Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. 7. СССР середине 1980 - х - начале 1990 г.г




СССР к середине 80-х г.г.

Экономика

· Резкое падение темпов экономического роста.

· Упрочение командно-административной системы управления хозяйством.

· Попытки дальнейшего усиления централизации управления в ходе реформы 1979 г.

· Кризис жёсткого бюрократического управления сельским хозяйством

· Кризис системы внеэкономического принуждения.

Политическая система

· Закостенелость партийно-государственных структур

· Ужесточение репрессий против инакомыслящих

· Усиление бюрократизации государственной машины.

· Усиление противоречий в социально-классовой структуре общества.

· Кризис межнациональных отношений.

Духовная сфера

· Усиление разрыва между словом и делом.

· Уход от объективного анализа положения дел в обществе.

· Идейная реабилитация сталинизма

· Нарастание массового скептицизма, политической апатии, цинизма

 

Основные этапы перестройки

Перестройка – попытка политического и экономического реформирования советского общества, предпринятая М.С.Горбачёвым

в 1985 – 1991 г.г.

Основные этапы перестройки

1985 – 1986 г.г. Попытки реализации концепции ускорения социально-экономического развития страны
1987 г. Оформление концепции перестройки. Начало экономического реформирования в рамках «консервативной модернизации».
1988 г. Начало осуществления реформы политической системы
1989 г. Формирование новых органов государственной власти – Съездов народных депутатов СССР. Нарастание экономического кризиса. Первые забастовки шахтёров. Начало оформления политической оппозиции.
1990 г. Начало ликвидации монополии КПСС на власть. Провозглашение суверенитета союзных республик. Первые попытки сближения М.С.Горбачёва с либеральной оппозицией. Программа «500 дней». Усиление противостояний центра и республик.
1991 г. Резкое обострение экономической ситуации. Нарастание социальной напряжённости. Усиление поляризации в руководстве СССР. Разработка нового Союзного договора. ГКЧП. Конец перестройки.

 

Этапы реформы экономики в СССР (1985 – 1991 г.г.)

1985 – 1986 г.г. Попытки сохранить существующую экономическую систему за счёт ускорения научно-технического прогресса
1987 – 1989 г.г. Экономическая реформа 1987 г. · Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчёта и самофинансирования. · Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию. · Отказ от монополии внешней торговли. · Более глубокая интеграция в мировой рынок. · Сокращение числа отраслевых министерств. · Признание равноправия новых форм хозяйств на селе (агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.
1989 – 1990 г.г. Признание необходимости экономического плюрализма. Курс на переход к рынку. Принятие правительством Н.И.Рыжкова «радикально-умеренного» варианта.
1991 г. Непоследовательность и промедление в осуществлении реформы. Углубление экономического кризиса и обострение социальной напряжённости.

 

Этапы политической реформы в СССР (1985 – 1991 г.г.)

1988 г. Провозглашение целью реформы соединение социалистических ценностей с элементами либерализма. Возникновение первых политических партий. 1988 г. - XIX Всесоюзная партконференция КПСС: · Курс на построение «социалистического правового государства». · Утверждение принципа разделения властей, одна из которых КПСС. · Формирование «советского парламентаризма» · Учреждение Съезда народных депутатов СССР. · Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. · Изменение избирательного законодательства. · Учреждение Комитета конституционного надзора СССР.
1989 г. Выборы и первые Съезды народных депутатов СССР. Политизация и радикализация общественного сознания.
1990 г. «Парад суверенитетов». Учреждение поста Президента СССР. Нарастание противоречий между законодательной и исполнительной властью Начало ликвидации монополии КПСС на власть.
1991 г. Попытки подписания нового Союзного договора. Ослабление позиций консерваторов. ГКЧП.

 

Основные направления внешней политики в 1985 – 1991 г.г.

Основные принципы «Нового политического мышления»

1. Признание единства противоречивого мира.

2. Признание невозможности решения политических задач с помощью ядерной войны.

3. Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами.

4. Придание военным доктринам оборонительный характер.

5. Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

6. Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

7. Превращение разоружения в фактор общественного развития.

8. Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.

9. Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

10. Разблокирование региональных конфликтов.

11. Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

 

Окончание «холодной войны» 1985 – 1991 г.г.

1986 г. – встреча М.С.Горбачёва и Р.Рейгана в Рейкьявике- переломный момент в советско-американских отношениях, где было принято принципиальное решение о сокращении вооружений.

