Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ использования МТП по основным показателям эффективности




При анализе использования МТП наиболее широко применяют следующие основные показатели эффективности [2].

Энергонасыщенность земледелия:

N га = N нΣ/ F, (1.5)

где N нΣ – суммарная мощность всех источников энергии в хозяйстве, кВт; F –общая площадь сельскохозяйственных угодий или пашни, га.

Энерговооруженность труда при общей численности работников n р.х в хозяйстве:

N чел = N нΣ/ n р.х. (1.6)

Степень механизации всех или отдельных видов работ:

τ мех = F мех/ F о, (1.7)

где F мех – объем механизированных работ, га (т, м3 и т. д.); F о – объем работы данного вида, га (т, м3 и т. д.).

Плотность механизированных работ:

ωга = Ω/ F, (1.8)

где Ω – суммарная наработка, приходящаяся на 1 га пашни, у. э. га.

Годовой объем выполненных механизированных работ (у. э. га), приходящийся на один условный эталонный трактор:

F у.тр = Ω/ n у.тр, (1.9)

где n у.тр – число условных эталонных тракторов в хозяйстве.

Коэффициент использования МТП или машин отдельных типов:

k и = n р.м.-д/ n к.д, (1.10)

где n р.м.-д – общее число отработанных машино-дней за рассматриваемый период; n к.д – число календарных машино-дней.

Коэффициент готовности МТП или машин отдельных типов

k г = n и.м-д/ n к.д, (1.11)

где n и.м-д – число машино-дней пребывания в исправном состоянии.


 

Лекция 2. ТРАНСПОРТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

2.1. Транспортный процесс

Значение транспорта в сельском хозяйстве. Производство сельскохозяйственной продукции, как растениеводческой, так и животноводческой, связано с большим объемом транспортных работ. Транспортные расходы занимают значительное место в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Эти расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 15...40%, а затраты труда 30...70 % в зависимости от природно-производственных условий и вида возделываемой сельскохозяйственной культуры. При этом на транспортных работах занято 20...25 % работников сельского хозяйства.

Основной вид транспорта в сельском хозяйстве — автомобильный, на долю которого приходится до 80 % всего объема перевозок. На долю тракторного транспорта в сельском хозяйстве приходится не более 20...27 % объема перевозок.

Грузоподъемность автомобилей колеблется в широких пределах, поэтому в зависимости от условий работы следует выбирать такой автомобиль, который наиболее полно отвечает требованиям высокой производительности и ресурсосбережения.

 

Виды транспортных средств, применяемых в сельском хозяйстве. В сельскохозяйственном производстве используют все основные виды транспорта, включая автомобильный, тракторный, гужевой, авиационный, железнодорожный, трубопроводный, канатный.

Основную часть грузов перевозят автомобильным (до 80%) и тракторным (до 20...27%) транспортом, поэтому далее более подробно будут рассмотрены эти два вида транспорта.

Гужевой транспорт используют в небольшом количестве и в основном на внутриусадебных перевозках, включая подвоз кормов на фермах, перевозку молока и др.

Авиационный транспорт используют для подкормки растений и защиты посевов от болезней и вредителей, а также как санитарную авиацию. Однако применение авиации в сельском хозяйстве резко снижено из-за высокой стоимости работ.

Железнодорожным транспортом доставляют технику, удобрения и другие материалы, а также вывозят урожай в промышленные центры.

С помощью трубопроводного транспорта перемещают на небольшие расстояния корма, молоко, отходы животных, минеральные удобрения и другие материалы.

Канатно-воздушный транспорт преимущественно используют в горных районах, где отсутствуют дороги.


 

Классификация сельскохозяйственных грузов. Сельскохозяйственные грузы насчитывают более 100 наименований и классифицируют их по физико-механическим свойствам; по степени или коэффициенту использования грузоподъемности транспортных средств; по способу погрузки и разгрузки; по срочности и периодичности перевозок; по массовости и условиям перевозок.

По физико-механическим свойствам грузы разделяют на твердые, жидкие и газообразные.

