Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционная система оплаты труда государственных гражданских служащих




В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Часть 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе закрепляет традиционную схему оплаты труда, при которой в состав денежного содержания, в который включаются должностной оклад и оклад за классный чин, а также иные дополнительный выплаты. Состав дополнительных выплат закреплен в ч. 5 данной статьи. К ним отнесены ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, а также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе составляет при стаже гражданской службы: от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:

– по высшей группе должностей гражданской службы – от 150 до 200 процентов должностного оклада;

– по главной группе должностей гражданской службы – от 120 до 150 процентов должностного оклада;

– по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120 процентов должностного оклада;

– по старшей группе должностей гражданской службы – от 60 до 90 процентов должностного оклада;

– по младшей группе должностей гражданской службы – до 60 процентов должностного оклада.

В федеральных органах государственной власти ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в размерах, предусмотренных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763. Конкретные размеры этой надбавки устанавливается представителем нанимателя. В федеральных органах государственной власти наблюдаются разные подходы к установлению критериев выплат такой надбавки.

Отсутствие определения термина «особые условия государственной гражданской службы» на законодательном уровне приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях – это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других – наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 – 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» – 30 – 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10 – 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10 процентов.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет – 15 процентов, от 10 лет и выше – 20 процентов.

В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.

Основной проблемой, возникающей при применении пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ является недостаточно точное, четкое и единообразное толкование субъектами правоприменения собственно понятия «премии за выполнение особо важных и сложных заданий». Отсутствие законодательно установленных критериев оценки особо важных и сложных заданий приводит к произвольному их толкованию.

К дополнительным выплатам Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ относит ежемесячное денежное поощрение. Согласно части 6 статьи 50 этого закона размеры ежемесячного поощрения устанавливаются указами Президента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственных органов.

Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» установлены ежемесячные денежные поощрения для федеральных гражданских служащих.

Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска одни раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Следовательно, размер данной выплаты не может быть ниже суммы, указанной в Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

В исполнительных органах государственной власти Российской Федерации используются различные подходы при определении размера материальной помощи. Так, например, в Федеральной службе безопасности Российской Федерации гражданским служащим по их заявлению на основании приказа соответствующего должностного лица, имеющего право издания приказов по личному составу, один раз в календарном году производится выплата материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих в размере одного месячного оклада денежного содержания.

Следует отметить и такой недостаток существующей системы оплаты труда государственных гражданских служащих, как отсутствие общих правил определения размера оклада и дополнительных выплат для федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта РФ. Так, в 2011 г. уровень оплаты труда федеральных государственных служащих в г. Хабаровске был в 2 раза ниже, чем у служащих субъекта. Такая ситуация обусловлена тем, что в соответствии с п. 4 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе субъекты РФ должны самостоятельно устанавливать размеры окладов (должностных и за классный чин). И это право субъектов ничем не ограничено.

Хотя п. 5 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ[1] и закрепляет правило о невозможности установления более высоких окладов по сравнению с соответствующими категориями федеральных государственных служащих в субъектах РФ, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, порядок реализации этого положения отсутствует. Более того, судебная практика исходит из того, что предоставление субъектам финансовой помощи, отказ им в этом, приостановление действия двусторонних соглашений и контроль за их являются полномочиями Правительства РФ и не могут влиять на реализацию закрепленного за субъектами РФ права на установление дополнительных льгот и гарантий госслужащим за счет собственных бюджетных средств[2].

Указанные выше проблемы показывают неэффективность правового регулирования денежного содержания государственных гражданских служащих, его необусловленность результатами профессиональной деятельности, а также возможность представителя нанимателя принимать решение о премировании на основании субъективных данных или вообще без каких-либо оснований. Более того, даже в пределах одного вида государственной службы существует значительный разрыв в размерах оплаты труда, что не может не сказаться на качестве выполнения обязанностей государственными служащими.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.