7 - 10 декабря 1987 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Вашингтоне. Между М.Горбачёвым и Р.Рейганом. Подписание договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписание с Дж.Бушем (старшим) в 1991 г. договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

15 февраля 1989 г. – завершение вывода советских войск из Афганистана.

15-18 мая 1989 г. – визит М.С.Горбачёва в Пекин. Нормализация советско-китайских отношений.

Настоящим испытанием серьёзности перемен в советской политике стали мирные («бархатные») революции 1989 г. в странах Восточной Европы: Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии. СССР не препятствовал им, хотя повсеместно они приводили к отказу этих стран оставаться послушными орудиями политики СССР. Советский Союз согласился на объединение германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР. 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии. Начался вывод советских войск из Восточной Европы.

Июль 1991 г. – роспуск СЭВ и ОВД

Декабрь 1991 г. – распад СССР. Смена политического режима в СССР и его распад в 1991 г. означали окончание «холодной войны».

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём причины перестройки?

2. Каковы цели перестройки и её результаты.

3. Какие изменения произошли в годы перестройки в экономическом развитии страны?

4. Какие изменения произошли в годы перестройки в политическом развитии страны?

5. Какие изменения произошли в годы перестройки в социальном развитии страны?

6. Какие изменения произошли в годы перестройки во внешней политике страны?

7. Какие изменения произошли в годы перестройки в духовной сфере?

8. Каковы причины распада СССР?

 

 

Тема 4.8. Российская Федерация в 1991 – 2008 г.г.

 

Россия после распада СССР

Уже в последний период перестройки руководство России во главе с Б.Н.Ельциным выступало за более решительные преобразования в экономике. С распадом Советского Союза вопрос о радикальных экономических реформах занял в планах правительства главное место.

Российская Федерация унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60% экономического и научно-технического потенциала, значительные зарубежные активы. Значительное число промышленных предприятий, огромные природные богатства, высокий уровень образованности населения также необходимо отнести к «активам». В то же время в наследство от союзных времён Россия получила и серьёзные проблемы: значительные долговые обязательства (более 70 млрд. долларов). Изношенность основных фондов промышленности превышала 2/3.

Экономическое положение России в начале 1990-х г.г. было крайне сложным. Возрастала нехватка товаров первой необходимости(в том числе и продовольствии). Во многих регионах действовала карточная система на мясо, масло, сахар, табак и др. продукты. Предприятия тяжёлой промышленности остались без государственных заказов, что грозило быстрым ростом безработицы. Развал СЭВ и распад РРРС полностью расстроили и внешнеэкономические связи страны.

От советской экономической системы – к рынку

Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Президент РФ Б.Н.Ельцин доверил разработку реформ группе молодых реформаторов – либеральных экономистов, в числе которых выделились Е.Т.Гайдар и А.Б.Чубайс.

Шоковая терапия» - осуществление перехода к рыночной экономике быстрыми темпами.

Мероприятия «шоковой терапии»

1 января 1992 г. – либерализация цен на товары и услуги - отказ от государственного или муниципального имущества на плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

1 октября 1992 г. – начало приватизации – передачи государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

 

Социальные потери в ходе реформирования

· Обесценивание денежных сбережений населения.

· Резкий рост цен на товары первой необходимости

· Увеличение уровня безработицы.

· Высокий уровень инфляции.

· Сокращение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства.

· Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение.

· «Утечка мозгов», талантов из страны.

· Рост смертности населения.

· Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением.

· Ухудшение криминогенной обстановки.

· Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и среднего» россиянина.

 

Основные политические силы в 1992 г.

Условное название Специфика политических взглядов Организации Лидеры
Радикальные сторонники реформ Реформы должны идти быстрыми темпами; не надо делать никаких уступок консерваторам «Демократический выбор России» Г.Х.Попов Г.В.Старовойтова С.Н.Юшенков
Умеренные сторонники реформ Реформы должны проводиться более продуманно, с учётом социальных интересов трудящихся «Гражданский союз» А.В.Руцкой Н.И.Травкин А.И.Вольский
Противники реформ Политические взгляды разнообразные, от коммунистических до националистических; общая позиция – либеральные реформы ухудшают положение народа, и потому следует остановить «Трудовая Россия», «Объединённый фронт трудящихся», «Русский национальный собор», «Российское единство» В.И.Анпилов. А.М.Макашов. С.Н.Бабурин.

 

Политический кризис 1993 г.

