Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть




Список використаної літератури.

Висновок.

1. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року. – К.: Велес, 2008. – 48с.

2. Податковий кодекс України // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2011 ст 340

3. Закон України "Про систему оподаткування" // ВВР України. –1997. – №16. – Ст. 119/

4. Воронова Л.К. Фінансове право України: Підручник. — К.: Прецедент; Моя книга, 2006. - 448 с.

5. Грачова Є.Ю. Фінансове право: Схеми і коментарі: Навчальний посібник. - 3-е изд., Испр. і доп. - М.: Юриспруденція, 2001. 445 c.

6. Гладченко А.О. Основи фінансового права. - М., 2004. 225. c.

7. “Державний фінансовий контроль: Субєкти фінансового контролю ” /Дорош Н.І. //Фінанси України - 1998 - №1 - с.47.

8. Зюнькін А.Г. Фінансове право: опорний конспект лекцій / МАУП. - К.: МАУП, 2001. – 254 с.

9. Навчальний посібник: “Державні фінанси України” /Василик О.Д.:. – К.: Вища шк., 1997. – 383 с.

10. Пацурківський П. С. Правові засади фінансової діяльності держави: проблеми методології. – Чернівці, 1997. – 286 с.

11. Підручник: “Фінанси” /Романенко О.Р. – К: Центр навчальної літератури. – 2003 – 312 с.

12. Підручник: “Фінансова діяльність підприємства”/Бан-Ф59 Дурка О.М., Коробов М.Я., Орлов П.І., Петрова К.Я. – 2-е вид., доповнене та перероблене – К: Либідь, 2003-384 с.

13. Підручник: “Теорія фінансів” /Василик О.Д.:. – К.: НІОС, 2000. – 416 с.

14. “ Суб’єкти фінансового права” /Бречко О.В. //Фінанси України – 2002 - №9 - с.150.

15. Фiнансове право Навч. посібник (За законодавством України) / За ред. Воронової Л.К. i Бекерської Д.А. – К.: Вентурi, 1995. 226 с.

16. Фінансове право: навч.посібник для студентів юрид.вузів та факультетів. - К.: Вентурі, 1995. - 272 с.

17. Фінансове право України: Навчальний посібник: За заг.ред. д.ю.н., проф. Шкарупи В.К.- Київ: „Істина", 2007. - 148 с

18. Фінансове право України: Навчальн. посібник / За заг. ред. Л.К. Воронової. – К.: Правова єдність, 2009. – 395 с.

 

 

Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассм. отрению и разрешению уголовных, гражданских.арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.

РФ Судебная Власть лишена нормотворческих полномочий. Судебная Власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Соответственно выделяются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, ВАС с системой арбитражныхсудов. Полномочия Судебная Власть подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться (в соответствии с Конституцией РФ) только судом. В осуществлении Судебная Власть кроме судей участвуютпривлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели. Судебная Власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ФКЗ РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").Основная функция Судебная Власть - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия Судебная Власть может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Возможно создание единого органа Судебная Власть, объединяющего и возглавляющего суды трех судебных систем (конституционные и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Одна из важнейших задач Судебная Власть - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля.Воинов А.Д.

Конституция

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

8: «Суд как орган судебной власти».

Ответ:Согласно ч. 1 ст.1 Закона о статусе судей судебная власть «принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа». Следовательно, под судом как органом, осуществляющим судебную власть, следует понимать только тот состав судей, который осуществляет судопроизводство по конкретному делу.

При производстве по конкретному делу понятие «суд» показывает:

ü Какой уровень судебных органов рассматривал данное дело: районный суд, областной (краевой суд) и т.п.

ü На какой территории происходило судопроизводство: например, Московский областной суд;

ü Тех судей, которые входили в состав суда по данному делу, с указанием их процессуального положения, например: «Промышленный районный суд г. Энска в составе председательствующего судьи Иванова А.П.»

Организационной формой, обеспечивающей осуществление судебной власти, являются суды как особые государственные органы, в состав которых входят прежде всего судьи как носители судебной власти, а также вспомогательные службы или аппарат суда (администраторы суда, канцелярия, секретари судебных заседаний, архив). Следует различать суды, являющиеся государственными органами, и иные квазисудебные органы, также носящие название «суд» (третейские суды, суды чести, суд по информационным спорам).

