Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 2 страница




- брахманы (первоначально - священнослужители),

- кшатрии (воины),

- вайшьи (торговцы),

- шудры (слуги и ремесленники).

Основным догматом индуизма, оправдывающим кастовую структуру индусского общества, является учение о «перевоплощении души» (сансара2). Перевоплощение души происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Согласно этому учению, человек после физической смерти пребывает в земных поступках - плохих или хороших. Считается, что низким положением, лишениями в земной жизни человек искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Человек, отличающийся добродетельным и благочестивым поведением, может надеяться родиться заново как представитель высшей касты. Оценка поведения человека в земной жизни зависит от: (1) почитания верховных богов - Вишну или Шивы либо их воплощений1; (2) соблюдения кастовых бытовых правил.

В западной религиозной концепции - христианстве все люди равны перед Богом. В индуизме человек - абстракция. Человеку с момента его рождения предопределена принадлежность к конкретной касте. Каждой касте свойственны определенные права, обязанности, мораль, правосознание, которые регламентируют жизнь ее членов2. Эти положения индуизма составили религиозно-нравственный фундамент индусского права.

Правила поведения людей излагались в сборниках - шастрах. В них классифицировались нормы в соответствии с тремя принципами (добродетель, интерес, удовольствие):

(1) дхарма - содержит нормы-правила поведения, угодные Богу;

(2) артха - содержит правила поведения, позволяющие разбогатеть и овладеть искусством руководства;

(3) кама - содержит правила поведения, преследующие цель получения удовольствия.

Дхарма имеет определенный приоритет перед артхой и камой. В широком смысле дхарма обозначает всеобщий порядок в мире, который организует всю живую и неживую материю. В узком­ же дхарма - это долг (религиозный, моральный, правовой), образ жизни благочестивого и добродетельного индуса во всех его проявлениях.

Особенностями дхармы являются:

(1) отсутствие различий между религиозными и юридическими обязанностями. Например, правителям одновременно предписывается посещать храм и обеспечивать общественный порядок;

(2) отсутствие упоминания о субъективных правах;

(3) признание обычая как источника права.

Религия буддизма (VI в. до н.э.), оказавшая влияние на индуизм, возникла как определённая критика брахманизма. Она отвергала: (1) Бога как верховную личность, нравственного правителя мира, первоисточник закона; (2) систему варн, принцип их неравенства. Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы буддизм противопоставил своё понимание. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон, познание и применение которого необходимо для разумного поведения. Буддизм проповедовал гуманизм, доброе отношение к другим людям, непротивление злу злом и насилием. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на законодательство. Во времена Ашоки (268-232 гг. до н.э.), который объединил Индию, буддизм был признан государственной религией. Не отказавшись от учения брахманизма о системе варн, индуизм воспринял буддистский принцип непротивления злу насилием.

В трактате «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) наблюдается заметный отход от буддизма в сторону светских представлений о праве. Наряду с признанием дхармы, явное предпочтение отдаётся артхе (пользе) в государственно-правовой деятельности, в сохранении системы варн. В артхашастрах излагается наука управления, а нормы публичного права встречаются в дхармашастрах.

В хронологической последовательности можно выделить следующие сборники, в которых прослеживается поступательный процесс формирования норм индусского права, наряду с нормами религии и морали:

«смрити» («дарованная» мудрость старых жрецов и ученых) - краткие изречения о магических и религиозных обрядах, сопровождающих важные жизненные события. Здесь уже появляются зачатки норм права, поданных в религиозной оболочке;

дхармасутры -первые книги по вопросам права, в которых разъясняются правила поведения членов различных каст по отношению к богам, царю, жрецам, предкам, родственникам, соседям, животным. Здесь нормы права излагаются совместно с требованиями религии и морали;

дхармашастры -обширные своды правил, составленные известными учеными различных брахманистских школ, санкционированные государством. В нихнепосредственно излагаются дхармы, состоящие из перемешанных друг с другом религиозных и правовых норм. Здесь впервые появляется совокупность правил, которые можно назвать юридическими.