Предпосылки

Продолжающийся рост недовольства значительной части населения

ходом реформ привёл к ещё большему укреплению и консолидации оппозиции. В октябре 1992 г. был создан Фронт национального спасения, потребовавший отставки Б.Н.Ельцина. В свою очередь Президент издал указ о роспуске ФНС, который он объявил антиконституционной организацией. Нарастающие противоречия между ветвями власти привели к концу 1992 г. к прямому противостоянию: президент требовал продолжения курса реформ; Верховный Совет, в котором большинство у оппозиции – немедленной коррекции государственного курса. В оппозиции президенту оказались и его недавние соратники – вице-президент А.В.Руцкой и председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов. Две ветви власти старались всеми способами сократить полномочия и возможности друг друга.

На рубеже 1992 – 1993 г.г. Б.Н.Ельцин пошёл на некоторые уступк

оппозиции. Премьер-министром стал В.С.Черномырдин, чья кандидатура казалась приемлемой большинству депутатов. Новый глава правительства начинает проводить постепенную коррекцию курса реформ, разрешении

наиболее острых проблем периода «шоковой терапии». Но оппозиция требовала большего; а её ряды пополнила официально воссозданная Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) во глав е с Г.А.Зюгановым.

Противостояние резко обострилось к весне 1993 г. В Верховном Совете была предпринята попытка импичмента Б.Н.Ельцина. Президент, в свою очередь, рассчитывал через референдум лишить Верховный Совет его полномочий и добиться конституционной реформы, резко усиливающей президентские полномочия.

Летом 1993 г. созданная из сторонников президента комиссия представляет проект новой Конституции, по которому Россия превращалась в президентскую республику, а роль парламента резко снижалась. Верховный Совет выступил против этих нововведений. Ельцин и его сторонники решились на более жёсткие действия.

21 сентября 1993 г. президент, существенно превысив свои полномочия, издал указ о роспуске верховного Совета и проведении в декабре 1993 г. выборов в новый парламент.

21 сентября – 4 октября 1993 г. – политический кризис. Противостояние сторонников Президента Б.Н.Ельцина и Верховного Совета, вылившаяся в вооружённые столкновения в Москве. Арест сторонников Верховного Совета.

 

Новая Конституция Российской Федерации

12 декабря 1993 г. - Выборы в Государственную Думу.

Всероссийский референдум о проекте Конституции Российской Федерации. Принятие новой Конституции РФ.

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, существует единое гражданство, единая денежная система.

Принципы федерализма (ст.5 Конституции)

· Государственная целостность.

· Равноправие и самоопределение народов.

· Единство системы государственной власти.

· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации

· Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

· Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной.

Конституция характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство, единственным источником власти Федерации является народ.

Главой государства является Президент.

Представительная и законодательная власть – Федеральное Собрании состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть – Правительство – состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебную власть представляют Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.

 

Тенденции развития Российской Федерации

в середине – второй половине 1990-х г.г.

1. Обострение отношений между центральной властью и регионами.

· 31 марта 1992 г. – подписание Федеративного договора.

2. Обострение межнациональных отношений (в первую очередь – на Кавказе).

· Декабрь 1994 г. – вступление федеральных войск на территорию Чечни. Начало войны в Чечне.

· Военные действия и террористические операции чеченских сепаратистов в 1995 – 1996 г.г.

· Август 1996 г. - Хасавюртские мирные соглашения, в которых были урегулированы принципы взаимоотношений между федеральной властью и Чеченской республикой.

· Декабрь 1996 г. – окончание первой Чеченской войны.

· Сентябрь 1999 г. – начало второй Чеченской войны.

· 1 октября 1999г. – начало антитеррористической военной опрерации по ликвидации незаконных вооружённых формирований и восстановлению конституционной законности на территории Чеченской Республики.

 

17 декабря 1995 г. – выборы в Государственную Думу.

Расстановка сил в новой Думе: КПРФ и их союзники, ЛДПР, НДР, «Яблоко»

3 июля 1996 г. – повторное избрание Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельцина

 

Характерные черты политических и

социально-экономических процессов в середине 1990-х г.г.

· Социально-экономическое положение России оставалось тяжёлым

· Существенные просчёты и провалы во внутренней политике привели к падению авторитета Б.Н.Ельцина. и окружавших его реформаторов; но президентские выборы 1996 г. позволили этим силам остаться у власти.

· Оппозиция получила большинство в органах законодательной власти, но добиться решительного превосходства над сторонниками Ельцина не удалось.

· Перед Россией вновь возникла альтернатива: либо углубление политического конфликта с непредсказуемыми последствиями, либо поиск компромиссов на основе коррекции позиций всех участников политического диалога.