Ряд законодательных актов регулирует порядок образования, организацию деятельности, структуру и состав судов, место каждого в системе судебных органов государства. Так, в Конституции РФ указано, что судебная система РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом и создание чрезвычайных судов не допускается (ч.3, чт.118). Основным федеральным конституционным законом, устанавливающим судебную систему, является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В РФ действует множество судов, каждый из которых обеспечивает осуществление судебной власти только в пределах своей компетенции и рассмотрение только тех дел, которые отнесены к его подсудности законом. Каждый суд действует на определенной территории, что отражается и в соответствующем название суда. Для успешного, своевременного и качественного осуществления судопроизводства судам как государственным органам создаются определенные организационные и материально-технические условия. Судам предоставляются обособленные здания, пригодные для осуществления судопроизводства, на которых устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации.

9 «Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности».

Ответ:Конституция России указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в ч.1 ст. 4 также подчёркивает:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.

 

Конституция Российской Федерации всё же устанавливает общие принципы, по которым оно должно было бы осуществляться.

 

Признаки:

· Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).

· Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

· Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

· Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

· Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

· Система демократических принципов реализации правосудия.

· Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

· Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

· Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.

· Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

· Равенство всех перед законом и судом.

· Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично

· Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

· Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

· Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

· Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

· Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.

· Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

· Участие граждан в осуществлении правосудия.

 

10: «Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство»».

Ответ: Понятие «правосудие» и «судебная власть» близки по своему значению, но не являются идентичными. Содержание понятия «судебная власть» шире по своему объему, чем понятие «правосудие». Судебную власть принято рассматривать с позиций конституционного принципа разделения властей как одну из ветвей единой государственной власти. Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

Признаки судебной власти:

Ø судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

Ø судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами; исключительность судебной власти - признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

Ø независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

Судебная власть осуществляется только судом. Суд - это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Осуществление правосудия – это исключительная прерогатива суда.Органы судебной власти РФ, осуществляя свою основную функцию – правосудие, обязаны руководствоваться определенными принципами, вытекающими из природы демократического общества. Демократические принципы правосудия получили свое нормативно- правовое закрепление в Конституции РФ, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде РФ, Законе о статусе судей, Законе о мировых судьях и иных законах федерального и регионального уровня.

Конституционные принципы правосудия характеризуются следующими чертами:

Ø они имеют общеобязательный, императивный характер. Нарушение конституционных норм-принципов может повлечь применение мер юридической ответственности по отношению к нарушителю;

Ø принципы существуют в общей форме. Они посвящены основным направлениям деятельности органов судебной власти;

Ø конституционные принципы правосудия способствуют объединению всех остальных норм и институтов, связанных с осуществлением судебной власти, в единую систему.

Таким образом, конституционные принципы правосудия представляют собой существующие в общей форме, обязательные для исполнения всеми субъектами общие начала, регулирующие наиболее важные вопросы, связанные с осуществлением правосудия.

Понятие «судопроизводства» -установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки, судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Общепринятые демократические принципы судопроизводства: равенство всех граждан перед законом, публичность судопроизводства, его гласность, обеспечение права на защиту, национальный язык судопроизводства (для лиц, не владеющих этим языком, обеспечиваются переводчик судебный и право выступать в суде на родном языке).

Виды судопроизводства.

Судопроизводство подразделяется:

Ø Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

Ø Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Ø Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Ø Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

11: «Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система».

Ответ: Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ). Никакие другие органы государственной власти не вправе вторгаться в пределы компетенции суда. Принципы правосудия должны объективно отражать уровень общественного развития государства, сложившиеся культурные, нравственные и правовые традиции. В принципах находят закрепленные, как правило, наиболее прогрессивные и передовые идеи, отличающиеся высоким нравственным потенциалом – общественный характер.

Наиболее общий и руководящий характер как признак, отличающий принципы правосудия от иных норм, проявляется в том, что по своему содержанию каждый из принципов и вся их система в целом закрепляют нормы наиболее общего характера. Это определенного рода стандарты, нуждающиеся в конкретизации через иные более частные и конкретные нормы. Пример реализации принципа: «Каждому гарантируется право на судебную защиту». Нормативное значение принципов правосудия и возможность их прямого действия обусловлены тем, что все принципы получают законодательное оформление как правовые нормы. Они закрепляются, прежде всего, в Конституции РФ, затем получают закрепление и конкретизацию в иных законодательных актах, например, в Законе о статусе судей, в УПК РФ, в ГПК РФ. Все принципы правосудия образуют целостную и взаимосвязанную систему. Действие одного принципа, как правило, предопределяет другие принципы обусловлено каждым из них. Например, принцип презумпции невиновности обусловлен принципами признания и гарантированности прав и основных свобод человека и гражданина, охраны государством достоинства личности.

