Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс становления идеи о правах человека

Тема №19 Права человека

 

 

Современный список прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления стандартов, ставших нормой современного демократического общества. Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII вв. Права человека, определяющие сферу его свободы и основанные на формальном (правовом) равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития. В становлении прав и свобод человека огромную роль сыграло их идеологическое обоснование — учение о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти. Государство — только инструмент для обеспечения прав, данных человеку природой или Богом. Однако без государства естественные права не могли бы в полной мере осуществиться, отсутствовал бы механизм их защиты. Поэтому необходимо выражение прирожденных прав человека в официальных государственных и между­народных документах.

Права человека имеют сложную структуру. По форме закрепления выделяют основные и иные права, по содержанию — личные, политические, социально-экономические и культурные права человека.

 

Основные права

человека

 

Основные права человека — это права гарантированные конституциями государств и международно-право­выми документами. Глава II Конституции РФ признает приоритет международного права в области прав человека по отношению к внутригосударственному.

Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве — участнике Международного пакта о гражданских и политических правах (1976), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1976), получают возможность пользоваться правами, предусмотренными в этих документах. Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. Гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. На тех же условиях возможность человека обратиться в Европейский суд предусматривает Европейская конвенция о защите прав человека (1950).

Выделение категории основных прав не означает оценку иных прав человека как менее значимых. Основные права — это права, являющиеся базовыми, на них основано возникновение других многочисленных прав, необходимых для нор­мальной жизнедеятельности людей. Так, статья 21 Всеобщей декларации прав человека (1948) предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права — право на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей и т. д. Часть 1 статьи 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого.

Это основное право порождает целую систему прав, закреп­ленных в УК РФ, ГК РФ, УПК РФ и других нормативных актах.

Личные (гражданские) права призваны обеспечивать сво­боду человека как члена общества его защищенность от незаконного внешнего вмешательства. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение человека и не может быть объектом притязаний государства. К личным правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную не­прикосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и языка общения.

Политические права и свободы — это обеспеченная госу­дарством возможность участия человека в политической жизни, в том числе и в осуществлении государственной власти. Поли­тические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они со­ставляют основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Политические права признаются обычно лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В юридической литературе встречается деление политических прав:

1) на правомочия по участию в организации и деятельности государства (избирательное право);

2) на правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний, право на объединения).

Социально-экономические права касаются поддержания и закрепления социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере быта и труда, занятости, благосостояния, социальной защищенности. В отличие от других видов прав человека, особенностями социально-экономических прав являются:

1) распространенность на определенную область жизни человека;

2) допустимость «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые условия труда» и проч.);

3) зависимость объема и степени реализованности от состояния экономики.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов. Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. Россия, провозгласив себя социальным государством (ст. 7 Конституции РФ), обязу­ется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. Условия, обеспечивающие достойную жизнь, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, физи­ческого и психического здоровья. Пакт об экономических, со­циальных и культурных правах утверждает «основное право каждого человека на свободу от голода», обязывая государства-участников принимать необходимые меры для соответствующего производства и распределения продуктов питания.

Культурные права (право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и др.) гарантируют духовное развитие человека. Так, статья 43 Конституции РФ гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования, а статья 44 — свободу литературного, художественного, научного, технического и дру­гих видов творчества, право на участие в культурной жизни.

Рассматривая по отдельности названные права, следует иметь в виду «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г.).

 

Международное регулирование прав человека

 

Развитие системы прав человека обнаружило необходимость международного регулирования этой правовой сферы. Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по вопросу прав человека. В Уставе заявлено, что «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» является целью ООН (ст.1 п. 3). Для достижения этой цели был разра­ботан ряд документов, составивших в совокупности Международный Билль по правам человека. В настоящее время Билль включает в себя следующие международные соглашения:

Всеобщую декларацию прав человека (1948).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята 48 голосами государств — членов ООН при 8 воздержавшихся (СССР и другие социалистические страны) 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Долгое время в международном сообществе не было согласия о том, являются ли положения Билля о правах реко мендательными или они накладывают обязательства на при­соединившиеся к документам государства. Особенно жаркие дискуссии разгорались вокруг Пакта об экономических, социальных и культурных правах, положения которого по эконо­мическим причинам представлялись невыполнимыми для большинства государств мира и нарушающими государственный суверенитет для США. Только в последнее время представление об обязательности положений Билля получило всеобщее признание. Практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, вошел в Конституцию РФ 1993 года.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН. Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры). Согласно статье 13 Устава ООН функции Генеральной Ассамблеи состоят главным образом в организации исследований и принятии рекомендаций. Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи выполняются Экономическим и Социальным Советом и его вспомогательными органами, специализированными учреждениями и Генеральным секретарем ООН. В 1946 г. Экономический и Социальный Совет создал специальную Комиссию ООН по правам человека.

В настоящее время действуют шесть комитетов, выполняющих контрольные функции в отношении соблюдения международных договоров в области защиты прав человека: Комитет по правам человека, Комитет по расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка.

Существует и чисто европейская система международной защиты прав человека. 4 ноября 1950 г. в Риме членами Совета

Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав», перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. Действительно, в Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации. Однако достоинство созданной системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав. В настоящее время за соблюдением положений Конвенции наблюдает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться как государства — участники Совета Европы, так и частные лица, неправительственные организации и группы лиц. Решения Суда обязательны для государств-участников.

Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание начало работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В 1994 г. оно было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ объединяет все государства Европы, а также США и Канаду.