 

Углубление кризиса России

1. Болезнь Б.Н.Ельцина способствовала ещё большему обострению политической борьбы.

2. Принятый Думой бюджет предусматривал увеличение расходов на социальные нужды, но средства для его исполнения отсутствовали.

3. Реорганизованное правительство по инициативе А.Б.Чубайса и Б.Е.Немцова отказалось от выполнения бюджета и объявило своей главной целью достижение финансовой стабилизации.

4. Отсутствие позитивных результатов привело к отставке правительства В.С.Черномырдина и назначению в марте 1998 г. на пост премьер-министра С.В.Кириенко.

5. 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт по внешним и внутренним долгам. Наступил финансовый кризис в России.

6. Меры правительства привели к резкому росту цен, обвалу курса рубля, ухудшению положения многих граждан. 23 августа 1998 г. – отставка правительства Кириенко.

 

Основные причины трудностей и неудач

реформ 90-х г.г. в России

1. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация.

2. Половинчатость и непоследовательность реформ.

3. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ.

 

Характерные черты политических

и социально-экономических процессов в середине 1990-х г.г.

 

Положительные итоги

политического развития России в 90-е г.г.

· Ликвидация всевластия Советов.

· Основа государственного устройства – принцип разделения властей.

· Оформился парламентаризм.

· Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.

· Укрепление многопартийности.

 

Результаты внешней политики страны в 90-е г.г.

Достижения Проблемы
Снижение уровня военного противостояния со странами Запада Игнорирование странами Запада позиции России по вопросу расширения НАТО на восток
Преодоление прежней изолированности от западных стран, включение в деятельность ведущих международных организаций. Усиление отставания России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

 

Россия в конце XX – начале XXI в.в.: новый этап развития

 

Россия в конце 1998 - 2003 г.г.

При многих негативных последствиях дефолт 1998 г. имел и определённые позитивные результаты:

· улучшился баланс экспорта и импорта, что дало толчок росту внутреннего производства;

· крах системы финансовых спекуляций привёл к росту инвестиций в промышленность;

· выстоявшие в период кризиса банки оказались более устойчивыми.

23 августа 1998 г. – 12 мая 1999 г. – правительство

Е.М.Примакова.

Е.М. Примаков создал коалиционное правительство с участием как сторонников реформ, так и представителей оппозиции (КПРФ, «Яблока» и др.). Его экономическая программа строилась на переговорах с иностранными кредиторами о предоставлении новых кредитов и реструктуризации задолженностей по прежним, оживлении реального сектора экономики. Правительству удалось наладить рабочие отношения с Парламентом и решить ряд острых проблем экономического и социального развития.

Однако в окружении Б.Н.Ельцина кабинет Примакова рассматривался как временный и вынужденный компромисс. К тому же участие в работе правительства представителей оппозиции вызывало опасения «ползучей реставрации социализма».

19 мая. – 9 августа 1999 г.– правительство С.В.Степашина.

9 августа 1999 г. – главой Кабинета министров становится В.В.Путин.

Осень 1999 г. ознаменовалась новым обострением чеченской проблемы. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана, что послужило началом второй чеченской войны. В ряде городов России были совершены террористические акты. Твёрдая позиция В.В. Путина, объявившего о решении силой покончить с террористами, укрепила авторитет нового премьера в глазах значительной части населения.

В то же время впервые удалось создать проправительственные организации, претендующие на роль «центра» между радикальными реформаторами и жёсткой оппозицией. Ими стали Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), возглавляемое популярным министром по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу, и объединение «Отечество – Вся Россия», в числе лидеров которого были Е.М.Примаков и московский мэр Ю.М.Лужков.

19 декабря 1999 г. – выборы в Государственную Думу.

Проправительственные силы набрали более 1/3 голосов. КПРФ – менее ¼; СПС (партия сторонников радикальных реформ) – менее 9%, ЛДПР и Яблоко – примерно по 6% голосов.

31 декабря 1999 г. – добровольная отставка Президента РФ Б.Н.Ельцина. Передача полномочий премьер-министру В.В.путину, который в соответствии с Конституцией стал исполняющим обязанности президента.

26 марта 2000 г. – досрочные президентские выборы. Избрание президентом Российской Федерации В.В.Путина.

Главой правительства был назначен М.М.Касьянов. Впервые за последнее десятилетие президент и правительство могли рассчитывать на поддержку парламентского большинства. В 2001 г. проправительственные силы объединились в партию «Единая Россия», лидером которой с 2002 г. стал Б.В.Грызлов.