Слово «принцип» производное от латинского principium, означающие «первоначально». В русском языке это слово употребляется в нескольких значениях: как основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения или теоретической программы; как убеждение, взгляд на вещи; как основная особенность в устройстве чего-нибудь.

Принципы правосудия – это основополагающие и руководящие правовые положения, в своей совокупности, объективно определяющие наиболее общую характеристику правосудия в государстве в данный исторический период, раскрывающие социальное назначение правосудия и показывающие уровень его демократичности.

Системный характер принципов правосудия позволяет сгруппировать их по определенным основаниям. Такими основаниями могут служить:

ü Источник закрепления того или иного принципа;

ü Содержание принципа;

По источнику закрепления можно выделить три группы принципов:

Ø Закрепленные в актах международного права, являющиеся общепризнанными принципами и нормами;

Ø Закрепленные в Конституции РФ;

Ø Закрепленные в специальных законодательных актах о судоустройстве или судопроизводстве;

Такая систематизация принципов правосудия позволяет оценить степень преемственности правового регулирования данного вопроса на разных уровнях. Она показывает соответствие положений Конституции РФ общепризнанным принципам и нормам международного права, а также соответствие федеральных конституционных и федеральных законов нормам Конституции РФ и международного права.

В зависимости от содержания того иного принципа можно выделить две основные группы принципов:

Ø Характеризующие судебную власть и осуществление правосудия;

Ø Характеризующие положения личности в государстве при осуществлении правосудия;

Среди наиболее важных отличительных признаков правосудия принято выделять следующие:

ü Осуществление судебной власти только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1 Закон о судебной системе);

ü Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции РФ);

ü Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч.2 чт.120 Конституции РФ);

ü Детальная регламентация порядка рассмотрения дел в суде действующим процессуальным законодательством;

ü Обеспечение исполнения решений судов возможностью применения мер государственного принуждения.

Вывод: Принципы правосудия – это, прежде всего некие исходные положения, определяющие основные, глубинные характеристики реализации судебной власти при осуществлении правосудия по различным делам. Эти основные положения отражают определенные правовые, политические, нравственные взгляды и убеждения общества и государства о том, каким должно быть правосудие.

ü Примеры принципов правосудия: равенство всех перед судом, равноправие сторон, состязательность, непосредственность судебного разбирательства, гласность судебного разбирательства.

 

12: «Принцип законности».

 

Ответ: В теоретико-правовом смысле законность представляет собой политико-правовое явление, направленное на совершенствование государственно-правовой формы организации общества посредством строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Содержание законности как конституционного принципа правосудия составляет точное и безусловное исполнение Конституции РФ и иных нормативно правовых актов всеми государственными (в том числе судебными) органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями и гражданами на территории Российской Федерации Принцип законности относится к числу универсальных, общеправовых начал. Его исполнение обязательно для всех субъектов права. Он декларируется в качестве руководящего положения в наиболее важных правовых источниках и распространяет свое действие на все отрасли юридической науки.

Данный принцип закрепляется как в процессуальных нормативных актах, так и в материальном законодательстве.

Например, в УПК РФ принципу законности посвящена ст.3. В ст. 2 ГПК РФ укрепление законности названо в числе наиболее важных задач гражданского судопроизводства. Согласно, ст. 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а так же соблюдением всеми судьями арбитражных правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В материальных нормативных правовых источниках также существует указание на необходимость соблюдения законности. Например, законность названа в ст. 3 УК РФ. Обеспечению законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения посвящена ст. 1.6 КоАП РФ.

Вывод: Рассматриваемый принцип занимает особое, ведущее место в ряду демократических начал, на которых основано правосудие. Все остальные принципы, выполняя свои специфические функции, в конечном итоге направлены на обеспечение законности в Российской Федерации.

13: «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия».

Ответ: Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия основан на положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта основополагающая идея развита во многих положениях Конституции РФ, международных правовых и иных законодательных актах. Указанные положения в совокупности образуют рассматриваемый принцип. Соблюдение этих положений обеспечивает осуществление правосудия во всех формах судопроизводства и по своей природе представляют правовые средства, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина.

