Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология 6 страница




- Социальная – состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий; Группы людей формируются по их месту в экономической жизни, по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам.

- Политическая – включает в себя государство, политические учреждения и организации, политические отношения и связи, политические нормы. Основой политической системы является власть.

- Духовная – включает в себя идеологию, образование, науку, культуру, религию, искусство, мораль.

4. Природа (в широком смысле) - весь мир в целом, во всем бесконечном многообразии его проявлении.

Природа (в узком смысле) - естественная среда обитания человека, среда социальной системы.

5. Три уровня рассмотрения общества:

А. Социально-философский – модели общества: - формационная, цивилизационная, стадиальная, циклическая. Локальная, глобальная;

Б.Историко-типологический – традиционное, индустриальное, постиндустриальное; цивилизации западные и восточные;

В. Конкретно-исторический - такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.

6. Традиционное общество – этап, общественный уклад, который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Признаки:

- традиционная экономика

- преобладание аграрного уклада;

- зависимость от природы;

- стабильность структуры;

- сословная организация;

- низкая мобильность;

- высокая смертность;

- низкая ожидаемая продолжительность жизни.

7. Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации. Вырастает из традиционного общества. Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

8. Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Австралия (69 % ВВП, 2003 год), Япония (67,7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год), Россия (58 % ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена.

9. Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (земледелию и скотоводству). Переход к традиционному обществу.

10. Промышленная революция - 1.Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. 2.Производство машин, производящих машины. Переход к индустриальному обществу.

11. Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок, коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология.

Современный этап НТР – иинформационная революция.

12. Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

13. Субъекты исторического процесса – индивиды, социальные общности, организации, великие личности.

14. Прогресс - (от лат. progressus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Критерием прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

15. Регресс - (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

16. Революция - (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции.

17. Эволюция — постепенное, необратимое и направленное историческое развитие общества. Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа.

18. Модернизация

1.изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

2. макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу

 

Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трёх различных значениях:

1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;

2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный (непрерывный) процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

19. Реформы – властное действие, преобразование, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности, при сохранении существующего общественного строя. Реформа является внешним проявлением эволюции.

20. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

21. Антиглобализм - политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

22. Глобальные проблемы – (globysterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации. Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. Выделяют экономические, политические, экологические, демографические.

Причины возникновения глобальных проблем:

1. резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

2. отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;

3. усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами;

4. создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

5. рост населения прежде всего в развивающихся странах

6. отрицательные последствия НТР

23. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп.

24. Социальные связи - представляют собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

25. Общественно-экономическая формация — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.

26. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) - одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.

27. Социальные институты - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Существуют политические, экономические, социальные и социальные институты в духовной сфере.

Функции социальных институтов:

- удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества –

- социализация людей - усвоение культурных норм и социальных ролей -

 

1. Общество — в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Современные исследователи выделяют: традиционные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества.

2. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

 

3. Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

 

4. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

 

Модернизация – переход от одного типа общества к другому. Характеризуется масштабными изменениями во всех сферах жизни общества.

 

5. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни (критериями деления общества выступает: доход, уровень образования, наличие или отсутствие доступа к власти, а также престиж профессии. В соответствии с этими критериями выделяют высший, средний и низший классы).

 

6. Высший класс отличается высоким уровнем благосостояния и власти.

 

7. Средний класс – образуется пестрым конгломератом большого числа социальных групп.

 

8. Низший класс – включает в себя людей, занятых на наиболее низкооплачиваемых и наименее привлекательных местах.

 

9. Социальная мобильность – изменение индивидом или социальной группой своего социального статуса: переход из одной социальной страты в другую.

 

Выделяют вертикальную/горизонтальную, межпоколенческую/внутрипоколенческую и географическую мобильность.

 

10. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса (автомеханик становится директором завода – пример восходящей мобильности; если же автомеханик становится мусорщиком – это уже пример нисходящей мобильности).

 

11. Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к понижению или повышению социального статуса (напр. смена гражданства).

 

12. Межпоколенческая мобильностьповышение или понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку чем их родители (сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, сын профессора работает слесарем – сантехником – нисходящая).

 

13. Внутрипоколенческая мобильность – относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, несколько раз меняет свои социальные позиции (социальная карьера).

 

14. Географическая мобильность подразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

 

 

15. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

 

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни индивида. Выделяют первичную социализацию (этап младенческого возраста), вторичную социализацию (этап, совпадающий с получением формального образования), социализацию зрелости (этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи) и социализацию старости (этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца»).

 

16. Отклоняющееся поведение (девиация) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Отклонения могут носить самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении, художники-новаторы и т.д.). Девиация грозит нарушением стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Выделяют индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные, культурно одобряемые и осуждаемые.

 

17. Социальный контроль – процесс с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется отклоняющееся (девиантное) поведение и поддерживается социальная стабильность.

 

18. Социальные нормы - образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Социальные нормы основываются на привычках, обычаях, традициях и законах.

 

19. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы подразделяют на первичные и вторичные.

 

20. Под первичными группами понимаются группы, состоящие из двух или более человек, имеющих непосредственные, личные, тесные эмоциональные взаимосвязи друг с другом.

 

21. Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшиеся вместе для достижения некой конкретной практической цели.

 

22. Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Семья – специфическое образование, малая социальная группа и социальный институт одновременно.

 

23. Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова­ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со­циальной роли.

Статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статус – положение человека в обществе.

Выделяют два основных вида социального статуса: личный и социальный.

Личным статусом называется положение человека, которое он занимает в так называемой малой или первичной группе в зависимости от того, как в ней оценивают его индивидуальные качества.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанные с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение, ко второй – профессия, образование и др.

Социальный статус личности оказывает влияние на поведение человека. Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

 

24. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

 

25. Социальная роль — это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со­вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле­вым набором.

 

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас­пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде­ляются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту­пает в определенный конфликт с обществом.

 

26. Страта – совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве.

 

27. Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Является неотъемлемой частью бытия, источником происходящих в обществе изменений.

 

28. Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.