Дхармашастры - законы Ману, законы Яджнавалкья, законы Нарада, которые составлены в стихах между I в. до н.э. и III-IV вв. н.э. Особое значение в них придаётся обоснованию руководящего положения брахманов и их исключительным правам в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Например, в законах Ману записано: «Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы… Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это». Царь, при всём своем высоком и даже божественном статусе, должен чтить брахманов, следовать их наставлениям, хранить систему варн и всех, кто чтит присущую им дхарму;

нибандхазы -комментарии джармашастр. Написаны с целью­ разъяснения неясных положений и устранения противоречий между различными джармашастрами (составлены между XI и концом XVII вв.)

Таким образом, традиционное индусское право1(до английского завоевания Индии) опиралось главным образом на труды ученых, сборники, комментарии, на письменно изложенные в них идеологические установки, нормы религии и морали.

§ 3. Правовой обычай, закон и судебный прецедент

Правовой обычай не связан с божественным предписанием, определяющим дхарму. Как устный источник правил поведения, он использовался при составлении дхармасутр, дхармашастр, состоящих из правил - дхарм.Позитивное индусское право - это обычное право. Религиозная норма (индуизм) могла доминировать в разной степени над нормой-обычаем, влиять на неё, изменять её с помощью толкования обычая. Однако нормы-обычаи, разные у каждой касты, занимали важное место в регулировании отношений как внутри неё, так и за её пределами. В случае отсутствия нормы в законе судья мог решать дело в соответствии со своим мнением и справедливостью, которые всецело зависели от обычаев касты, к которой он принадлежал.

Нормативно-правовой акт (закон) не признаётся индуистской доктриной в качестве источника права. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, искусство управления и издания законов и приказов правителем относится к артхе, а не к дхарме.

Во-вторых, дхарма требует повиновения легитимным нормативным актам правителя, однако сама считается не подверженной их воздействию.

В-третьих, законы рассматриваются как меры, вызванные временной необходимостью, конкретными обстоятельствами. Они считаются изменчивыми, нестабильными. Даже при наличии закона судье разрешено принимать решение в соответствии с собственным мнением и справедливостью.

Организация правосудия - также сфера артхи. Дхарма выступает лишь как руководящее начало, от которого можно отходить, не нарушая при этом её основополагающего принципа.

Судебное решение, согласно индусскому праву, не может расцениваться как обязательный прецедент, оно соотносится только с конкретно рассмотренным делом.

§ 4. Эволюция индусского права.
Влияние английской системы права

На индусском праве сказалась государственная судьба Индии. Сначала Индия попала под господство Великих Моголов, затем Англии. С XVI в. установилось мусульманское господство, которое затормозило развитие индусского права. В судах применялось только мусульманское право1. А обычное индусское право, используемое панчаятами (собраниями) каст, не развивалось из-за отсутствия поддержки со стороны судебных и административных органов государства. Индусское право не было правом в юридическом смысле. Оно представляло собой систему религиозных, нравственных и правовых норм, действующих неофициально.

Долгое пребывание Индии под господством Англии (XVII - середина XIХ вв.) имело для её права как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, официально был признан авторитет индусского права (в отличие от периода мусульманского господства, когда индусское право игнорировалось), а также равное значение индусского и мусульманского права. С другой - распространение английского права привело к значительной трансформации индусского права, сужению области его действия. Все важные сферы общественных отношений (отношения собственности, обязательственное право) были урегулированы общим правом Англии, которое распространялось на всех граждан, проживающих на территории государства независимо от их религиозной принадлежности.

Правда, колонизаторы предпринимали некоторые попытки учесть национальные особенности покоренной территории, её право. К британским судьям, осуществляющим в Индии правосудие и слабо знающим индусское право, были прикреплены образованные индусы - пандиты, которые давали им информацию по тем или иным вопросам. Такая практика существовала до 1864 г. К этому времени английские судьи приобрели опыт, накопилось немало судебных прецедентов на местном материале.

В колониальный период частично был заложен фундамент развития «терри­ториального», т.е. общегражданского права, охватывающего своим влиянием как индусов, так и христиан, евреев, представителей разнообразных религиоз­ных общин. Предпринимались попытки кодификации нормативно-правового материала Советом при генерал-губернаторе (создан в 1833 г.). Под руковод­ством члена этого Совета юриста Маколея разработана концепция кодифика­ции: (1) мусульманского права; (2) индусского права; (3) территориального права - для случаев, когда не применимо ни мусульманское, ни индусское право. Предлагалось в качестве основы индусского права принять (с некото­рыми изменениями) английское право. Однако принцип кодификации встретил сопротивление со стороны юристов общего права.

