Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность командиров по поддержанию установленного порядка и законности в частях и




ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ.

Практически с самого момента возникновения как государства, так и права возникает потребность в создании условий и проведении мероприятий, направленных на обеспечение реализации установленного этим государством и сформулированного в правовых нормах порядка поведения граждан.

По своей сути законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц; воинская дисциплина представляет собой частное проявление законности (согласно ДУ, воинская дисциплинавыражается в строгом и точном соблюдении всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)). Правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности; это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей.

Если под законностью следует понимать принцип, средство, метод, условие, режим реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. Другими словами, правопорядок — это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей.

Правопорядок, проявляющийся в сфере военно-административных отношений, военного строительства, обеспечения вооруженной защиты государства, укрепления боеготовности и боеспособности войск принято называть воинским правопорядком. Он отражает уровень боеготовности войск, способность их выполнить боевую задачу, свидетельствует о выполнении или невыполнении подразделением стоящих перед ним задач.

В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений. Главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам, которые целиком отвечают за все стороны работы вверенных им частей, подразделений, учреждений и организаций перед вышестоящим командиром и государством в лице его компетентных органов. Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в войсках является единоначалие, пронизывающее всю систему органов военного управления.

Для реализации своих решений, претворения в действие политики государства в деле военного строительства и укрепления Вооруженных Сил командиры наделяются правом издания приказов и других правовых актов, обязательных для исполнения подчиненными войсками. Другим организационно-правовым способом обеспечения законности в войсках является дисциплинарная власть командиров, суть которой заключается в предоставлении командирам права и наделении их обязанностью внимательно наблюдать за действиями подчиненных, всемерно поощряя отличившихся и строго взыскивая с провинившихся нарушителей. При этом командирам следует неуклонно проводить в жизнь принцип неотвратимости наказания. Четкое правовое закрепление обязанностей подчиненных является залогом высокой исполнительности.

Работа по обеспечению воинской дисциплины основывается на сочетании методов убеждения и принуждения. Первостепенную роль призвано играть убеждение, которое основывается на духовных и нравственных ценностях личности, понятиях чести и совести, на моральных обязательствах, правосознании и правовой культуре, которые каждый командир должен всячески воспитывать, развивать и поощрять в подчиненных. Метод принуждения основывается на дисциплинарной власти командиров и выражается в дисциплинарной практике, которая является мощным правовым средством предупреждения и пресечения противоправных деяний.

Законодатель предоставляет командирам для укрепления воинской дисциплины различные правовые средства:

— меры поощрения;

— дисциплинарные взыскания (рассматривали при изучении темы 11);

— меры пресечения нарушений воинской дисциплины;

— дополнительные меры дисциплинарного воздействия;

— меры общественного воздействия.

Система поощрений дифференцирована применительно к различным группам военнослужащих. Меры поощрения, применяемые командирами и начальниками, установлены ДУ ВС РФ. Соответственно в Уставе определена и дисциплинарная власть начальников по применению поощрений (аналогичный порядок установлен и при наложении дисциплинарных взыска­ний) к конкретным категориям военнослужащих. Для применения поощрений предусмотрены специальные основания: совершение подвига, проявление разумной инициативы, усердия или иного отличия по службе. За одно и то же отличие военнослужащему может быть объявлено только одно поощрение (исключение составляет награждение грамотами, ценными подарками, деньгами, которое может применяться с одновременным объявлением благодарности), а военнослужащий, имеющий дисциплинарные взыскания, поощряется снятием ранее наложенного взыскания. Поощрение сыграет свою стимулирующую роль при условии, если оно обоснованно и справедливо, соответствует характеру проделанной работы, становится известным всему подразделению и вызывает у подчиненных положительные эмоции. Вид и характер поощрения избирается начальником в пределах его компетенции в зависимости от заслуг подчиненного. Меры поощрения должны применяться строго индивидуально с непременным учетом всего относящегося как к положительному поступку, так и к личности подчиненного.

Согласно действующему в Вооруженных Силах Российской Федерации законодательству все взыскания представляют собой систему, включающую различные по своему характеру и тяжести меры дисциплинарного воздействия. Эта система аналогично системе поощрений дифференцирована применительно к военнослужащим различных составов и определена ДУ ВС РФ. Командиры (начальники) дисциплинарные взыскания налагают на военнослужащего не произвольно, а только при наличии соответствующих оснований. ДУ ВС РФ подробно регламентирует порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного взыскания. При этом командирам (начальникам), привлекающим подчиненного военнослужащего к дисциплинарной ответственности, следует учитывать, что принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство (административное (служебное) расследование). Можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков: назначение разбирательства; установление фактических обстоятельств проступка; рассмотрение собранных доказательств и принятие решения; исполнение решения; обжалование и пересмотр решения.

ДУ ВС РФ не определяет сроков проведения разбирательства. Вместе с тем он устанавливает, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужаще­го, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, командир (начальник) должен помнить, что максимальный срок разбирательства не должен превышать 10 суток, включая вынесение решения. При этом ДУ ВС РФ не предусматривает продления либо приоста­новления указанного срока.

Исполнение дисциплинарных взысканий заключается в реализации решения правомочного начальника о применении к военнослужащему избранной меры дисциплинарного воздействия. Все дисциплинарные взыскания командир (начальник) должен приводить в исполнение, как правило, немедленно. В некоторых случаях допускается реализация взысканий и в более длительные сроки, но не позднее месяца со дня их наложения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наложенного взыскания, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.

