем внимание на то, что регулирование общественных отношений любой отраслью права осуществляется, как правило, только собственными отраслевыми средствами. Субсидиарное применение норм права - исключение из общего правила.

Глава 21

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

§ 1. Понятие толкования норм права

Толкование норм права (иначе: интерпретация норм права) - мыслительная интеллектуальная деятельность субъекта по установлению их точного смысла (содержания).

Толкование норм включает два элемента:

Если уяснение не выходит за рамки сознания самого интерпретатора, то разъяснение есть изложение содержания государственной воли и выражения ее вовне.

Цель деятельности по толкованию норм права:

- правильное и единообразное понимание;

- правильное и единообразное применение.

Официальное толкование норм права обязательно для тех актов, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в связи с возникшими затруднениями или неправильной практикой их применения.

Необходимость толкования обусловлена такими причинами:

1. Неполный охват юридическими нормами фактических условий жизни (напр., отсутствие статьи по такой разновидности хулиганства, как радиохулиганство, дает возможность - в результате толкования - распространить на радиохулиганов действие ст. 206 Уголовного кодекса Украины);

2. Неопределенный характер нормы права, наличие специальных, прежде всего оценочных, понятий и определений, в которых нелегко разобраться юридически неподготовленному человеку без специального толкования (напр., следует разъяснить, что означают такие понятия, как «тяжкие последствия», «малозначимые деяния» и др.);

3. Нечеткость, схематизм, ошибочность нормативных положений как результат недосмотра, халатности правотворческих органов (напр., в связи с недостаточным перечислением всех признаков вины их можно установить только толкованием);

4. Необходимость толкования норм права иногда вытекает из содержания самого нормативного акта, когда в нем встречаются выражения «и т.д.», «и т.п.», «другие» и т.п. Установить их истинное значение возможно только с помощью толкования.

Толкование норм права не содержит (и не должно содержать) самостоятельных норм права. Оно только устанавливает смысл и сферу действия толкуемого акта, права и обязанности субъектов права, указывает, как изменение условий, появление новых фактов влияет на применение нормы права и др.

Толкование норм права, как правило, не имеет самостоятельного значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяет его судьбу: с его отменой (изменением) отменяется (изменяется) нормативное толкование (см. § «Судебное правотворчество - особый вид правотворчества?!».

Важным конструктивным правилом толкователя (интерпретатора) является следующее: чем несовершеннее закон, тем совершеннее, точнее, тоньше должно быть его разъяснение.

Толкование охватывает все уровни (степени) юридического анализа:

1) анализ буквального текста, т.е. «буквы закона»;

2) догматичный анализ, т.е. анализ юридических особенностей норм, их технико-юридического своеобразия, конструирования их логической структуры на основе правовых предписаний (догма права);

3) социально-исторический анализ нравственных, экономических и иных предпосылок закона, позволяющих познать волю нормотворческого органа («дух закона»).

Мысль интерпретатора (лица, осуществляющего толкование) идет от анализа буквального, языкового текста («буквы закона») к анализу «догмы права», юридических особенностей правовых норм, а также к нравственным, социальным и иным основам, предпосылкам правовых предписаний («духу права»).

§ 2. Способы (методы) толкования норм права

Способы (методы) толкования - это совокупность приемов анализа правовых норм, раскрытия их смысла (содержания) в целях практической реализации.

Различают такие способы (методы) толкования:

1) филологическое (грамматическое, текстовое, языковое) толкование - уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки с использованием законов филологии; основывается на данных грамматики, лексики и предполагает анализ слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Прежде всего устанавливают значение каждого слова и выражения, употребленного в нормативном предписании. Затем переходят к анализу грамматической формы существительных и прилагательных, наклонений глаголов, вида причастий и т.д. Далее уясняют грамматическую структуру предложений. Отдельные слова и выражения, знаки препинания недопустимо трактовать как лишние. В результате грамматического толкования выявляется буквальное содержание нормы права, на основании которого далеко не всегда можно сделать достоверный вывод;

2) системное толкование - уяснение смысла нормы путем установления ее системных связей с другими нормами. Суть его заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливаются ее место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе. Все нормы нуждаются в системном толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные, которые построены так, что могут рассматриваться только в единстве с нормами, к которым сделана отсылка;

3) историко-политическое толкование (в том числе - историко-сравнительное) - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия; выяснение целей и задач, заложенных законодателем. Важен учет социально-экономических и политических факторов, обусловивших инициативу и само появление акта, процесса его обсуждения - парламентского слушания первого, второго, постатейного и т.п., в частности доклада и содоклада по проекту принимаемого нормативно-правового акта. Существенное значение в историко-политическом толковании имеют альтернативные проекты, их сравнение, публикации в печати при обсуждении законопроекта, дебаты в парламенте, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения. Сами по себе историко-политические данные не могут быть источником понимания закона и стать основанием для принятия юридических решений.

Все способы юридического толкования используются в совокупности, в комплексе.

Некоторые ученые (С.С.Алексеев1) выделяют еще логическое и специально-юридическое толкование.

1) логическое толкование - уяснение смысла нормы права путем использования законов и правил формальной логики; позволяет раскрыть содержание юридических норм, которое иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм. При логическом толковании анализируются не слова и выражения, а понятия, которые они отражают. С помощью логических операций, включающих анализ и синтез, построение силлогизма (логического умозаключения, состоящего из двух посылок и вывода) и т.д., из нормативных предписаний, «разбросанных» по тексту законодательного акта, формулируется толкуемая норма права;

2) специально-юридическое толкование - уяснение смысла нормы, основанное на достижениях юридических наук; такие достижения могут заключаться в самом тексте закона - дефиниции понятий, а также в разъяснениях судебных инстанций и в научных комментариях. Толкование права юристом-профессионалом является компетентным в силу того, что юрист использует в процессе толкования специальные юридические знания. Поэтому специально-юридическое толкование занимает центральное место среди иных способов толкования.

Следует отметить, что логический подход присущ каждому способу толкования, поскольку он включает общезначимые формы (понятия, суждения) и средства определений мысли, необходимые для рационального познания. Логическое (логико-правовое) и специально-юридическое толкование выделяются не потому, что они имеют какое-то особое «внешнее» значение. Наоборот, специфика этих двух способов толкования состоит в том, что они составляют внутреннюю профессионально-ценностную сторону интерпретатора:юрист не может толковать иначе, чем специально-юридически и логически. Однако без этих качеств толкователя не состоятся другие способы толкования - филологическое, систематическое, историко-политическое. Поэтому логический и специально-юридический анализ - это скорее не приёмы анализа правовых норм, а «базовые» начала и качественные характеристики толкователя, и как таковые они входят в систему его интеллектуальной деятельности, являются его основой. Иначе: это внутренний ценностный срез профессиональной правовой культуры.

Таким образом, выделение логического и специально-юридического­ анализа правовых норм в качестве специальных «внеш­них» способов (методов) толкования не является обязательным.

§ 3. Виды толкования норм права по субъектам

Решающим моментом в определении видов толкования правовых норм является субъект - лицо или орган, дающий это толкование. Толковать нормы права могут все субъекты права. Субъектами толкования норм права являются органы законодательной и исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, юридические и физические лица. Но значение такого толкования, его юридическая обязательность и компетентность неодинаковы. В зависимости от субъектов толкование имеет различные юридические последствия.

По субъектам и юридическим последствиям различают:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.