Вторая попытка создать проекты территориального права (1853 г.) также не была завершена. Однако были приняты кодексы и законы, многие из которых сохранили свою действенность до наших дней. Основные из них - Уголовный кодекс 1860 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1861 г., Гражданский процессуальный кодекс 1859 г. (заменен кодексом 1908 г.), закон о ценных бумагах 1882 г., закон о переходе собственности 1882 г. (дополнен в 1929 г.), закон о доверительной собственности 1882 г. и др.

Эти кодексы и законы были нормативно-правовыми актами общего права, а оно, как известно, не признаёт континентально-европейского разделения права на частное и публичное, а руководствуется признанием общего права и права справедливости. Однако система права Индии не восприняла английское различение общего права и права справедливости. Не совпадают понятия ряда институтов права, несмотря на схожесть названий (доверительная собственность1). Применяется иной режим действия в некоторых отраслях права (например, вещного) при сохранении терминологии английского права.

Негативные факторы английского колониального воздействия на индусское право, приведшие к сокращению его сферы и силы действия:

1) слабое знание английскими юристами (в том числе судья­ми) положений дхармы, изложенных в дхармашастрах, следствием чего явилось санкционирование ими устаревших либо непопулярных норм;

2) незнание местных обычаев, знакомство с ними по работам европейцев, далёких от их понимания;

3) внедрение судебного прецедента и придание ему авторитета, до того незнакомого индусской традиции2;

4) сознательное изменение индусского права с целью принятия решения в английском духе, рассмотрение иного как неправильного. Так, была введена английская система доказательств в рассмотрение дел о правонарушениях;

5) применение английской терминологии, мало понятной для индусского общества.

Новеллы, перенесенные в индусское право из английской правовой системы, сыграли позитивную роль - особенно там, где индусским правом не было достигнуто необходимого усовершенствования норм, где имели место пробелы в законодательстве. Также там, где существовало разнообразие местных обычаев, мешающих единообразному решению споров. Так, неуплата долга рассматривалась дхармой как грех, возмездие за который наступит в потустороннем мире. В случае непослушания должника индусское право предусматривало лишь религиозные санкции. Эта и подобные ей нормы нуждались в новой юридической регламентации.

Таким образом, в период колониального господства Англии многие нормы и институты индусского права были либо заменены новыми, либо существенно изменены. Однако индусское право не вытеснено полностью, его традиционные нормы и институты продолжают действовать.

§ 5. Индусское право в правовой системе
современной Индии

После провозглашения независимости Индии1(1950 г.) возникла необходимость в реформировании законодательства. Были пересмотрены некоторые нормы, институты индусского права с целью их модернизации с учётом европейского и, прежде всего, английского права. Реформы коснулись сфер регулирования, которые находились в исключительном ведении индусского права и казались неприкосновенными, прежде всего догмат о кастах. Согласно индуизму и индусскому праву, переход из одной касты в другую невозможен. Каждая каста изолирована от другой касты своей так называемой «чистотой», которую нельзя запятнать внекастовыми контактами, особенно с членами низших каст. Запрещались браки между членами разных каст.

В конце 40-50-х гг. ХХ вв. был принят ряд законов, которые во многом были социально-революционными. Они послужили толчком для изменений в сознании общества. В 1949 г. издан закон о легитимности индусских браков, независимо от исповедываемых религий и принадлежности к разным кастам. Конституцией Индии 1950 г. признано равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых» (бесправных и наиболее угнетенных), закреплено равенство вступающих в брак. На основе положений этой конституции отменены все правила, устанавливающие ответственность за нарушение понятий о кастовой принадлежности. В 1955 г. законом о браке запрещено многоженство, предусмотрен развод. Брак стал рассматриваться как договор. Для будущих супругов предусмотрено согласие на брак. Установлен минимальный брачный возраст как для мужчин, так и для женщин. Было отменено правило индусского права, по которому брак между представителями разных каст считался недействительным, если женщина принадлежит к высшей касте или вдова из высшей касты вторично выходит замуж. Дети от такого брака признавались законнорожденными.