В ч.1 ст.21 Конституции РФ записано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». В ч. 2 этой же статьи подчеркивается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению ли наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Указанное конституционное положение проявляется и конкретизируется во многих нормах отраслевого законодательства, регулирующих производство по гражданским и уголовным делам.

Нарушение правил, требующих уважения чести и достоинства личности, создает основание для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст.123.УПК РФ), а также предъявления гражданского иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда. Неприкосновенность личности как элемент рассматриваемого принципа правосудия означает недопустимость произвольного задержания, заключения под стражу и содержание под стражей.

Важнейшая гарантия неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве заключается в предоставлении права ограничения свободы гражданина только суду. Лишь для кратковременного задержания подозреваемого (на срок не более 48 часов) судебное решение не требуется. Рассматриваемы й принцип обеспечивает и надлежащие условия содержания под стражей. Согласно ст.25 Конституции РФ «жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, лили на основании судебного решения». Конституция РФ устанавливает, что каждый «имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ч.2 ст.23 Конституции РФ). Положения, гарантирующие тайну переписки, закреплены также в ст.13 УПК РФ, ст.15 Федерального закона от 24 июня 1994 г. №176-ФЗ «О почтовой связи». Этот элемент рассматриваемого принципа гарантирует не только неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, но и конфиденциальность сведений, распространяемых в служебных и иных общественных отношениях. Информация, полученная кем-либо снарушениям тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в судопроизводстве.

Таким образом, рассматриваемый принцип очерчивает пределы допустимых ограничений прав и свобод граждан в судопроизводстве и гарантирует их соблюдение государством в лице правоохранительных органов

14: «Осуществление правосудия только судом».

Ответ: Возможность осуществления правосудия только судом вытекает из содержания ч. 1 ст.118 Конституции РФ. Конституционные положения конкретизируются в Законе о судебной системе. В частности, в ч. 1 ст. 4 указанного Закона закреплено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Закона о судебной системе. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается.

Никакой иной орган публичной власти не вправе реализовывать основную функцию суда – отправление правосудия. В соответствии со ст. 5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. В непосредственной связи с рассматриваемым конституционным принципом находится принцип презумпции невиновности, характерный для уголовного и уголовно-процессуального права, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст.13 УПК РФ). Правила осуществления правосудия по делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства, закреплены в Законе о Конституционном Суде РФ о конституционных или уставных судах.

Итоговые решения суда, вступившие в законную силу, становятся обязательными для исполнения. Никакой другой орган или должностное лицо, не относящееся к органам судебной власти, не вправе отменить решение суда. Изменение или отмена акта правосудия – прерогатива вышестоящего суда по отношению к суду, вынесшему соответствующее решение. При этом законодательство в ряде случаев вообще не допускает пересмотра дела. В частности, в соответствии со ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ, решение Конституционного суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Принцип осуществления правосудия только судом тесно связан с другим демократическим началом – принципом независимости судей. Правовая регламентация данного принципа содержится в Конституции РФ, законах о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о статусе судей, а также в процессуальном законодательстве. Дополнительные гарантии независимости судей конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РФ могут быть установлены в региональном законодательстве.

Кроме того, независимому осуществлению правосудия в значительной мере способствует несменяемость судей, которая предполагает бессрочность пребывания судей федеральных судов в своей должности. Согласно, ст.14 Закона о судебной системе полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о статусе судей.

Вывод: Изложенное выше понимание суда в частности и рассматриваемого принципа в целом характерно для России в силу исторических (появление этого принципа связано с распространением в 20-х и 40-х, а так же в 50-х гг. XX в. в России практики применения особыми создаваемыми органами уголовного наказания к ни в чем не повинным гражданам) и законодательных традиций. Европейское понимание суда несколько отличается от российского, что необходимо учитывать в связи с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, Европейский суд по правам человека считает, что в целях реализации ч. 1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на справедливое судебное разбирательство) «суд не обязательно должен быть классическим судебным органом, включенным в обычные судебные структуры. Для обеспечения соблюдения ч. 1 ст. 6 важно установление как материальных, так и процессуальных гарантий». Под материальными гарантиями Европейский суд понимает наличие права возможности разрешать в предусмотренной законом процедуре любые вопросы, относящиеся к его компетенции. Процессуальные гарантии наиболее ярко выражены в следующей правовой позиции: «Заслуживает название суда орган, отвечающий ряду требований: независимость по отношению как к исполнительной власти, так и к сторонам в процессе, продолжительность мандата членов суда, гарантии судебной процедуры».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.