Среди мер, направленных на укрепление воинской дисциплины, мерам пресечения нарушений воинской дисциплины отводится важное место. К их числу относятся: напоминание военнослужащему об обязанностях и воинском долге; отстранение от должности; замена военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство); задержание; помещение нарушителя, находящегося в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных; прекращение отпуска, командировки; задержание машин и водителей; отстранение от управления транспортными средствами воинских частей водителей и других лиц при наличии оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения; применение в исключительных случаях оружия и др. Указанные меры носят различный характер, но объединены единой целью — пресечь нарушение и восстановить порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются за уже совершенный проступок.

Среди мер дисциплинарного принуждения следует различать такие, которые не предусмотрены ДУ ВС РФ, однако установлены законодательством и достаточно часто применяются в дисциплинарной практике командиров (это меры дополнительного дисциплинарного воздействия). К их числу следует отнести: лишение (уменьшение) единовременного денежного вознаграждения; сокращение основного отпуска для военнослужащих, проходящих службу по призыву; исключение из резерва на выдвижение; прекращение обучения в военно-образовательном учреждении профессионального образования; проведение с военнослужащими, задержанными за нарушение военной формы одежды и невыполнение правил воинского приветствия, занятий в военной комендатуре по строевой подготовке и изучению уставов и др.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим наряду с иными мерами за совершение дисциплинарных проступков. В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению соответствующего командира могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих. Данные меры могут применяться как в случае совершения военнослужащим дисциплинарных проступков, так и за аморальные проступки.

Большое значение в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка имеет такое качество военнослужащих, как исполнительность, которая зависит как от самого военнослужащего, его установки, совести, так и от ряда некоторых «внешних» условий, например: характера регламентирования воинского труда, полноты информации о решаемых служебно-боевых задачах, оптимальности организационно-штатной структуры, технического обеспечения, уровня профессиональной и военной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования военной службы, морально-психологического микроклимата в воинских коллективах.

Особое значение при осуществлении мероприятий по укреплению воинской дисциплины приобретает высокая требовательность командира-единоначальника как к самому себе, так и к подчиненным. Совершенствуя свою управленческую деятельность на основе правовых норм, проявляя требовательность, командир вырабатывает у подчиненных уважение к приказам, убеждает в необходимости их полного и точного выполнения, мобилизует военнослужащих на активные действия. Высоким авторитетом и уважением у подчиненных пользуется командир, справедливо и строго спрашивающий за упущения по службе, последовательный в своей требовательности. Требовательность командиров должна быть направлена не на саму личность военнослужащего, а на действия подчиненных, их поступки с тем, чтобы избежать унижения их личного достоинства, национальных чувств.

Формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами. Действующие акты военного законодательства определяют пути и средства укрепления воинского правопорядка и воинской дисциплины, основания и порядок применения этих средств. Поэтому от того, насколько правильно применяется в войсках это законодательство, во многом зависит предупреждение правонарушений, состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка.

Правовая работа в войсках имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы как вида государственной службы. Специфической характер и предназначение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований обусловливают:

— всесторонность охвата и детальность правового регулирования всех сторон жизни и деятельности военнослужащих;

— повышенную опасность воинских правонарушений и ответственность военнослужащих за их совершение;

— приоритетность антикриминогенного направления правовой работы по борьбе с правонарушениями, их пресечению и предупреждению.

Правовую работу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях можно определить как комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности. Таким образом, правовая работа является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих. Качественное осуществление правовой работы обеспечивает в интересах укрепления воинской дисциплины формирование обстановки законности в подразделении, воинской части, в том числе законности реагирования должностных лиц на поведение военнослужащих, а также эффективное осуществление юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.

Обстановка законности в воинской части включает:

— соответствие распорядка дня уставным требованиям и его выполнение личным составом;

— уставную организацию гарнизонной, караульной и внутренней служб;

— обеспеченность военнослужащих положенным довольствием, уставную организацию их материального, медицинского обеспечения и культурного обслуживания; предоставление им времени для личных нужд, организацию их увольнения из расположения части и посещения их родственниками и знакомыми;

— соблюдение военнослужащими порядка подчиненности, правил воинской вежливости, отдания воинского приветствия, ношения военной формы одежды;

— оперативное и законное разрешение предложений, заявлений и жалоб, правильное ведение приема посетителей;

— правильное реагирование должностных лиц на факты преступлений, происшествий, дисциплинарных проступков, утраты и порчи материальных средств;

— правильное реагирование командования на протесты, представления военных прокуроров и частные определения военных судов;

— качественное изучение причин и условий, способствующих правонарушениям, и выработку мер по их устранению;

— работу по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, неуставных отношений между военнослужащими, других негативных явлений, характерных для данной воинской части, подразделения;

— работу с условно осужденными, досрочно освобожденными от наказания и лицами, в отношении которых вынесены предостережения военных прокуроров;

— организацию правового обучения и воспитания личного состава.

Целенаправленное проведение правовой работы позволит существенно влиять на укрепление воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими, совершенствование дисциплинарной практики, осуществление служебных расследований и дознаний, надежность исполнения служебных обязанностей.

Выводы по первому вопросу:

Законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц; воинская дисциплина представляет собой частное проявление законности. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений. Главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам.

Работа по обеспечению воинской дисциплины основывается на сочетании методов убеждения и принуждения. Первостепенную роль призвано играть убеждение. Законодатель предоставляет командирам для укрепления воинской дисциплины различные правовые средства: меры поощрения, дисциплинарные взыскания, меры пресечения нарушений воинской дисциплины, дополнительные меры дисциплинарного воздействия, меры общественного воздействия.

Формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.