Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема образного восприятия в архитектуре




Га

Го

§.

О.

О х о

Ra m

EC

О-

О.

О о.

Ее

q

о

о о.



Рис. 126. Опознание объекта по прототипу



 


 


I


Рис. 127. Мысленный образ средовой ситуации в форме когнитивной карты, т.е. представление множества

зданий, улиц и светофоров в осмысленной последовательности. Преобразование образов в языковую

информацию. Информация представляется в виде схемы, имеющей смысл


 


I

I


Архитектурно-дизайнерская практика базируется на типологии и классификации объектов по некоторым признакам, и поэтому слово «паттерн» может быть адекватно воспринято как объект (элемент), принадлежащий классу, но имеющий самостоятельное значение.

Распознавание паттернов определяется как информацией, воздействующей на органы чувств, так и знаниями, хранящимися в памяти. Различные теоретические позиции по-разному постулировали когнитивные процессы, объясняя способность человека классифицировать зрительные паттерны. •

В повседневной жизни мы постоянно распознаем паттерны. Поэтому опознание незнакомой средовой ситуации может происходить с вовлечением хранящихся в памяти сведений о смысле знаков, устойчивых характеристиках типов среды, тем самым экономя психическую энергию человека при знакомстве с новым местом, городским фрагментом и т.п. Чем понятнее, «ярче» и более узнаваемой будет визуализация сообщений о состоянии среды, тем комфортнее и понятнее будет эта среда для человека. В теоретических исследованиях (Solso, McCarty) подходы к распознаванию зрительных паттернов классифицируются.

Гештальтпсихология. Распознавание паттернов основано на восприятии целого стимульного (воздействующего) паттерна. Отдельные части целостной конфигурации приобретают свое значение, находясь в составе целого.

Обработка информации по принципу «снизу — вверх» или «сверхувниз». Распознавание паттерна начинается с отдельных его частей («снизу—вверх»), суммирование которых ведет к опознанию всего паттерна; либо распознание всего паттерна ведет к опознанию его компонентов («сверху—вниз»).

Например, знакомство с отдельными знаковыми, символическими, функционально-технологическими структурами может дать ключ к пониманию целостного объекта, а определение этого объекта (сверху) дает представление о его характерных составляющих или признаках среды.

229


Сравнение с эталоном. Распознавание паттернов происходит при совпадении сенсорных стимулов с соответствующей им внутренней мысленной формой.

Подетальный анализ. Распознавание паттерна происходит после анализа элементарных свойств входных стимулов (аналогично обработке по принципу «сверху — вниз»).

Опознание по прототипу. Распознавание паттерна происходит при наличии совпадения воспринимаемого паттерна с абстрактным или идеальным мысленным прототипом (рис. 128).

Опознание искаженных треугольников с прототипом происходит с точностью до 87 %.

В различных контекстах мы ожидаем увидеть определенные объекты, в офисе — компьютер, на улице — фонарь, в аэропорту — исчерпывающую навигационную систему и т.д. Такое знание о мире каким-то образом и облегчает идентификацию объектов в знакомых контекстах, и мешает их идентификации в контекстах неподходящих. На восприятие объекта значительно влияют ожидания, задаваемые контекстом. Паттерны в архитектурном контексте могут рассматриваться как знаки глобального пространства, т.е. любого типа пространства с человеческими отношениями.

Одна из гипотез о том, как распознаются паттерны и формы, называется «сравнение с эталоном». Для человека таким эталоном является некоторая внутренняя структура, которая при ее сопоставлении с сенсорными стимулами позволяет опознать объект. У этой теории есть слабая сторона, т.к. следование ей означало бы необходимость формирования несметного числа эталонов, соответствующих каждой из разнообразных форм, которые мы видим и узнаем. Кроме того мы можем опознавать незнакомые формы и фигуры.

Еще один подход к проблеме извлечения информации — это подетальный анализ.

Подетальный анализ может оказаться таким этапом, через который зрительная информация должна пройти, прежде чем анализ паттерна сможет начаться на высшем уровне, т.е. осуществляется минимальный анализ его составных частей. Русский ученый Ярбус предположил, что при зрительной фиксации имеет значение цель наблюдателя. Так, при рассматривании картины (рис. 129), на которой изображена бытовая сценка из жизни, распределение точек фиксации менялось в зависимости от поставленных целей, т.е. от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация (т.е. в зависимости от цели основное внимание можно уделить характеру одежды, обстановке, сервировке стола и т.д.).

Альтернативой по сравнению с эталоном и подетальным анализом как средствами распознавания паттернов является теория формирования прототипов.


о

I о


 




Рис. 128. Четыре паттерна-прототипа и четыре искаженных паттерна-треугольника



I

s

О

X

m


Рис. 129. Записи движений глаз у испытуемого при разглядывании картины (вверху слева): траектория 1 получена, когда испытуемый рассматривал картину произвольно. Последующие траектории получены после того, как испытуемого просили оценить экономическую состоятельность изображенных людей (траектория 2); их возраст (3); предположить, что они делали перед тем, как пришел «посетитель» (4); запомнить их одежду (5); запомнить положение людей и объектов в комнате (6) и оценить, как долго «посетитель» не видел эту «семью» (7). Взято из работы Ярбуса (1967)

231




ГО

ш

I

о

 


\




Рис. 130. Планировочные инварианты среды (А); схемы планировочных инвариантов (Б) В архитектурной практике прототипы играют существенную роль как форма фиксации Jj профессиональных знаний об объектах одного класса, в которых устойчиво воспроизводите^;1 структура, функция, основные модели средового поведения, стереотипы освоения пространс^,/ являющиеся признаками этого прототипа, а кроме того достаточно устойчиво воспроизводив характер взаимосвязи элементов или соотношение признаков (рис. 130). Ш Информационные единицы, не имеющие какого-либо значащего контекста и не объединяемыми группы, будь то геометрические фигуры, буквы и т.п., трудно кодировать, но если объедини1*/I значимые структуры, то они обретают значение, поскольку их теперь легко абстрагировать rJ обычной грамматики. Одной из наиболее распространенных способностей человека, примеИ^
h i

о

I m

CD


всем чувственным формам, является, по-видимому, тенденция кодирования информации о (Г/1 на языке абстракций высокого уровня, в которые может встраиваться новая информация. By видят, но способность абстрагировать видимое в значимые паттерны в большей степени зав созданных раннее структур и знаний из прошлого опыта.

Распознавание зрительных образов человеком включает зрительный анализ на входном эта' хранение информации в долговременной памяти.

Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследов^ области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной психологии — vj\ информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных о6у< это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утвержу вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мыс/у' образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого обМ затем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация^ в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что vjj образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить oy'j сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? С (



2 а. ш о.

к а.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.