КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слово перед покаянным молебствием по случаю необыкновенно частых пожаров, бывших в Харькове
«Глас Господень на водах... глас Господень в крепости... глас Господа, сокрушающаго кедры... глас Господа, пресецающаго пламень огня» (Пс. 28; 3-5, 7). Итак, между разными гласами Божиими святой Давид слышал некогда и глас Господа, «пресецающаго пламень огня.».. О, если бы и над нашим градом раздался теперь сей глас вожделенный!.. Ибо как ни многочисленны и ни громки гласы, еженощно по всем стогнам возносящиеся от земли нашей, но ни один из них не может пресечь пламени огня. Каких мер предосторожности не употребляет бдительное начальство? - но огнь возгорается. Кто сам не стережет собственного дома? - но огнь возгорается. Лютая стихия как бы нарочно посмевается всем усилиям нашим не дать места ей. Коль многие из пострадавших от ярости ее собственными слезами продолжают обливать теперь те развалины, коих не могли спасти от пламени целые потоки вод, на них излитых. А не пострадавшие от огня мучатся ежечасно от воображения близкой опасности и возможных потерь, так что никто не может спокойно возлечь на одр нощной. Волею, посему, или неволею, но всем и каждому, подражая Псалмопевцу, приходится возвести «очи» свои горе и, отложив надежду на одни средства человеческие, ожидать помощи от Господа, сотворшаго «небо и землю» (Пс. 113; 23). Если Он возглаголет, то все стихии умолкнут; и огнь по-прежнему будет смиренно освещать и согревать домы наши, не разрушая их до основания и не лишая жителей, вместе с кровом, хлеба насущного. Но кто мы, чтобы ради нас возглаголал Сам Господь гласом, пресецающим пламень огня? Во времена древние были, по крайней мере, люди, столь видимо близкие ко Господу, что к ним, яко к наперсникам и другам Божиим, с уверенностью можно было обращаться во всякой нужде и обстоянии, - да станут пред престолом правды Божией, и воздеянием преподобных рук своих преложат гнев Небесный на милость. Между нами, за грехи наши, не видно таковых избранных; а если и есть они, то сокрываются «в тайне лица Божия от мятежа человеческа» (Пс. 30; 21). Посему, при всей нечистоте нашей, остается самим нам обратиться к небу и начать толцать в двери милосердия. И мы сделаем сие, братие мои, по долгу звания нашего.
Но что если Господь при сем случае и с нами, как с древними Израильтянами, восхощет сотворить прю и суд праведный? В нуждах и обстояниях ваших, скажет Он, вы обращаетесь ко Мне за помощью; а среди довольства и радостей ваших забываете Меня, яко не Сущаго. Когда стихии Мои восстают на вас, вы спешите в храм Мой и падаете предо Мною во прах; а когда силы природы служат и покорствуют вам, то вместо храмов неудержимо стремитесь в домы игр и увеселений, для поклонения кумиру гордости житейской. Меня, вашего Владыку и Господа, хотите видеть к вам всегда человеколюбивым и милостивым; а сами, будучи прах и пепел, постоянно являетесь злы и жестокосерды к собственным собратиям вашим. Приходите в отчаяние от пламени, поедающего тленные кровы ваши, и ни во что ставите пламень страстей, от коего истлевают души и сердца ваши. Боитесь и трепещете огня временного, который, сколько бы ни свирепствовал, сам по себе не может не угаснуть; и остаетесь хладны и равнодушны к тому ужасному огню гееннскому, который, раз возгоревшись, не угаснет во веки веков. Я ли не доказал Моей любви к вам, когда за вас, грешников сущих, предал на смерть Единородного Сына Моего? Но где чувство благодарности? Где попечение о собственном вашем спасении? Домы ваши исполнены нечистоты и похотей вреждающих; торжища ваши мятутся крамолою и лукавством; судилища ваши стонут от тяжести неправд и пререканий, даже между единокровными; в самые храмы Мои вы вносите с собою дух презорства и молву сует житейских. Что же после сего делать правде Моей? Что остается делать самому милосердию Моему? Ужели попустить вам ниспадать ненаказанно в бездну страстей, дабы потом низринуться навсегда во глубину адову? Когда дары и благословения Мои не действуют на вас, то не довлеет ли употребить огнь и железо, да рана не соделается неис-цельною? Не так ли поступают с вами собственные врачи ваши? Вместо ропота и жалоб вам подобало бы пасть ниц предо Мною и возблагодарить, что милосердие Мое не забывает вас, недостойных, и хотя гласом прещения и огня, но гремит во уши ваши, - да воспрянете от сна греховного. Бедствия, Мною посылаемые, суть знак гнева Моего на ожесточенных, но в то же время знамение любви, взыскующей заблудших. Блюдитесь противного, - да не будете ненаказанно оставлены на жертву собственных страстей ваших! Горе грешнику, отвергнутому Моею благодатью!
