Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность. Причины и виды ее снижения




Га ш та

О I

ПРЕСТАРЕЛЫХИИНВАЛИДОВ

ЭРГОНОМИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

О S

Vg О

О)

I

M х



X

п

9£ S

а. т


ГЛАВА 8.


I

и

I


Инвалиды и пожилые люди зачастую не в состоянии свободно ориентироваться в окружающей среде без специального учета их специфических нужд и особенностей. В организме людей происходят как возрастные изменения, так и функциональные нарушения, которые связаны с врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями. В связи с этим людям становится сложно пользоваться общественным транспортом, полноценно выполнять производственные обязанности, активно участвовать в культурных и спортивных мероприятиях, пользоваться оборудованием в собственном жилище и общественных местах. Эта категория населения утрачивает возможность свободного сочетания индивидуальных интересов с общественными. Встает проблема функциональной и структурной адаптации окружения для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов и престарелых. Эргономика вносит свой вклад в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью, формирование среды, не создающей препятствий в жилом помещении, на рабочем месте, в общественных местах, учреждениях обслуживания, а также улучшение путей коммуникаций.

Учет специфических особенностей этой категории населения — важный фактор в социально-экономических мероприятиях по организации труда, планированию городской среды и жилищному строительству, а также при производстве промышленных изделий.

В контексте решения этих задач формируется одно из направлений эргономики: изучение психофизиологических возможностей и особенностей различных категорий инвалидов и пожилых людей и создание методики учета полученных данных при проектировании оборудования для общественных, административных и жилых зданий, рабочих мест, орудий труда и промышленных изделий.

В процессе производственной деятельности в системе «человек—машина—окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации — все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15—20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты — основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

• среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

• стоящая задача (нагрузка, темп работы);

• организационные факторы (стиль руководства);

• индивидуальные факторы (личностные качества).


171


Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

Понятие работоспособности — психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых

возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень

неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п.

Так, снижение трудоспособности на 50—100 % происходит у 18,8 % группы, на 30—50 % — у 3,2 %,

в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной

активности — от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить

доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни. g

и

ш

В проявлениях работоспособности выделяют: §

• общий уровень: потенциальные возможности человека; ™

• текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от

фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов. 5

о

При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают |

о. о
о

среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности — через 2—3 ч после начала смены, во 2—3 день недельного цикла.

Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность: *

о

X

1-ая группа — обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; о.

функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности д

подростков и юношей ниже показателей взрослых людей; ' g




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.