Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товары, обращающиеся внутри ТС, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие




В течение 1995 года первый этап формирования Таможенного союза был в основном завершен. Уже к середине 1996 года была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов.

Но этого не произошло: различные экономические возможности и интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифного и нетарифного обложения, унифицировать положения, применяемые на основе двухсторонних торговых соглашений.

Это привело к появлению новых препятствий во взаимной торговле и порой к напряженности во внешнеэкономических отношениях. В результате Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существовал чисто номинально.

В 2000 году (10 октября) члены указанного объединения в Астане образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международную экономическую организацию, целью которой было формирование общих внешних таможенных границ государств-участников, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка.

Договор об учреждении ЕврАзЭС вступил в силу 30 мая 2001 года. В январе 2006 года в организацию вступил Узбекистан, но в декабре 2008 года приостановил свое членство. Наблюдателями при ЕврАзЭС ныне являются Армения, Молдавия и Украина.

Перед участниками сообщества были поставлены следующие основные задачи:

♦ обеспечение режима свободной торговли,

♦ формирование Таможенного союза,

♦ образование единого экономического пространства,

♦ введение единой валюты.

Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран-участниц в ВТО.

 

Вторая попытка возрождения Таможенного союза была предпринята в 2006 году, когда три государства-члена ЕврАзЭс – Белоруссия, Казахстан и Россия - выступили на саммите в Сочи с инициативой об образовании реально функционирующего таможенного объединения.

На территории трех страны проживают около 180 млн человек, они обладают совокупным объемом ВВП в два триллиона долларов или почти 83 % экономического потенциала бывшего СССР.

Их объединенная экономика за счет снятия таможенных ограничений может существенно вырасти и эффективно помочь социально-экономическому развитию стран-участниц.

Остальные государства-члены ЕврАзЭС могут присоединяться к ТС постепенно, по мере своей готовности (19.05.2009 года Киргизия подала заявку на присоединение. Для вступления в Таможенный союз Киргизии необходимо согласовать свою таможенную политику с принципами и нормами Всемирной торговой организации, в которой она состоит. Но реально это может произойти, когда государства так называемой «евразийской тройки» определятся со своим вступлением в ВТО.).

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию.[5] Для обеспечения функционирования и развития союза был создан наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.

27 ноября 2009 г. в Минске в рамках саммита ЕврАзЭС были окончательно приняты решения по формированию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и РФ и подписаны соответствующие документы. Главы государств договорились о введении с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа, а с 1 июля - единой таможенной территории ТС. По итогам встречи главы правительств трех стран выступили с совместным заявлением о том, что эти государства будут вступать в ВТО как единое таможенное пространство. Для обеспечения функционирования союза, выработки и проведения общей таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики

Стороны учредили Таможенный совет, в функции которого входит

• разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств-участников ТС, включая Общий таможенный тариф;
• порядок установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин;
• предоставление тарифных льгот и преференций;
• положение о применении таможенных пошлин.

Конкретные задачи, решаемые этим Соглашением, состоят в следующем.

Первая - сохранить и укрепить ЕЭП в отношениях между странами, что способствует нормальному, динамичному общению государств и таможенному перемещению товаров, транс. ср-в через границы.
Вторая (связана с предыдущей) - обеспечить в пределах этого пространства свободное движение товаров, которое стимулирует развитие внешнеэкономических связей и оживляет таможенный процесс.
Третья - выработать общую сбалансированную и взвешенную политику участников Соглашения в отношении третьих стран и сведение к минимуму столкновений при ее реализации.
Четвертая - унифицировать таможенн законодательство и таможенн процедуры, что должно существенно упростить перемещение товаров и транс. ср-в через границу, помочь найти оптимальные варианты таможенн оформления и контроля, таможенн-тарифного регулирования, таможенн статистики и др. средств реализации таможенн политики, сохранив при этом особенности национального элемента таможенн систем и служб различных стран.
Пятая - создать ТС, имеющий статус самостоятельного субъекта международного права с правомочиями в пределах суверенных прав, передающихся ему государствами-участниками. Международная правосубъектность таможенн союзов отличается разнообразием, в тоже время для международного признания необходимо, чтобы ТС был наделен правами формирования единой таможенн политики, обязательной для всех государств-участников, в части применения всех или определенных мер таможенн-тарифного регулирования к товарам третьих стран.
Шестая - выработать общий таможенн тариф и ввести единообразное внутреннее налогообложение товаров и иных предметов, которые ввозятся (вывозятся) на общую территорию, а также освободить от таможенн пошлин, налогов и сборов товары, обращающиеся внутри ТС.
Седьмая - не устанавливать таможенн барьеры между участниками Соглашения и регулярно пересматривать действующие количественные ограничения, с тем, чтобы их объем во взаимном обмене уменьшался.
Восьмая - ликвидировать количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам участников Союза.

Все соглашения о Таможенном союзе должны рассматриваться как единое целое. Последующие договоры не заменяют предыдущие, а лишь дополняют и уточняют их. По этим договорам обязательства первоначальных участников распространяются на новых членов. Все государства предоставляют друг другу при этом одинаковый торгово-таможенный режим.