 

Основные направления политического и социально-экономического развития в период президентства В.В.Путина

2000 – 2004 г.г.

1. Укрепление российской государственности:

· учреждение семи федеральных оругов – Ценрального, Северо-Западного, Южного, Поволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного;

· реформа системы местного управления: главами округов были

назначены полномочные представители Президента;

· возрождение единого законодательного пространства России: приведение местных законов в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством;

· реформа Федерального Собрания: Совет Федерации теперь формируется не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций;

· судебная реформа, главным элементом которой стало введение

с 2003 г. По всей стране суда присяжных;

· военная реформа, главным итогом которой должно стать создание профессиональной, хорошо вооружённой Российской армии.

2. Экономические реформы:

· налоговая реформа, главным содержанием которой стало введение в 2001 г. Единого 13% налога на доходы населения, снижение налога на прибыль предприятий и организаций;

· аграрная реформа, в ходе которой были одобрены законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др.

3. Усиление борьбы с терроризмом. Медленно, но минная жизнь в Чечне налаживается.

23 мая 2003 г. Референдум о новой Конституции Чеченской республики. Почти 96% избирателей высказались за широкую автономию в составе России, за мирную жизнь, восстановление экономики и законности, за чёткое разграничение полномочий центра и субъекта Федерации.

14 марта 2004 г. – повторное избрание Президентом Российской

Федерации В.В.Путина.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании

Федеральному собранию 25 апреля 2005 г. отметил основные направления, на которых надо сосредоточить усилия государства и общества:

· меры по развитию государства;

· укрепление закона и развития политической системы, повышение эффективности правосудия;

· развитие личности и гражданского общества в целом.

Задачи по реализации этих направлений

1. Преодоление бедности.

2. Увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) в 2 раза.

3. Реформа армии и перевод её на контрактную основу

4. Полная конвертация рубля.

5. Необходимость крупных национальных проектов («Здравоохранение», «Образование», «Сельское хозяйство», «Жилье»).

6. Административная реформа.

В области внешней политики В.В. Путин подтвердил исторический выбор, сделанный страной в начале 1990-х г.г. Это – интеграция в Европу и мировую экономику, участие России в глобальных процессах, в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового поражения, в разрешении региональных конфликтов.

 

Итоги политического и экономического развития России

(2000-2008 г.г.)

  С чего начинал В.В.Путин Что досталось Д.А.Медведеву
Субьекты Федерации    
Войны, миротворческие акции Боевые действия в Чечне, контингент в Косово, Абхазии, Таджикистане Миротворческие миссии в Абхазии и Южной Осетии
Золотовалютный запас 15 млрд. долл. 490,7 млрд. долл. (на 1 марта 2008 г.)
ВВП 5 трлн.350 млрд. руб. 32 трлн.988,6 млрд, руб. (за 2007 г.)
Состояние бюджета Дефицит – 57,9 млрд. руб. (1,8% ВВП) Профицит за 2007 г. – 1 трлн.782 млрд. руб. (5,5% ВВП)
Внешний долг 137 млрд. долл. 44,84 млрд. долл. (на 1 февр.)
Инфляция на год 25, 06% 11,9%
Цена нефти (средняя экспортная)   175 долл. За 1 т.   609 долл. За 1 т.
Цена газа (средняя экспортная)   85,9 долл. За 1000 куб.м.   233,7 долл. За 1000 куб.м.
Курс доллара 28,31 руб. 23,8 руб. (март 2008 г.)
Средняя пенсия 612,5 руб. 3682 руб.
Средняя заработная плата   1830 руб.   15 059 руб.
Олигархи Абрамович, Чубайс, Вяхирев, Алекперов, Березовский, Авен Дерипаска, Абрамович, Лисин, Фридман, Мордашов, Потанин, Прохоров
Богатые 4,3 % населения 7% населения
Беднейшие 29,9 % населения 14,8%
Потребление хлеба (на человека в год)   120 кг.   107,1 кг.
Потребление мяса (на человека в год)   58 кг.   60кг.
Потребление водки (на человека в год)   15 л.   12 л.

 

7 мая 2008 года – вступление в должность президента Д.А.Медведева.

5 ноября 2008 г. Д.А.Медведев в Послании Президента Федеральному собранию озвучил приоритетные задачи власти.

Расширение конституционных прав

Федерального собрания

· Установить конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной думе.