Скажите, братие мои, что противурещи, если Господь возглаголет к нам сим гласом суда и прещения? Древние Израильтяне в подобном случае могли указать, по крайней мере, на приверженность свою к обычаям своих предков, на усердие ко храму Иерусалимскому, на множество жертв, ими приносимых, на посты и празднества свои. Мы что речем и на что укажем? Святые обычаи предков или преданы у нас совершенному забвению, или служат предметом глумления и пересудов неразумных; храмы наши, если и посещаются нами изредка, то большею частью не для молитвы, а из одного приличия, и видят в нас не грешников кающихся, а людей надменных своею породою и богатством, видимо готовых, если б было возможно, вступить в прю с Самим Господом храма, так что для славы селения Его должно желать иногда не присутствия, а отсутствия нашего. Жертвы наши Богу - где они? Твердим, что Господу надобно приносить в жертву свое сердце, и под сим предлогом в продолжение целого года не употребим во славу имени Его и единого пенязя, расточая в то же время сотни и тысячи, стоившие пота и слез подручным нашим, на безумные прихоти, на игры и увеселения. О постах наших, думаю, и вы не присоветуете упоминать пред Господом, ибо они давно не существуют для многих из нас. Что же рещи? Не указать ли на наше умение жить в свете и ловкость в обращении, на нашу способность перенимать все иноземное, будь оно самое безрассудное? Не упомянуть ли разве о том, как мы умудрились чужое делать своим, сокрывать самую очевидную истину в неправде, наводить подозрение и там, где вовсе нет его, ставить брату сети и невинности соблазны? Но, увы, Господь давно видит все сие! За сие-то, без сомнения, и лишены мы Его благословения, и можем подлежать еще большим бедствиям, если не очувствуемся по случаю зол, нас обышедших, и не обратимся на путь истины и правды.
Что же нам делать, и что рещи? Остается возопить с пророком: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9; 7). Остается признаться и исповедать со Псалмопевцем: «благо» нам, «яко смирил еси» нас, да научимся «оправданием твоим» (Пс. 118; 17). Остается, наконец, поступить так, как поступили некогда Ниневитяне. Они были подобные нам грешники, но когда пророк изрек им гнев от лица Божия, то смиренно признав неправды свои, тотчас облеклись все во вретище, посыпали пеплом главу, заповедали пост и обратились к молитве. За такое смирение, несмотря на множество грехов, Господь услышал их: Ниневия спаслась от неминуемой погибели. Облечемся и мы, если не во вретище и пепел, то в смирение и исповедание грехов своих; отложим роскошь и прихоти и, призвав на помощь Матерь Божию и святых угодников, станем пред сим престолом и речем из глубины души: "Господи и Владыко живота нашего, Судие праведный и милостивый, буди благословенно имя Твое! Благодарим Тебя, что Ты не забываешь нас, чад строптивых и развращенных, и хотя страшным гласом огня, но продолжаешь глаголать к нам, да престанем от грехов наших. Еже навел еси на нас, судом и правдою навел еси. Смиренно исповедуем, что мы беззакониями и нераскаянностью своею заслужили стократ большего прещения и казней. Но, Премилосердый, наказав ожесточенных, пощади кающихся; явив грозную десницу, покажи и милующую! Отныне мы не будем более раболепствовать страстям нашим; и как служили миру и похотям греховным, так послужим Тебе, нашему Владыке и Создателю. В домах и жилищах наших не будет прежней нечистоты и похотей несмысленных; на торжищах наших не услышатся более крамолы и лукавства; места увеселений не отвлекут нас от храмов Твоих; не пойдем более в судилища для притеснения невинных, а поспешим, напротив, в жилища нищеты для оказания помощи страждущим братиям нашим. Ей, Господи, точию благодать Твоя да не отступит от нас, а мы, помилованные, употребим все силы и средства наши, да не явимся недостойны милосердия Твоего!"
С сею молитвою, братие мои, если она будет происходить от сердца чистого, мы, хотя и грешники, можем стать пред престолом Небесного Владыки с надеждою быть услышаны. Ибо чего ищет Господь наш, и благословляя нас дарами счастья, и посещая жезлом гнева Своего, как теперь? Ищет единого: да воспрянем от сна греховного, да обратимся к Нему и начнем соделывать дело нашего спасения. Посему, если мы обратим лицо свое ко Господу, и докажем истину обращения делами благими - исправлением наших нравов и жизни, то и Господь не умедлит обратить Лица Своего к нам, и возглаголать гласом, пресецающим «пламень огня», нас обышедшего. Да услышат же сие все и не сущие теперь с нами здесь жители града нашего! Да поспешат оградить домы свои не стражею, токмо внешнею, а прежде и паче всего молитвою, покаянием и благотворительностью к бедным! Да приложат попечение истребить в домах своих не только все, могущее служить пищею и возбуждением для огня вещественного, но и то, от чего возгорается огнь страстей, что служит предметом гнева Небесного! Мы еще только боимся опасности и потерь; а некоторые уже понесли ее, и, может быть, не имеют никакой собственности, кроме не охладевшего еще пепла. Да обрящут таковые пособие у имущих и могущих преложить плач их в радость! Это будет наилучшею порукою нашего покаяния пред Богом и вместе вернейшим средством преложить ко всем нам гнев Божий на милость. Ибо милость Небесная ничем так благонадежно не привлекается, и так прочно не сохраняется, как молитвою, смирением и милосердием к бедным. Аминь.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |