Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные словоформы для анализа




Солнце, эксперт, грейдер, шажок, сливочный, лавровый, брызжет


Тематический коллоквиум

Тема коллоквиума №1

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

Вопросы подготовки:

1. Исходные положения Московской и Санкт-Петербургской фонологических школ.

2. Принципы выделения фонемы в фонологических школах.

3. Основные расхождения в понимании сущности фонемы.

4. Связь Пражской фонологической школы с русскими фонологическими школами.

5. Основные понятия фонологии в Пражской фонологической школе.

6. Самостоятельно подготовить сводную таблицу различий между русскими фонологическими школами.

 

Дополнительная литература:

1. Реформатский А.А. очерки по фонологии, морфофонологии и морфологии. – М.,1979.

2. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М.,1960; 2-е изд. – М.,2000.

 

Тема коллоквиума №2

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ГРАФИКИ.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. ПРОГРНОЗЫ

Вопросы подготовки:

1. Из истории русской графики.

2. Проблемы современной орфографии.

3. Новый орфографический словарь.

4. Проект новой реформы орфографии.

Самостоятельно подготовить тезисный конспект всех вопросов плана.

 

Дополнительная литература:

1.Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л., 1987.

2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М.,1965.

3. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Л., 1983.

 

Тема коллоквиума №3

ПРЕПОДАВАНИЕ ФОНЕТИКИ В ШКОЛЕ

 

Вопросы подготовки:

1. Проанализируйте материал школьных учебников, обращая внимание на следующие вопросы:

1) Какой принцип орфографии считается главным?

2) Каков план фонетического разбора?

2. Подготовьте различные задания для школьников по данному разделу.

 

Школьные учебники по русскому языку:

1. Школьный учебник по русскому языку для учащихся 5-го класса под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М., 2001. - С.56-62, 174-184.

2. Школьный учебник по русскому языку для учащихся 5-го класса под ред М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

3. Школьный учебник русского языка под ред. В.В.Бабайцевой и Е.И. Никитиной


ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контрольная работа №1

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Выполнить практические задания:

1. Затранскрибировать текст.

2. Определить фонетические процессы гласных звуков:

– позиционные;

– комбинаторные.

3. Определить фонетические процессы согласных звуков:

– позиционные;

– комбинаторные.

4.Проиллюстрируйте отличие перекрёстной мены гласных и согласных звуков от параллельной.

5. С какими фонетическими процессами связаны позиционные изменения гласных и согласных звуков?

6. В выделенном слове дайте полную характеристику всех звуков.

 

Образец раздаточного материала:

О, наша жизнь, где верны лишь утраты,

Где милому мгновенье лишь дано.

Где скорбь без крыл, а радости крылаты

И где навек минувшее одно…(В.А. Жуковский

Контрольная работа №2

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ И ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Выполнить практические задания:

Практические задания

1. Затранскрибировать данный для анализа текст фонетической транскрипцией.

2. Определить сильные и слабые позиции звуковых единиц в первом предложении текста. Записать одно слово фонологической транскрипцией.

А) звуковые процессы в области гласных: качественная полная редукция, качественная частичная редукция, количественная редукция, аккомодация (переход И в Ы, изменение переднерядных гласных, изменение непереднерядных гласных);

Б) звуковые процессы в области согласных: ассимиляция по глухости; ассимиляция по звонкости; полная ассимиляция (по месту образования, по способу образования); ассимиляция по мягкости; оглушение звонкого согласного звука на конце слова, упрощение групп согласных, сокращение одинаковых согласных, диссимиляция, диэреза, эпинтеза, протеза, гаплология, аккомодация (лабиализация согласного, смягчение парного шумного согласного).

3. Выделить примеры исторических чередований звуков в тексте.

4. Составить фонемные ряды гласных и согласных звуков (не менее двух).

5. Указать особенности произношения слов в тексте в соответствии с действующими орфоэпическими нормами.

6. Выписать из текста слова с твердым / мягким знаками, охарактеризовать их функции в слове.

7. Выписать из текста слова с различными орфограммами, указать принципы их написания (не менее 4).

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р

Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья, - эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, и, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать (А.Ким).