Несмотря на все увеличивающееся значение международных механизмов гарантий прав человека, основную ответственность за соблюдение этих прав по-прежнему несут отдельные государства. Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Статья 2 гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, государство обязуется создать развернутую систему защиты прав и свобод человека, венчаемую конституционным правосудием.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Это право гарантируется не только гражданину России, но и иностранцу и лицу без гражданства. Защита прав и свобод человека признается важнейшей целью Конституционного суда РФ. Среди механизмов реализации этой цели следует особо выделить индивидуальную жалобу. Согласно части 1 статьи 96 Федерального конституционного закона о Конституционном суде правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане или объединения граждан, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Особо подчеркивается, что Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в том случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан, т. е. в случае нарушения прав и свобод человека Суд должен дать правовую оценку нормативного акта, даже если тот уже утратил силу. Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение имеет форма конкретного контроля. Он осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам судов. Решения Конституционного суда являются общеобязательными, окончательными, вступают в силу немедленно после их провозглашения и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

 

Правовые реформы в РФ

 

Необходимость радикальных правовых реформ в России была вызвана специфическим положением права в СССР и РСФСР. К характерным чертам этого положения отнесем следующие:

— негативное отношение к праву в целом как к пережитку буржуазного общества, который должен исчезнуть с достижением коммунизма;

— отрицание естественных прав человека, проявлявшееся: 1) в широком распространении неопубликованных нормативных актов; 2) в запретительном типе «правового» регулирования по формуле «запрещено все, что прямо не разрешено законом»; 3) в карательной направленности всех мер правозащиты;

4) в неравном положении субъектов права, при котором интересы государства ставились значительно выше интересов личности, не признавалась частная собственность, а частное право отвергалось как порождение чуждой идеологии и др.;

— пренебрежение законом как формой права, что выражалось в обязательности решений руководящих органов партии для государственных органов; совместных постановлениях партии и правительства при фактическом игнорировании представительных органов власти; господстве так называемого «телефонного права», сводившего на нет нормативное регулирование и возможность независимого правоприменения, в том числе беспристрастного правосудия.

Преодоление этих антиправовых черт социального регулирования задает направление правовых реформ, а их пере­житки зачастую накладывают отпечаток на темпы реформирования. Прежде всего традицией российского правосознания, имеющей заметное влияние и на сегодняшний день, является недооценка или просто негативная оценка правового социального регулирования. Предпочтение перед правом отдавалось морали, толкование которой поручалось Церкви, монарху, партии, генеральному секретарю. Сейчас широкое распространение правового образования, начиная со средней школы, призвано переломить эту — не лучшую — традицию, а изучение трудов русских юристов и мыслителей — Б. Чичерина, П. Новгородцева и др.— должно показать, что между правом и моралью нет непреодолимого противоречия, а в истории русской мысли и юридической практики есть основания для выработки отношения к праву как ценности. Очевидно, что эти меры воздействия на правовую культуру общества должны сочетаться с конкретными шагами по изменению юридической практики.

Естественно-правовой подход утвердился сегодня в российских официальных документах. Конституция РФ признает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание и центр российской правовой системы, а вся деятельность государства, его органов и должностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ).

Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Публикация не только закона, но любого нормативного акта, затрагивающего права и свободы человека, его обязательная регистрация в Министерстве юстиции — необходимые формы гарантии соблюдения прав человека в правовом государстве, а кроме того, просто механизмы, позволяющие гражданам пользоваться законами для достижения своих целей, если последние не противоречат интересам общества.

Сегодня резко возрастает роль правовой автономии частного лица. Общепризнанным стал принцип регулирования поведения частного лица «что не запрещено, то разрешено» (дозволительный тип правового регулирования). С другой стороны, в отношении государственных органов постепенно, хотя и с большими трудностями, утверждается принцип, ограничивающий их возможный произвол, — «запрещено все, кроме прямо разрешенного законом». Процесс становления частного права определяет новую роль государства как защитника договоренностей, которые заключили между собой частные лица. В сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, в сфере права возникает субъект, наделенный возможностью самостоятельно, свободно и в своих интересах решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц. Важнейшим шагом в этом направлении явилось принятие трех частей Гражданского кодекса РФ.

Способствовать изменению правового регулирования в России должно и приобщение к позитивному опыту других стран и межгосударственных объединений. В силу пункта 4 статьи 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает правовую систему России открытой для передовых положений международного права и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации перед внутренним законодательством. Наибольшее значение имеют Пакты о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах конвенции Международной организации труда.

Глобальная задача, решаемая на современном этапе правовых реформ,— формирование практически новой нормативно-правовой базы, которая отражала бы и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от государственной экономики к экономике, где значительную роль играют частная, кооперативная, акционерная собственность; от всеобщей имущественной унификации в нищете к формированию среднего класса; от имперской национальной политики к политике, основанной на провозглашенном конституцией равноправии субъектов федерации. Роль закона в системе правового регулирования значительно возросла. Так, Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу, что официально признавалось и раньше, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон о замене военной службы альтернативной гражданской службой, суды при обращении к ним граждан ссылаются на пункт 3 статьи 59 Конституции РФ.

Вторым по значению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение, т. е. проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Конституция РФ установила широкий круг новых и уточнила известные ранее права граждан в области судопроизводства:

1) право каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами;

2) право на обжалование в суде действий и решений не только должностных лиц, но и органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений;

3) право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

4) право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью защитника с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

5) право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности);

6) право на освобождение от свидетельских показаний против себя самого и своих близких родственников;

7) право на возмещение ущерба, причиненного государством и др. В нашей правовой системе возрожден институт присяжных заседателей. При этом предусматривается ряд гарантий от партийно-политического вмешательства в правоприменительную деятельность, например судьям запрещается состоять в какой-либо партии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Англосаксонская и романо-германская формы права | Римская семья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.