Твердые грузы, в свою очередь, подразделяют по способу погрузки и разгрузки: навалочные, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь и др.), сыпучие, или насыпные, перевозимые насыпью (зерно, песок и др.).

К жидким, или наливным, грузам относят воду, молоко, жидкие нефтепродукты, аммиачную воду и др., для перевозки которых требуются специальная тара или цистерны.

Основными газообразными грузами являются кислород, бытовой газ и другие газы, перевозимые в специальных баллонах под большим давлением.

По степени или коэффициенту использования грузоподъемности транспортных средств все сельскохозяйственные грузы делят на пять классов (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Классы сельскохозяйственных грузов

Класс груза Расчётная степень использования грузоподъемности транспортных средств
Пределы изменения Среднее значение
  1,00 1,00
  0,99...0,71 0,85
  0,70...0,51 0,60
  0,50...0,41 0,45
  0,40...0,30 0,35

 

Класс груза зависит от его плотности (т/м3), т.е. массы данного груза, содержащейся в одном кубическом метре. Чем больше плотность, тем соответственно больше степень использования грузоподъемности транспортных средств.

Плотность сельскохозяйственных грузов изменяется в широком диапазоне [от 120 кг/м3 (полова) до 1800 кг/м3 (каменный уголь)], что создает дополнительные трудности при организации перевозок.

Конкретные численные значения плотности и классов всех основных сельскохозяйственных грузов приведены в справочной литературе. Грузы с плотностью более 600 кг/м3 без упаковки примерно относятся к грузам первого класса.


 

По способу погрузки-разгрузки грузы подразделяют: на сыпучие и навалочные, которые можно перевозить без тары, а грузить и выгружать сбросом; наливные; штучные; тарные и бестарные. Основную часть сельскохозяйственных грузов (до 70 %) составляют насыпные и навалочные.

По срочности и продолжительности перевозок различают срочные грузы, перевезти которые необходимо в сжатые сроки, определяемые агротехническими сроками, и несрочные грузы, перевозить которые можно в течение более длительного периода. К первой группе относят урожай большинства сельскохозяйственных культур и скоропортящуюся продукцию животноводства, включая молоко, мясо и др. К аварийным относятся грузы, перевозимые при стихийных бедствиях (пожар, прорыв плотины и др.).

По массовости грузы делят на массовые и мелкопартионные. К массовым относят грузы, перевозимые крупными партиями в течение длительного периода (зерно, сахарная свёкла, кукуруза в початках и др.). Мелкопартионные грузы перевозят небольшими партиями, включая отвоз молока после каждого удоя.

По условиям перевозок различают обычные и скоропортящиеся грузы. Обычные грузы не требуют специальных транспортных средств. Для перевозки скоропортящихся грузов с соблюдением особых условий требуются специализированные транспортные средства (скотовозы, птицевозы и др.).

Возможна и другая классификация грузов: по опасности при погрузке, разгрузке и перевозкемалоопасные и опасные; по размерамгабаритные, крупногабаритные, негабаритные.

Классификация дорог. Различают классификацию автомобильных дорог и классификацию, используемую при нормировании тракторных транспортных работ.

Классификация автомобильных дорог. Существуют два вида классификации автомобильных дорог — государственная и техническая.

По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомственные.

Техническая классификация автомобильных дорог осуществляется по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических категорий дорог.

К дорогам местного значения относят те, по которым выполняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяйственные центры с существующей сетью автомобильных дорог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.


 

Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразделяют на три группы:

первая — обычные грунтовые дороги, сухие, в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая — гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья — разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

 

План перевозок и графики работы транспортных средств. Показатели использования транспортных средств в значительной степени зависят от качества планирования перевозок и оперативной организации работы подвижного состава. При этом различают перспективное (на несколько лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) планирование транспортных работ.

При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перевозок основных видов грузов (семян, удобрений, урожая и др.) с учетом расстояний их доставки, а также развития дорожной сети. Определяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов (табл. 2.2).

Таблица 2.2

План работы транспортных средств на 20___г.