1. [он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó ˙ б’ьнъjь състΛjá ˙ н’иjь / кΛгдá кáжъцъ / шт˚ó жы · ´з’н’ вΛзм˚óжнъ б’Иэсфс’ · áкъвъ ш’äс’т’jь ú · л’и н’Иэщäс’т’jь// э · ´т’и пΛн’äт’иjь фтΛк’ǘjь м’ин ˚ ýты кáж ˚ уцъ н’ьс ˚ ущ’Иэств ˚ ýj ˚ ущ’им’и / и х ˚ ó ˙ д’ г ˚ óлъв ˚ у р ˚ уб’ ˙ ú / с’Иэч’ ˙ áс х ˚ ó ˙ ч’ьцъ л’ ˙ ú ш ръс’т’Иэн ˚ ýцъ нъ з’Иэмл’ ˙ э´ / и спá ˙ т’ / слáткъ спá ˙ т’ //].

2. ВПОЛОВИНУ - [ФПЪЛΛВ’И´Н˚У]

[Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой;

[П] - согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой;

[Ъ] – гласный, редуцированный, ср. ряда, ср. подъема;

[Л] – согласный, зубной, смычно-проходной (боковой), твердый, сонорный;

[Λ] – гласный, безударный, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный;

[В’] – согласный, губно-зубной, щелевой, мягкий, звонкий;

[И] – гласный ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный;

[Н˚ ] – согласный зубной, смычно-проходной (носовой), твердый, сонорный, лабиализованный;

[У] – гласный безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный

 

3. Сильные и слабые позиции звуков в тексте (знаком «+» отметить сильные позиции, знаком «-» слабые позиции).

 

[он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь //]

+- +-++ - ++-+ - - + + -+ + - - +-- - +- -+-++ + ---

 

4. А) Фонетические явления в области гласных:

 

а ) качественная редукция:

1) [э] // [Иэ ] // [ь] – [нъ з’ Иэ мл’˙э]–[з’˙ э´ мл’и]; [б’ Иэ сфс’˙áкъвъ]-[б’˙ э´ згъд˚у];

2) [о] // [Λ] // [ъ] – [п ъ гр˚ужáлсъ]-[п˚ ó бък˚у];[г˚óл ъ в˚у]- [гΛл˚ óв к˚у]; [п Λ н’äт’иjь]-[п˚ ó ˙н’ьт];

3) [’а] // [ Иэ ] // [ь] – [ръс’т’ Иэн ˚ýцъ]-[рΛс’т ’äн ’ьт];

4) [а] // [Λ] // [ъ] – [ н ъ з’Иэмл’˙э´]-[н á пъл].

б) количественная редукция:

1) [у´] // [у] - [пъгр ˚у жáлсъ]-[гр ˚у´ c]; [г˚óлъв˚ у ]-[стрΛн˚ у ´];

 

в) аккомодация (артикуляционное изменение непереднерядных ударных гласных под влиянием мягких согласных): [Λс˚ ó˙ б’ьнъjь], [състΛj á˙ н’иjь], [ш’ ä с’т’jь], [пΛн’ ä т’иjь], [фтΛк’ ǘ jь], [нъ з’Иэмл’ ˙э´ ] [ж ы˙´ з’н’].

 

Б) Фонетические явления в области согласных:

а) ассимиляция по глухости:

1) [в] // [ф] - [ ф т˚ó] [ в л’э´с]; [ ф тΛк’ǘjь] [ в м˚ ó˙р’ь]; 2) [з] // [с] - [б’Иэ с фс’˙áкъвъ] [б’Иэ з ó ˙з’ьръ]; 3) [д] // [т] - [слá т къ]-[сл á д ък];

б) ассимиляция по звонкости:

[т’] // [д’] - [х˚ó ˙д’ г˚óлъв˚у]-[хΛ т’˙ á];

в) ассимилятивное смягчение согласных:

[жы ˙´з’ н’], [н’Иэщä с’ т’jь], [ръ с’ т’Иэн˚ýцъ];

г)аккомодация согласных звуков(лабиализация):