 

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (ТС) - это экономическое объединение государств, базирующееся на следующих основных принципах: а) наличие единой таможенной территории государств-участников ТС; б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве (ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Соглашение о ТС между РФ и Республикой Беларусь от 6.01.1995 г.)

Цели Таможенного союза:

 

• обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов
• гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
• укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
• создание условий для формирования общего экономического пространства, а также для активного выхода государств-членов ТС на мировой рынок.

Первый этап формирования ТС включал в себя мероприятия по • организации контроля правоприменительной практики и • обеспечения единообразия осуществления методов применения единого регулирования внешних экономических связей в отношении третьих стран.

Второй этап предполагал конечное объединение таможенных территорий - отмена таможенного контроля и оформления на внутренних границах ТС (ст. 6 Соглашения о ТС между РФ и Беларусью и ст. 1 Соглашения от 20.01.1995 г.). Условие отмены таможенного контроля - безусловное обеспечение надежного таможенного контроля на внешних границах. Ко второму этапу относится также решение вопроса о международной правосубъектности нового образования и судьбе ранее заключенных соответствующих договоров.

Предусмотренная Соглашением отмена ограничений во взаимной торговле увязывается с решением вопросов проведения единой таможенной политики в отношении третьих стран, создания идентичных систем регулирования внешних экономических связей, а также установлением общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Опыт других таможенных интеграционных образований свидетельствует о сложности и длительности выработки единых (сходных) таможенных тарифов, унификация законодательства, таможенных пошлин, а также акцизов и др. внутренних налогов, взимаемых при ввозе товаров на «союзную» территорию. В противном случае при ликвидации таможенных барьеров бюджеты государств понесут значительные потери (что, кстати, и произошло)

Так, отмена таможенного контроля на совместной границе только усугубило вопреки ожиданиям и без того сложные задачи, стоящие перед таможенниками России и Беларуси. Частичная прозрачность границ ТС (т.н. «белорусский коридор») привела к тому, что в Россию хлынул поток контрабандных товаров.

Ставки пошлин в ЕС сложились исторически, они были выработаны в процессе переговоров при вступлении каждого государства, учитывались интересы всех стран и действующие в них ставки таможенных тарифов.

Несмотря на существование спорных вопросов в установлении общего торгового режима в отношении третьих стран, процесс формирования общей таможенной территории продолжался. Пока можно говорить о создании единой таможенной территории РФ и Белоруссии в рамках Договора о создании Союзного государства (Москва, 8.12.1999 г.), единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. С другими участниками ТС (в т.ч. и с Узбекистаном) – эта проблема еще находится в стадии решения, в т.ч. и создание Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию.

В торговле России со странами ТС действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих с их территорий и поставляемых резидентами указанных стран для свободного обращения в Россию. Упрощенный порядок таможенн оформления заключается в отказеот обязательного представления в таможенн органы РФ грузовой таможенной декларации (ГТД).


5. 26 февраля 1999 г. руководители государств-участников ТС подписали широкомасштабный Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который создает прочную основу для развития экономического взаимодействия стран на будущее.

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (ЕЭП) - это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы (ст. 2 Договора).

Основные цели формирования Единого экономического пространства (ст. 3 Договора):

• эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
• создание условий для структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенн и тарифной политики;
• развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
• создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технической информации.

Важные принципы формирования ЕЭП

принципы недискриминации и взаимной выгоды;

общие (универсальные) принципы:

взаимопомощь,

добровольность,

равноправие,

ответственность за принятые обязательства,

открытость (ст. 4 Договора).

ЕЭП формируется поэтапно. Продолжительность этапов, совокупность мероприятий в каждом из них и их реализация определяются Межгосударственным советом. Переход от этапа к этапу обусловливается фактическим достижением целей Договора и выполнением Сторонами принятых по нему обязательств.

1 этапимеет целью завершение формирования ТС и единой экономической территории.
2 этаппредполагает создание ЕЭП, включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование ЕЭП.
На последующих этапахэкономического сотрудничества Стороны будут стремиться к согласованию параметров основных макроэкономических показателей (ст. 7).

Создание ЕЭП включает

• общую экономическую политику и развитие инфраструктуры (ст.ст. 25-36);
• общий рынок услуг (ст.ст. 37-38);
• общий рынок труда и социальную политику (ст.ст. 39-45);
• движение капитала (ст.ст. 46-51);
• научно-технологическое и информационное развитие (ст.ст. 52-55)
• сближение и унификацию законодательства (ст.ст. 56-60).

6. ТС между Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном вступил в новую фазу своего развития с подписанием Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (Астана, 10.10.2000 г.)

ЕврАзЭС, являясь новой международной экономической организацией, сформировано на базе ТС. ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования ТС и ЕЭП, а также реализации других целей и задач.

Органы ЕврАзЭС:

Межгосударственный совет (Межгоссовет);

Интеграционный Комитет;

Межпарламентская ассамблея (МПА);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.