Существенные изменения в правовую систему были внесены законами о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи (алиментных обязательствах). В результате работы по кодификации индусского права: (1) сократилась сфера действия обычаев; (2) расширилась сфера действия закона и судебного прецедента; (3) индусское право перестало быть единообразным, а дхарма утратила свое традиционное значение свода правил, призванных направлять поведение людей.

В настоящее время модернизацию законодательства и существенный отход от дхармы стимулируют руководители государства. Предпринимаются попытки сформировать национальную пра­вовую систему, основанную на национально-территориальном, а не религиозном принципе. Закладывается её новая законодательная основа. Конституция Индии подтвердила, что созданное ранее право остаётся в силе, и ориентировала на издание единого Гражданского кодекса для всех граждан Индии (ст.44)1. Правда, для этого требуется изменение или отмена права «личного статуса» - наиболее ортодоксальной части индусского права, где решающим фактором является принадлежность к определенной общине.

В национальной правовой системе современной Индии рамки использования традиционного индусского права ограничены:

1) сферой семейно-брачных отношений - рождение детей вне брака; опекунство; усыновление; брак; неразделенная семья из двух-трёх поколений и раздел имущества; наследование имущества умершего родственниками, включая неделимое имущество;

2) вопросами участия семьи и общины в религиозных и благотворительных пожертвованиях;

3) вопросами общественного характера - преимущественное право на покупку, клятва, передача имущества посредством завещания или другого документа и др.;

4) внутрикастовыми и межкастовыми отношениями (отлучение от каст и др.).

Иными словами, сферы влияния индусского права: наследование, брак, касты, религиозные институты.

Индусское право в Индии играет несравнимо меньшую роль, чем мусульманское право в современных мусульманских странах. Оно утратило свое традиционное значение в период британской колонизации, вынужденно уступив место английскому общему праву, которое в модифицированном виде продолжает сохранять свои позиции.

Часть II

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

2.1. КИТАЙСКОЕ ПРАВО

§ 1. Общая характеристика дальневосточной группы правовых систем

Дальневосточная группа правовых систем - совокупность правовых систем, в основе формирования которых лежат не нормы права, а нормы морали, обычаи, традиции. Большое значение уделяется ритуалу.

Дальневосточную группу составляют правовые системы Китая, Гонконга, Японии, Бирмы, Кореи, Монголии, стран Индокитая, Малайзии. Китай и Япония выделяются спецификой нравственно-идеологического подхода к праву, который оказал влияние на правовые системы других стран Востока.

В отличие от континентального, общего и смешанного типов правовых систем, дальневосточное право отдаёт предпочтение общесоциальным нормам как образцам поведения - норме морали, норме-обычаю, норме-традиции. Ими обусловливается как закон, так и судебное решение. Закон и судебное решение для современного развития дальневосточной группы правовых систем также имеют существенное значение. Правда, их роль иногда является производной от традиционных норм морали и традиций.

Дальневосточный регион в прошлом правовом развитии не испытал сколько-нибудь существенного влияния ни европейских правовых систем, ни американской. Однако в настоящее время государства этого региона активно воспринимают правовые новации стран европейского и американского континентов, ориентируются на совершенствование национального законодательства и использование достижений иностранного права (особенно Япония).

В странах Дальнего Востока изначально господствовало философско-нравственное представление о социальной жизни как части естественного миропорядка. Образцом для устройства общества всегда служила гармония природы. Роль права с его формализмом и внешним принуждением оценивалась невысоко. Считалось, что с помощью права можно установить начальную ступень порядка, которая характерна для варварских народов.

Цель неписаных правил, освященных традицией, состоит в том, чтобы обеспечить социальную гармонию, при решении конфликтных ситуаций дать возможность проигравшему «сохранить лицо». В странах континентального и общего права основополагающим результатом применения права является ясность и недвусмысленность решения, в конечном итоге однозначно устанавливается потерпевшая сторона. В праве дальневосточной группы стран решение в пользу какой-либо из сторон принимается редко. Краеугольным камнем в правовых системах дальневосточных стран является компромисс, который достигается без привлечения закона.

§ 2. Понятие китайского права и философско-нравственные источники его формирования

Китайское право - совокупность поддерживаемых государством нравственных, этических, религиозных и правовых норм, сложившихся на основе философско-нравственных концепцийдаосизма, конфуцианства, легизма.