Вид перевоз- ки Количе- ство гру- за, т Среднее расстоя- ние, км Объем транс- портной работы, т · км Распределение работы по видам транспортных средств Приме- чание
автомобиль марки_________ трактор________ прицеп________
т · км число машино- смен т · км число машино- смен
                 

 

 

Далее перспективные планы уточняют при текущем планировании транспортных работ на предстоящий год, учитывая следующие конкретные исходные данные: структуру и количество грузов; расстояние перевозки каждого вида груза; состояние дорог; календарные сроки перевозок; количество и техническое состояние транспортных и погрузочно-разгрузочных средств и т. д.

 


 

На основе указанных данных разрабатывают годовой план работы транспортных средств по прилагаемой примерной форме (табл. 2.3).

Таблица 2.3

План - график работы грузовых автомобилей на ________ месяц 20___года

Поряд- ковый номер Инвен-тарный номер ав-томобиля Государ-ственный номер ав-томобиля Марка Ф.И.О. води- теля Число месяца и предполагаемое количество груза для перевозки, т Все-го, т
           
                         

 

Оперативные планы-графики работы каждого грузового автомобиля разрабатывают примерно на месяц по прилагаемой форме.

Оперативный план каждого транспортного средства на конкретном маршруте составляют и в виде графика движения (рис. 2.1).

Рис. 2.1. График движения транспортного средства

По оси абсцисс в соответствующем масштабе откладывают время t, а по оси ординат — расстояние l г от пункта погрузки до пункта назначения. Время t п соответствует продолжительности погрузки, t г — продолжительности ездки c грузом. Далее следуют время разгрузки — t раз, время оформления документов — t оф и время движения в обратном направлении — t об. Затем цикл повторяют снова.

Таким образом, в любой i -й момент времени по оси абсцисс можно определить состояние транспортного средства. Проведя из i -й точки вертикальную линию до пересечения с графиком движения, затем горизонтальную до пересечения с осью ординат, определяют местонахождение транспортного средства, как показано стрелками. Тангенсы углов наклона tg α = l г/ t г = V г; tg β = l г/ t об = V x с учетом расстояния до пункта разгрузки l г соответствуют скоростям движения транспортного средства соответственно в прямом V г и обратном V x направлениях.

Маршруты движения транспортных средств. Маршрутом движения называют путь следования транспортного средства при перевозке груза. Различают три вида маршрутов: маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 2.2).


 

Маятниковым называют такой маршрут, при котором транспортные средства движутся по одной и той же трассе как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное движение возможно как с грузом, так и без него. Чаще в условиях сельскохозяйственного производства обратное движение происходит без груза.

Радиальным называют маршрут, при котором груз перевозят из одного пункта в другие в разных направлениях и наоборот. Первый вариант радиального маршрута используют при доставке удобрений из мест хранения на различные поля, второй — при доставке урожая с разных участков к месту хранения или обработки.

Кольцевым называют маршрут, при котором движение транспортных средств между несколькими пунктами происходит по замкнутому контуру. Такие маршруты характерны при обслуживании нескольких агрегатов одним заправщиком топлива, семян и т. д. Кольцевой комбинированный включает также элемент маятникового маршрута с обратным холостым ходом.

Рис. 2.2. Виды маршрутов:

а и б – маятниковые с обратным груженым и холостым пробегами: 1 – движение с грузом; 2 – движение без груза; в и г – радиальный собирательный и распределительный; д и е – кольцевые обычный и комбинированный

Производительность транспортных средств. Сменную W г.см (т∙км) и часовую W г (т∙км/ч) производительности транспортных средств рассчитывают по формулам

W г.см = Q г.н К г V г Т см τ г = Q г.н К г V г Т г; (2.1)

W г = W г.см / Т см = Q г.н К г V г τ г,

где Q г.н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; К г – статический коэффициент использования грузоподъемности транспортных средств [см. табл. 2.1, формулу 2.11)]; V г – скорость движения с грузом, км/ч; Т г – время движения с грузом за смену, ч; τ г – коэффициент использования времени смены для полезной работы [формула (2.16)].


Соответствующие производительности в тоннах перевезенного груза можно получить путем деления на среднее расстояние перевозки L г:

W г.т.см = W г.см / L г; (2.2)

W г.т = W г / L г.

