Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменная работа № 2




Тема: ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ЗВУКОВ

Цель: закрепить знания о системе гласных и согласных звуков и выработать умение анализировать их в речевом потоке с учетом законов их позиционных изменений.

Задание: в тексте транскрипции к лабораторной работе № 1 найти все случаи позиционной мены согласных и гласных звуков; выполняйте строго по образцу.

Методика выполнения:

1. Найдите звуки в слабых позициях (для гласных звуков (ГЗ)– все безударные позиции являются слабыми); для согласных звуков (СЗ) – 1) конец слова; 2) шумный СЗ в позиции перед шумным СЗ; 3) СЗ в позиции перед гласным ’Э и его позиционными вариантами; 4) взрывные СЗ (д, т) в позиции перед аффрикатами (ц,ч); 5) свистящие СЗ (з,с) в позиции перед шипящими СЗ (ч, ш, щ, ж).

2. Определите морфему, в которой находится проверяемый звук.

3. Проверяемый звук поставьте в сильную позицию в пределах той же самой морфемы. Помните, что проверяемые ГЗ и СЗ в корне проверяются подбором однокоренных слов; в других морфемах проверка звуков в слабых позициях осуществляется подбором одноморфемных слов, где проверяемые звуки находятся в сильных позициях.

4. Сильной позицией для ГЗ является позиция под ударением.

5. Для СЗ существуют сильные позиции по глухости/звонкости и твердости/мягкости.

По глухости/звонкости сильными позициями являются следующие:

а) перед любым ГЗ; б) перед сонорными звуками (м,н,р,л); в) перед звуками в, j. (В этих позициях глухие и звонкие СЗ различаются ).

По твердости/мягкости сильными позициями являются следующие:

а) перед любым ГЗ, кроме звука ’Э и его вариантами; б) абсолютный конец слова. (В этих позициях твердые и мягкие СЗ различаются).

6. Если проверяемый звук нельзя поставить в сильную позицию в пределах данной морфемы, то его не следует брать для анализа.

7. Примеры должны быть на разные случаи позиционной мены. При выполнении задания пользуйтесь методикой нахождения п/мен звуков и используйте таблицу «Позиционная мена гласных звуков».

 

 

Образец выполнения задания:

Позиционная мена гласных и согласных звуков

 

Проверяемое слово Проверочное слово Какая позиционная мена произошла Объяснения
под сенью [ПΛ Т С’˙Э´˙Н’j°У] под окном [ПЪ Д ΛКН´°ОМ] [Д] // [Т] (п/м по глухости) Мена парного звонкого согласного [д] на глухой [т] перед глухим [с].
под сенью [П Λ ТС’˙Э´˙Н’j°У] под гору [П° О´ ДГЪР°У] [О] // [Λ] (1 степень редукции [О]) В первом предударном слоге ударный [о] заменился безударным [Λ].
в реке [ВР’Иэ К’ ˙Э´] река [Р’Иэ К А´] [К] // [К’] (п/м по мягкости) Мена твердого парного [к] на мягкий [к’] в положении перед гласным переднего ряда [˙э].
с шумом [ Ш Ш°У´МЪМ] с окном [ С ΛКН°О´М] [С] // [Ш] (п/м по месту образования) Мена зубного «свистящего» [с] на передненебный «шипящий» [ш] в положении перед «шипящим».
попутчик [ПΛП°У´˙ Ч ЧИК] попутный [ПΛП°У´ Т НЫЙ] [Т] // [Ч] (п/м по способу образования) Мена взрывного [т] на аффрикату [ч] в положении перед [ч].
отдать [Λ Д ДА´˙Т’]   отмерить [Λ Т М’˙Э´˙Р’ИТ’] [Т] // [Д] (п/м по звонкости) Мена парного глухого согласного [т] на звонкий [д] перед звонким.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.