т˚ ó], [пъг р˚ ужáлсъ], [Λ с˚ ó˙б’ьнъjь], [вΛз м˚ óжнъ], [м’и н˚ ýты];

ж)аккомодация твредых парных согласных (смягчение):

[л’] // [л] - [нъ з’Иэм л’ ˙э´]-[з’Иэм л’˙ á];

д) диссимиляция:

[ч] // [ш] - [ ш т˚ó] [ ч’ Иэв˚ó];

е) упрощение групп согласных:

[Λс˚ó˙б’ь н ъjь], [кáжъ ц ъ], [х˚ó˙ч’ь ц ъ], [ръс’т’Иэн˚ý ц ъ];

з) диэреза: [с’Иэч’˙áс].

 

5. Примеры исторических чередований: погру ж ался – гру з ить (ж//г); ка ж ется - ка з ался (з//ж); г оло ву – г ла ва (-оло-//-ла-); хо ч ется – хотение (т//ч); с ла дко – с оло делый (-ла-//-оло-).

7. Характеристика орфоэпических норм:

 

а) в области гласных звуков в безударных позициях в соответствие с нормами литературного языка наблюдается:

1) после твердых согласных «аканье», например, [с ъ ст Λ˙ н’иjь], [в Λ зм˚óжн ъ ], [п Λ н’äт’иj ь ] и др.;

2) после мягких согласных «иканье», например, [б’ Иэ сфс’ ˙ áкъвъ], [н’ Иэ щäс’т’jь], [н’ ь с˚ущ’ Иэ ств˚ýj˚ущ’им’и], [ръс’т’ Иэ н˚ýцъ], [с’ Иэ- ч’ ˙ áс], [з’ Иэ мл’˙э];

б) в области согласных звуков:

1) сочетание букв СЧ по старомосковской норме произносится как [щ], в этой позиции допускается вариант [щч] ([ щ ’äс’т’jь], [н’Иэ щ äс’т’jь]);

2) в окончаниях прилагательных, местоимений сочетания –ЕГО (-ОГО) произносится со звуком [в], например, [б’Иэсфс’ ˙ áкъ в ъ];

3) сочетание букв ЧТ произносится как [шт] ([шт˚ó]);

4) возвратная частица -СЯ в глагольных формах произносится как [съ], допускается вариант [c’ь] ([пъгр˚ужáлсъ]);

5) на месте двух одинаковых букв в слове «особенное» произносится короткий звук [н].

 

7. Функции букв «твердый знак» и «мягкий знак» в тексте.

а) функция смягчения (жизн ь, хот ь, спат ь);

б) разделительная (предупредительная) функция (счаст ь я, несчаст ь я);

в) грамматическая функция (лиш ь - частица).

 

9. Орфографический анализ слов.

1) р ас т я нуться – а) р ас - - правописание согласной буквы на конце приставок (ра з -(ра с -) и правописание гласной в приставках р о с-(р а с-); р о з-(р а з-) основано на фонетическом принципе написания; б) правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (-рас тя жка-) соответствует морфологическому принципу с опорой на фонематический;

2) гол о ва – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (гол о вка) – морфологический принцип с опорой на фонематический;

3) на з е мле – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (з е мли) – морфологический принцип с опорой на фонематический;

4) сла д к о – а) правописание проверяемых согласных букв в корне (сла д ок); б) правописание гласной буквы на конце наречия (хорош о) – морфологический принцип написания с опорой на фонематический;

5) о собенно, в о зможно – правописание непроверяемых гласных букв в корне слова – традиционный принцип написания.

 

3.2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - экзамен,

1) включающий ответы на два теоретических вопроса;

2) практическое задание предполагает анализ языкового материала, состоящего из выполнения следующих заданий:

- фонетическая и фонемная транскрипция,

- характеристика звуков и описание их артикуляции,

- составление фонемных рядов,

- нахождение и описание позиционных чередований,

- определение принципов написания орфограмм,

- деление слова на слоги и для переноса, построение схемы слогораздела, обоснования деления,

- определение основного и второстепенного звукового значение букв в слове,

- определение способа обозначения на письме мягкости-твердости согласных и звука «йот»,

- определение орфоэпических норм в произношении данных слов и их возможные варианты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.