При упрощенных оперативных расчетах значение W г.т (т/ч) с учетом формулы (2.21) можно вычислить по формуле

W г.т = (Q г.н К г)/(t г+ t x+ t п), (2.3)

где t г, t х, t п – среднее время соответственно движения с грузом, без груза, а также время погрузочно-разгрузочных операций, устранение отказов и др. за один рейс, ч.

Равенство (2.3) для удобства практических расчетов с учетом L г = L х и формул (2.14), (2.20) можно выразить также в функции φ г и V т в виде

(2.4)

где φ г – коэффициент использования пробега [формула (2.14)]; V т – средняя техническая скорость [формула (2.20)].

Производительность в тонно-километрах за один час получим умножением равенства (2.4) на расстояние перевозки L г.

Классификация погрузочно-разгрузочных средств. Показатели использования транспортных средств в значительной степени зависят от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузочно-разгрузочные средства классифицируют по мобильности (подвижности) и по принципу действия.

По мобильности погрузочно-разгрузочные средства подразделяют на стационарные, полустационарные и мобильные.

Стационарные погрузочно-разгрузочные средства закреплены на фундаменте или каким-то другим способом и в процессе работы их рамы не могут перемещаться.

Полустационарные средства типа ленточных транспортеров на зернотоках могут периодически перемещаться, для чего они снабжены неприводными ходовыми колесами.

Мобильные погрузочно-разгрузочные средства типа автокранов, экскаваторов и т. д. имеют ходовую часть с приводом от двигателя и перемещаются самостоятельно на требуемое расстояние.

По принципу действия различают погрузочно-разгрузочные средства циклического и непрерывного действия.

При циклическом принципе работы (экскаваторы, автокраны и др.) грузят и разгружают груз отдельными порциями или штуками (твердый, крупногабаритный грузы).

Погрузочно-разгрузочные средства непрерывного действия имеют непрерывно движущиеся гибкие рабочие органы типа ленточных транспортеров, перемещающие груз непрерывным потоком.


 

Рассмотренные типы погрузочно-разгрузочных средств могут быть как универсальными (для нескольких видов грузов), так и специальными (для отдельного вида груза) — зернопогрузчик, свеклопогрузчик и т. д.

 

Производительность погрузочно-разгрузочных средств. Техническая производительность всех погрузочно-разгрузочных средств циклического действия, т/ч:

W пр.ц = 3,6 Q г.ц / t ц, (2.5)

где Q г.ц – масса груза, погружаемого (разгружаемого) за один цикл, кг; t ц – продолжительность одного цикла, с.

Усредненное значение Q г.ц можно рассчитать по формуле

Q г.ц = Ωк К в ρ, (2.6)

где Ωк – вместимость рабочего органа, например ковша, м3; К в – коэффициент наполнения (использования вместимости); ρ – плотность (насыпная) груза, кт/м3.

Техническая производительность (т/ч) любых погрузочно-разгрузочных средств непрерывного действия:

W пр.н = 3,6 q п V л, (2.7)

где q п – масса груза на длине 1 м рабочего органа (транспортера), кг/м; V л – ли­нейная скорость рабочего органа (транспортера), м/с.

Численные значения q п и V л приводятся в технической характеристике каждой машины или их можно определить непосредственно в условиях работы.

Полученные зависимости позволяют обеспечить эффективную взаимосвязанную работу транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.

 

2.2. Организация перевозок

Характеристика и выбор транспортных средств. Подвижной состав автомобильного транспорта в целом подразделяют на грузовой, специальный (для негрузовых перевозок, включая санитарные автомобили, агрегаты технического обслуживания, передвижные радиостанции, ремонтные мастерские и т. д.) и пассажирский. Основное внимание далее будет уделено грузовому автомобильному транспорту.

Грузовые автомобили классифицируют на автомобили общего назначения, специализированные и специальные.

Автомобили общего назначения имеют неопрокидывающуюся платформу и предназначены для перевозки всех видов грузов, за исключением жидких без тары, при наличии соответствующих погрузочных и разгрузочных средств.