Из даосизма (основоположник учения Лао-цзы, VI в. до н.э.) была воспринята идея о существовании «дао» - естественного закономерного пути, по которому развивается Вселенная и должен следовать человек. Дао - закон неба, природы и общества, который способен восстанавливать справедливость. Всё неестественное (искусственные установления в сфере управления, законодательства и др.) считается отклонением от дао. Следуя закону дао, человек не должен проявлять самостоятельной активности, не пытаться совершенствовать общество, государство, законы, а полагаться на дао и возвратиться к естественности.

Существенное влияние на идеологию Китая оказало конфуцианство (VI в. до н.э.). Влиятельным идеологическим течением оно стало сразу после возникновения, а во II в. до н.э. было признано официальной идеологией и взяло на себя роль государственной религии. Вплоть до революции 1911 г. конфуцианство оставалось основой официальной идеологии и сохранило своё влияние до сегодняшнего дня (в модернизированном виде).

Философское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), в отличие от даосизма, состоит в дифференциации мира природы и мира человека, утверждении активности личности, а не её бездеятельности. Согласно конфуцианству природный закон - дао или тиан дао (божественный путь) - не управляет непосредственно миром человека. Мир человека не растворяется в мире природы, поскольку природа - идеальный мир. Человек должен стремиться к миру природы, к гармонии с ней в своих мыслях, чувствах, действиях, хотя достичь её никогда не может. В целях­ достижения гармонии с окружающим миром природы человек должен разработать правила «правильного» поведения (ли). В соответствии с этими правилами взаимоприемлемые отношения представляют собой основу естественного равновесия.

Для сторонников даосизма все люди по отношению к дао равны. Конфуцианство исходит из неравенства людей, суть «правил» правильного поведения трактует в зависимости от социаль­ного положения каждого в семье, среди соседей, в официальной иерархии общества, в государстве. «Ли» (правило /ритуал/ правильного поведения) определяется для каждой ситуации конкретно - для пожилого и молодого, управленца и подчинённого по службе и т.п. Оно регулирует отношения между отцом и сыном, старшим и младшим братом, мужем и женой.

«Ли» представляет собой соединение моральных и правовых норм, ведущими среди которых являются моральные. Для правителей это нормы добродетели в управлении, для подданных - нормы нравственности в поведении. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». «Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Конфуцианство отдавало предпочтение нравственно-этическим нормам, а не нормам права и их принудительному исполнению в судах. Нормы права рассматривались как принудительные, формализованные, не способные учесть всего многообразия факторов, связанных с социальным положением сторон.

Обращение в суд трактовалось как:

(1) пренебрежение правилами «правильного» поведения. «Ли» заключается в беспристрастном разрешении конфликта посредством спокойного обсуждения, а не в акцентировании внимания на разногласиях и апеллировании в суд с целью их разрешения;

(2) нарушение общественного спокойствия. Попытка публично уличить сограждан в нарушении правил воспринималась как грубость и невоспитанность, отсутствие скромности и готовности пойти на компромисс.

Общее правило управления народом (добродетельное управление) обосновывается следующим образом: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». При этом добродетель в трактовке Конфуция - это комплекс этико-правовых норм и принципов: правила ритуала (ли); человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительности в отношении родителей (сяо), преданности правителю (джун), долга (и) и др. Эта нормативная целостность включает в себя все формы социального регулирования того времени, за исключением позитивного закона (фа). Отрицательное отношение Конфуция и его последователей к позитивному закону (фа) обусловлено его традиционно карательным значением, связью с жестокими наказаниями. Игнорировалось право как система строгих логических и формальных норм, судебные решения. Не ценились юридические профессии и школы.

Школа легистов (IV в. до н.э.) встала на путь обоснования необходимости подчинения закону людей - и правителей, и подданных. В отличие от конфуцианства, возлагающего надежды на добродетель человека, возможность его убедить и воспитать примером правителей, легисты отстаивали управление, опирающееся на законы (фа) и суровые наказания. Видным теоретиком легизма считается Шан Ян (IV в. до н.э.). Значительной фигурой в деле утверждения и развития легизма в Китае признан Хань Фэй (III в. до н.э.).