· Партии, набравшие от 5 до 7% голосов, должны получить 1 – 2 места в Думе.

· Предложения по кандидатуре губернатора делает только партия, получившая большинство в региональном парламенте.

· Отменить использование денежного залога на выборах, уменьшить количество необходимых для выдвижения подписей избирателей.

· Совет Федерации должен формироваться из лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации.

· Возможность местным депутатам контролировать и даже отстранять глав муниципалитетов.

Борьба с коррупцией

· Предоставление дополнительных сведений о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих, а также членов их семей.

· Административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

· Контроль за имущественным положением лиц с особым правовым статусом – прежде всего судей.

Ориентиры внешней политики демократической России

с начала 1990 - 2008 г.г.

 

Основные направления внешней политики

в первой половине 1990-х г.г.

1. Проблемы наследия СССР и изменение целей и возможностей России.

2. Курс на развитие партнёрских отношений со странами Запада.

3. Декларация об окончании холодной войны (1992 г.)

4. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (СНВ – 2).

5. Участие России в работе «Большой восьмёрки» и программе НАТО «Партнёрство во имя мира» (1994 г.).

 

Отношение России

к формирование однополюсного мира.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключён ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2).

Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массового поражения. Однако к концу 90-х г.г. XX в. осталась только одна сверхдержава – США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

После вывода войск из германии, СССР согласился на вхождение объединенной Германии в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия, Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония.

В начале 90-х г.г. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Югославия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Вспыхнули вооружённые конфликты между Арменией и Азербайджаном, В Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии.

Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые этнические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы становления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказали этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии – операцию «Решительная сила», начав бомбардировки этой страны. В результате сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на условиях противника – в Косово были введены миротворческие силы ООН, НАТО, России.. 17 февраля 2008 г. автономный край Косово в составе Сербии объявил о создании самопровозглашённого независимого государства.

Ещё один очаг напряжённости продолжал существовать в конце XX –

начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупированных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Возврат палестинским арабам сектора Газа не решил всех проблем. Результатом террора палестинцев и действий израильской армии является гибель множества мирных людей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской проблемы остаются безрезультатными.

Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. 2 августа 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива.

17 января – 28 февраля 1991 г. – операция «Буря в пустыне». Разгром иракской армии. Освобождение Кувейта.

2003 г. – США и Великобритания(вопреки мнению своих союзников Франции, ФРГ, Турции) под предлогом борьбы с терроризмом без разрешения ООН свергли режим Саддама Хусейна, оккупировали Ирак, считая прежний диктаторский режим угрозой мировому сообществу. Присутствие войск США и ряда других государств в Ираке продолжаются.

Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между некоторыми странами, нередки гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения.

После краха социалистической системы перед США встала новая угроза – угроза мирового терроризма. Она стала особенно очевидной после 11 сентября 2001 года, когда Всемирный торговый центр в Нью-Йорке был подвергнут террористической атаке.

В 2001 г. американские войска вторглись в Афганистан для проведения военной операции «Несокрушимая свобода». Она была направлена против фундаменталистского режима талибов и террористической сети

«Аль-Каида».

США угрожают применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран.

США, под предлогом защиты от ядерного потенциала Ирана, размещают свои с противоракетные системы (ПРО) в Польше, Чехии, ведут переговоры с другими странами Восточной Европы. Россия видит в этом угрозу своей безопасности.

Всё это стало возможным из-за монополярного мира, где господствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН.

Благодаря прямой военной, политической поддержке США, Украины стала возможной агрессия Грузии против Южной Осетии (8.08.08.г.)

Подобным положением недовольны Европейский Союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира. Совместное противостояние международному терроризму способствовало развитию отношений России с США и НАТО. Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире, подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи с Францией и Германией.

 

Задачи России на международной арене начале XXI века

1. Создание единого экономического пространства как стратегическая цель России во взаимоотношениях со странами СНГ.

1997 г. - подписание соглашения о союзе Белоруссии и России.

2. Активизация взаимоотношений и дальнейшее сближение со странами Запада.

3. Создание международной «антитеррористической коалиции».

4. Усилия по поддержанию авторитета ООН и международно-правовых норм».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? В чём причины их неудач?

2. Какие силы и партии участвуют в политической борьбе в современной России?

3. Дайте характеристику современного этапа развития России.

4. Какие события и действия властей способствовали укреплению российской государственности, развитию экономики страны на рубеже XXI века?

5. Какие задачи стоят перед современной Россией во внешней, внутренней политике, социальной сфере?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.