 

Специализированные автомобили приспособлены для перевозки отдельных видов грузов с соответствующей конструкцией кузова, включая самосвалы, цистерны, специальные платформы и др.

Специальные автомобили предназначены для выполнения транспортно-технологических работ с помощью установленного на них специального оборудования, включая автокраны, противопожарные машины и др.

Грузовые автомобили различают по грузоподъемности, типу кузова и двигателя, виду применяемого топлива и по проходимости.

По номинальной грузоподъёмности различают автомобили: с особо малой полезной нагрузкой — до 1т; малой грузоподъемности — 1...3; средней грузоподъемности — 3...5; большой грузоподъемности — 5...8; особо большой грузоподъемности — от 8 т и более.

По типу кузова различают автомобили: с универсальной платформой со стандартными бортами; с платформой без бортов для перевозки крупногабаритных грузов; с наращенными бортами для перевозки объемных и легковесных грузов; с дугами и тентом для защиты груза от пыли и атмосферных осадков; с кузовом-фургоном, защищающим груз от осадков и температурных воздействий; с самосвальным кузовом; с цистерной для перевозки жидких и пылевидных грузов.

По типу двигателя различают следующие виды автомобилей: карбюраторные, работающие на легком топливе (преимущественно автомобили малой и средней грузоподъемности); дизельные, работающие на тяжелом топливе с воспламенением от сжатия (в основном автомобили большой и особо большой грузоподъемности); газобаллонные, работающие на сжатом или сжиженном газе, перевозимом в баллонах; газогенераторные, работающие на газе, вырабатываемом путем газификации твердого топлива в специальном газогенераторе, установленном на автомобиле; газотурбинные, работающие на жидком топливе; электрические с питанием от аккумуляторных батарей, установленных на автомобиле; дизель-электрические с дизель-электрической установкой, питающей электродвигатели привода ведущих колес.

По проходимости все автомобили разделяют на три категории: ограниченной, повышенной и высокой проходимости.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов наиболее часто используют бортовые автомобили УАЗ-3303-01 (4×4) грузоподъемностью 800 кг, ГАЗ-53-12 (4×2) - 4500 кг, ЗИЛ-431 410 и ЗИЛ-431 510 (4×2) с грузоподъемностью 6000 кг, КамАЗ-5320 (6×4) с грузоподъемностью 8000 кг, а также автомобили-самосвалы «Урал-5552» (6×6) общей грузоподъемностью вместе с прицепом 23000 кг, КамАЗ-55102 (6×4) грузоподъемностью 7000 кг, ГАЗ-САЗ-3507 и ГАЗ-САЗ-4509 (4×2) грузоподъемностью 4000 кг, ГАЗ-САЗ-3502 и ГАЗ-САЗ-3508 с предварительным подъемом кузова и грузоподъемностью 3200 и 3800 кг соответственно, ЗИЛ-ММЗ-554М (4×2) грузоподъёмностью 5500 кг.


 

Тракторный транспорт используют преимущественно на внутриусадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорожных условиях.

На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-80(82) и другие модификации, а также Т-150К, К-701, которые заняты на этих работах более 50 % времени в году.

Гусеничные тракторы используют на транспортных работах только в условиях бездорожья и на короткие расстояния.

Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей — на одно-, двух- и трехосные.

Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соответственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б с грузоподъемностью 4000 кг и 2-ПТС-6-8526 с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.

Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемностью 9000 кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-701, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000 кг — с трактором типа К-701. Все тракторные прицепы оборудованы гидроподъемниками для разгрузки.

Расчёт потребности в транспортных средствах. Требуемое число транспортных средств данного вида для перевозки груза с общей массой Q г.Σ на расстояние L г с учетом формулы (2.4)

n т.а = (Q гΣ L г)/(D к α к W г Т д) = Q гΣ/(D к α к W г.т Т д), (2.8)

где Q гΣ – масса груза, подлежащего перевозке [формула (2.9)], т; D к – календарные сроки выполнения работы, сут; α к – коэффициент использования календарного времени (α к ≈ 0,90); W г – часовая производительность транспортных средств, т∙км/ч [формула (2.1)]; W г.т – часовая производительность в тоннах перевозимого груза, т/ч [формула (2.3), (2.4)]; Т д – продолжительность рабочего дня, ч.