Если конфуцианцы верили в добродетель человека, в его способность сообразовывать свое поведение с нравственными принципами, то легисты усматривали в действиях человека только корыстные устремления и требовали наказания в соответствии с законами. Если конфуцианцы рассматривали неравенство и иерархическое соподчинение в обществе как показатель его гармонии, то легисты, провозглашая равенство людей перед законом, считали возможным привить правильное поведение суровым наказанием, установленным в санкциях норм. Взамен конфуцианским нормам-ритуалам и этическим нормам как регулятору общественных отношений легисты предложили правовые нормы. Эти нормы в равной мере одинаковы для всех. Они стандартны, устойчивы, доступны.

Хань Фэй сделал попытку нового толкования основополагающих понятий даосизма и конфуцианства. Отстаивая господство закона, он критиковал самовластие чиновников, называл их узурпаторами, противопоставлял им легистов - «умных и сведущих в законах людей». Считая неприемлемыми тяжкие наказания в качестве средства управления, Хань Фэй требовал дополнить законы искусством управления, ответственности правителей перед законом: «Если монарх желает управлять страной, руководствуясь законом, то достаточно обнародовать его и исполнять… Закон не делает исключений… Виновные министры не могут уйти от наказания».

Концепция произвольного саморегулирования мира не воспринималась легистами. Закон они считали основой регулирования отношений в обществе. При этом законы должны изменяться с течением времени. Хань Фэй утверждал: «Время и закон не развиваются одинаково, и пусть старые законы дошли до нас, всё же копировать их нельзя».

Каждая из указанных концепций (даосизм, конфуцианство, легизм) в разной степени оказала влияние на правосознание китайского народа. Конфуцианство, которое впоследствии впитало в себя некоторые идеи своих оппонентов, оказалось наиболее стойким и распространённым по стране, переходящим из поколения в поколение. Под влиянием жизненных обстоятельств последователи конфуцианства вынуждены были признать, что для регулирования поведения людей требуется позитивное право. Однако закон они поставили ниже «ли», хотя не отвергли его важности.

§ 3. Источники права

К источникам китайского права, как и всей дальневосточной группы правовых систем, можно отнести следующие:

1) нормы-традиции (прежде всего ритуалы) - имеют первостепенное значение. Такой позиции придерживалось ещё раннее конфуцианство, усматривая в них условия для сохранения общественного порядка;

2) этические нормы - мирная жизнь в обществе гарантируется не правом, а этикой;

3) нормы-обычаи - разрешение конфликта с помощью миротворца, а не суда, в соответствии с «дао»;

4) нормы права - прибегать к помощи права нужно как можно реже (даже легисты считали право неизбежным злом). Только в последнее время нормы права приобрели определенное значение. Закон стал одним из ведущих источников права.

Юридическая регламентация отношений не имеет сколько-нибудь глубоких корней в китайской цивилизации. В ней главной регулирующей силой являются моральные догмы, основанные на учении Конфуция. В спорных ситуациях руководствовались традиционными правилами умиротворения сторон с помощью посредника, лишь в исключительных случаях обращались в суд или к администрации.

В наши дни судебные и административные решения играют важную роль, но не в качестве источников (форм) права, а как результаты правоприменительной деятельности государства. Здесь не ставится вопрос об идеальном законе, отличающемся от правил, изложенных ранее законодателем или применяемых в деятельности суда и администрации. Вопросу подлежит сама ценность закона.

В континентальной Европе, например в испанской общине, закон был введен как необходимое средство для устойчивости общества в процессе его жизнедеятельности. Устойчивый социальный порядок предполагает первенство закона. Человек должен жить в согласии с законом и, если необходимо, сражаться за его торжество. Административные авторитеты, не менее чем любая часть общества, должны действовать легально. Суды призваны обеспечить уважение закона. Вне закона может быть только анархия, хаос, право силы. Закон поэтому обязан быть почитаем. Страны Дальнего Востока отвергают этот подход. Для Китая закон есть скорее инструмент согласительного действия, нежели символ юстиции. Он рассматривается как средство, которое не столько устанавливает порядок в обществе, сколько дезорганизует его. Для Китая поведение лица обеспечивается не законом, а гармонией и миром, которые достигаются соответствием традициям и обычаям. Традиционное примирение сторон с помощью посредника считается большим достижением, чем юстиция. Закон расценивается скорее как средство запугивания или отвлеченный образец, но никак не образец для действия, как это характерно для стран континентального права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.