Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омск 2007 3 страница




Второй класс, класс макрополитических акторов, включает в себя пять видов: 1) государства; 2) подгруппы больших общностей (например, группировки государственной бюрократии); 3) транснациональные организации (ООН, НАТО и т. д.); 4) неуправляемая общественность (неограниченные массовые выступления больших групп людей по консъюмеристским, экологическим и другим проблемам) и, наконец, 5) движения, гораздо более организованные и мобилизованные, чем предыдущий актор, как, к примеру, студенческое, феминистское, антивоенное и прочие крупные объединения людей. При этом Д. Розенау считает «первичной» все же деятельность отдельных индивидов, которая объединяется как бы «вторичным» поведением макроагентов политических отношений.

Традиционно в отечественной литературе вопрос о соотношении «основных» и «производных» агентов политических отношений решается таким образом, что «первичными» субъектами политики выступают объек­тивно существующие основные социальные общности и еди­ницы (народ, классы, нации, народности, социальные, территориальные, религиозные, профессиональные и демо­графические группы, наконец, индивиды). Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим ин­тересом, который и побуждает к участию в политике. Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Они назы­ваются политическими институтами, к которым обычно относят: органы государства, политические партии, обще­ственные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения политических интересов различ­ных социальных групп, классов, наций, народов.

Очевидно, что различные социальные субъекты нерав­ноценны в качестве политической силы. Например, ни один индивид не может играть в политике ни более весомую, ни даже такую же роль (как по форме, так и по существу), как общественный класс или политическая партия. Как нам представляется, в качестве основных субъектов по­литики можно признать общественные классы, нации и народы. Именно интересы и степень активности данных общностей определяют силу, общественное значение, пер­спективу и результаты разрешения социальных противоре­чий. Интересы всех других сил, непосредственно действующих в политике, подчинены интересам указанных общностей и координируются с ними.

 

3. Политические отношения. Политические отношения есть взаимодействие субъектов политики. Здесь неизбежно встает еще один вопрос: ка­ковы же формы этого взаимодействия? Они могут быть различными: конф­ликт, борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус (согласие) и др. Каждая из этих форм может возникать в отношениях между различными субъектами политики.

Политические отношения чрезвычайно разнообразны. В зависимости от состава участников политического взаимо­действия и предмета тех вопросов, которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают политику внут­реннюю, внешнюю и мировую (международную).

Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зави­симости от той области общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно го­ворить об экономической, социальной, культурной, техни­ческой, национальной, демографической и иной политике.

Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием отношений данного государства с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами. К числу националь­ных интересов первостепенной важности, которые реали­зуются посредством внешней политики, принято относить обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, создание внешних условий для всестороннего прогресса общества и всех его граждан, налаживание вза­имовыгодного экономического, научного и культурного со­трудничества народа с другими народами и государствами. Формы политического взаимодействия государств друг с другом также могут быть самыми различными — от союз­нических отношений до военного конфликта.

Между внутренней и внешней политикой существует глубокая взаимосвязь. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней по­литики. Главной целью внешней политики всегда является создание благоприятных международных условий для ус­пешной реализации государством целей и задач своей внут­ренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном счете, и внешняя, и внутренняя политика решает одну задачу — обеспечивает сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Международная политика зачастую отождествляется с внешней, но она имеет и свой специ­фический аспект, связанный с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества государств по разреше­нию стоящих перед ним проблем. Методы решения меж­дународных проблем также специфичны. На международной арене единого центра власти нет, создаваемые междуна­родные организации властными полномочиями не обладают. Там действуют государства, которые в принципе равно­правны, и отношения между ними складываются в резуль­тате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

Из всего многообразия политических отношений, по­литического взаимодействия и складывается политическая жизнь общества. Но политическая жизнь не является про­сто повторяющимся, механическим взаимодействием субъ­ектов политики. Она предстает как процесс, т. е. как имеющее определенную направленность последовательное изменение, движение, развитие всего сложнейшего комп­лекса отношений, присущих политической сфере общества. Политический процесскак явление и понятие будет более подробно изложен при рассмотрении последующих тем.

Таким образом, содержание понятия «политика» много­аспектно, и его невозможно отразить в единой формули­ровке. Во-первых, политика — это участие в делах государства, в управлении жизнедеятельностью общества; во-вторых, это область отношений народов, классов, соци­альных групп и общностей; в-третьих, это концентриро­ванное выражение интересов различных социальных групп и общностей; в-четвертых, это наука, а также и искусство; в-пятых, в обыденной речи — это нередко характеристика образа действий, направленных на достижение определен­ных целей в отношениях людей между собой.

 

Выводы:

1. Ключевыми свойствами политики являются универсальность, инклюзивность, способность проникать в другие области общественной жизни, способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями.

2. Субъектами политических отношений могут выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участвовать в политике, т.е. имеют для этого соответствующую мотивацию, осознают свой интерес, обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями.

3. Состав субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, социальными, духовно-идеологическими условиями. Между субъектами политики существует динамическая система отношений взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

4. Политические отношения представляют собой систему многообразных, многоуровневых, стихийных и сознательных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики. Они охватывают все сферы жизни общества и характеризуются повышенным интересом людей к властным структурам, широким диапазоном взглядов, идей, действий и политических актов.

 

Список литературы

Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-политический журнал. - 1996. - № 4.

Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни // Социально-политический журнал. - 1997. - № 2.

Демидов А.И., Долгов В.М. Политология: Учебник для вузов. – М., 2004.

Ильин В. О природе политики // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1995. - №2.

Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Минск, 2002.

Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2002.

Панарин А.С. Политология. Общий курс: Учебник для вузов. – М., 2003.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2002.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Перевалова. – М., 2001.

Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В.Полуниной. – М., 1996.

Пригожин А. Что есть политика? (политологические тезисы) // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4.

Филимонов А.Г., Андреев С.М. Политология: Учебное пособие. – Омск, 2002.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.