Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Методология, методика и техника социологического исследования




На втором этапе (вторая половина 80-х гг. –90-е гг Х1Х в.) развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Представителями антипозитивизма были Б.А. Кистяковский, П.И. Новогородцев, Л.И. Петражицкий.

Первоначально необходимо было собрать эмпирический материал, который позволял понять и решить такие задачи как борьба с преступностью, безработицей, нищетой, неграмотностью и т.д. По этой причине первоначально до 40-х гг. ХХ в. в социологии преобладало эмпирическое направление. Конкретным выражением этого направления стала Чикагская школа эмпирической социологии в США.

Однако по мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Поэтому в 50-60-е гг. ХХ в. в социологии возобладало фундаментальное направление (функционализм, конфликтология, феноменология и т.д.).

Эмпирическая социология представлена различными школами и направлениями. Целью данных исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Возникала потребность интерпретировать собранный фактический материал.

В 30-е гг. ХХ в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. По мнению американского социолога Джорджа Мида необходимо рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия). По Миду, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.

Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое, которое объясняет общественные явления психическими факторами, действиями сознания. Основоположником психологического направления в социологии является Габриель Тард (1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Автор теории инстинктов Мак-Дугалл объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как «наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует». Мак-Дугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения, подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо). Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д.(этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).

Одним из наиболее плодотворных вариантов классификаций направлений современной академической социологии был предложен шведским социологом П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из предмета общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К этой традиции относятся, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонса) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объективную социологическую теорию. К ним относят такие направления как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (например, неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

4. Социология в России и Казахстане. Русская дореволюционная социологическая мысль, еще не изученная до конца и не по достоинству не оцененная, начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. Идеи О. Конта были изучены в России: передовая интеллигенция тянулась ко всему новому.

На первом этапе (60-80-е гг. Х1Х в.) в русской социологии доминировал позитивизм. Позитивизм привлекал не только научным, но и социальным пафосом – желанием переделать общество на строго научных основах. Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовала земская статистика – опросы крестьян, изучение их хозяйственного уклада и образа жизни. На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.

Позитивистская социология была представлена в России различными направлениями: географическая школа (Л.И. Мечников), органицизм (А.И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н.И. Кареев, С. Н. Южаков)

Третий этап развития русской социологии ограничен первыми десятилетиями ХХ в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая и др.). Це нтральной темой их исследования стали структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, необходимо назвать Питирима Сорокина (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – беспрецедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927 г.) признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Автор рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Ко второй половине 20-х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. В духовной области прочно утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. Тем не менее, 20-е гг. дали замечательных мыслителей – выдающегося экономиста и социалиста в сфере экономической социологии Н.Д. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А.К. Гастева, замечательного ученого С.Г. Струмилина, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджета времени. Все это люди с мировым именем.

Первые попытки возрождения социологии в России были предприняты в 60-е годы. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А. Г. Здравомыслова. Ю.В. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и другим в стране расширились масштабы социологических исследований. Предметом их были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. 6 июня 1989г. в МГУ был открыт первый социологический факультет в СССР. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические исследования» - в рамках «круглых столов» и в специально созданной рубрике «Кафедра».

Социальные идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к самой древности. История развития социологии в Казахстане в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-социальных исследований недалекого будущего. Социальная жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану. Одним из видных мыслителей своего времени является Жусуп Баласагуни, который жил в Х1 в. во времена расцвета караханидов. Баласагуни большое внимание уделяет вопросам, способам и методам управления. Государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.

Другим социальным философом периода расцвета караханидского каганата является Махмут Кашгари, который акцентирует внимание на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни.

Большое влияние на формирование социальных взглядов казахской интеллигенции сыграл присоединение Казахстана к России в 30-40 –е годы ХУ111 в. Среди европейски образованных ученых особо блистают имена Ч. Валиханова, С. Бабаджанова, И. Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая. После революции 1917 года в России происходит и размежевание в социальных взглядах казахской интеллигенции. Казахская либерально-демократической интеллигенция представлена в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др.

В настоящее время в нашей стране состоялась институционализация социологии. В ведущих вузах Казахстана открыты кафедры и подготовлены сотни специалистов. В последние десять лет защищено несколько десятков докторских и кандидатских диссертаций. Открылся ряд частных исследовательских структур. Произошла определенная дифференциация отраслей социологии. Значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли такие ученые как М. Аженов, Г. Акмагамбетов, Н. Аитов, И. Айтимбет, Б. Бектурганова, К. Биекенов, К. Габдуллина, Л. Гуревич, С. Жусупов, С. Оспанов, А. Рогачев, А. Рузанов, З. Шпукенова и другие.

Спецификой развития социологии в нашей стране является то, что на первом этапе ею занимались в основном специалисты в области социальной философии. Это отражало общее состояние в бывшем СССР. Потребность в серьезной теоретической разработке таких важнейших соцйиологических проблем, как социальная структура общества, этнические отношения, механизмы самоидентификации, культурная фрагментация общества, бедность и транзитность весьма велика. Именно теории среднего уровня остаются слабым местом казахстанской социологии. Создана Ассоциация социологов Казахстана, целью которой является: 1. интеграция в международные социологические структуры; 2. создание учебных пособий по социологии; 3. поддержка молодых социологов; 4. знакомство широкой аудитории с современной социологической мыслью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.