Массу технологического груза для соответствующих полевых работ (внесение удобрений, посев и посадка сельскохозяйственных культур, защита растений, уборка урожая и др.) определяют по формуле

Q г.Σ = F п U, (2.9)

где F п – площадь соответствующего поля, га; U – доза внесения удобрений, или норма высева, или урожайность, т/га.

При технологическом обслуживании посевных, уборочных и других агрегатов требуемое число транспортных средств упрощенно можно вычислить из равенства (2.10). Желательно при этом, чтобы вместимость кузова транспортного средства была равной или кратной вместимости бункера соответствующего технологического агрегата.


 

Требуемое число транспортных средств при групповой работе в составе посевных, уборочно-транспортных звеньев или комплексов

n = (mWu)/ Wn, (2.10)

где m, n – число соответственно уборочных и транспортных агрегатов; Wu, Wn – соответственно их производительности, т/ч.

Показатели использования транспортных средств

Использование грузоподъемности. Статический коэффициент использования грузоподъемности:

(2.11)

где Q г. i – масса груза, перевозимая при каждом i -м рейсе, т; Q г.н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; n р – число рейсов.

Класс груза определяют по значению К г (см. табл. 2.1).

Динамический коэффициент использования грузоподъемности дополнительно учитывает также расстояние перевозки

(2.12)

где L г i –расстояние перевозкипри i -мрейсе, км.

Использование пробега. Пробеговые показатели транспортных средств оценивают средними значениями расстояния груженой ездки L г и коэффициента использования пробега φ г (для условий сельского хозяйства φ г ≈ 0,5), которые рассчитывают по формулам

(2.13)

(2.14)

где L гΣ, L хΣ – общий пробег транспортного средства соответственно с грузами и без него за рассматриваемый период.

Коэффициент использования пробега φ г является одним из важнейших показателей использования транспортных средств. Однако в условиях сельского хозяйства попутные грузы обычно отсутствуют, особенно при перевозке урожая, поэтому значение φ г не превышает 0,5, которое и принимают при практических расчетах.


Использование времени. Коэффициент использования времени смены для движения отдельным агрегатом

τ д = Т д / Т см, (2.15)

где Т д – время движения за смену; Т см – время смены.

Коэффициент использования времени смены для полезной работы

τ г = Т г / Т см, (2.16)

где Т г – время движения с грузом за смену.

Коэффициент использования времени смены τ г учитывает все виды непроизводительных потерь времени смены, включая холостой путь транспортного средства, время погрузки и разгрузки, оформления документов и технологических простоев. В зависимости от условий работы, типа транспортного средства, а также его конструктивных особенностей реальные численные значения τ г изменяются до 0,5.

Эффективность работы всего парка транспортных средств оценивают коэффициентом выпуска подвижного состава на линию:

α в = D э / (n т.п D к), (2.17)

где D э – общее число машино-дней выпуска транспортных средств на линию за определенный период; n т.п – общее число транспортных средств в парке; D к – число календарных дней за тот же период.

Уровень технической готовности парка. Оценивают его общим коэффициентом технической готовности

α т = D и / (n т.п D к), (2.18)

где D и – число машино-дней пребывания транспортных средств в исправном состоянии за рассматриваемый период.

Коэффициент технической готовности парка транспортных средств на данный момент

α т.м = n т.и / n т.п, (2.19)

где n т.и – число исправных транспортных средств в момент проверки.

Использование скорости транспортных средств. Оценивают ее средней технической V т и эксплуатационной V э скоростями, которые вычисляют по формулам

V т = (L гΣ + L хΣ) / (Т гΣ + Т хΣ), (2.20)

V э = (L гΣ + L хΣ) / (Т гΣ + Т хΣ + Т пΣ), (2.21)

где T гΣ, T хΣ, T ПΣ – общее время движения с грузом, без груза и время простоев (погрузка, разгрузка, устранение отказов и др.).

Степень использования технической скорости транспортного средства можно оценить отношением

α vт = V э / V т. (2.22)


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.