Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы № 1, 2, 3




Семинарское занятие № 6.

Семинарское занятие № 5.

Тема № 9. «Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологи­чес­кой экспертизы»

Цель: Усвоение студентами знаний о формах предварительного экологического контроля – оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе и экологическом аудите. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практи­кума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, значение в механизме охраны окружающей среды, соотношение с государственной экологической экспертизой.

2. Принципы и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

3. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

4. Понятие и виды экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.

5. Государственная экологическая экспертиза: принципы, объекты, порядок проведения. Заключение государственной экологической экспертизы.

6. Общественная экологическая экспертиза: субъекты, объекты, порядок проведения.

7. Экологический аудит: понятие, цели, принципы. Порядок проведения экологического аудита. Правовое значение аудиторского заключения.

 

Практикум: задания № 51 – 56.

Источники: (I) 1-3, 5-10, 32, 48, 51, 56, 60, 97, 107, 108; (II) – 2, 17, 22, 70; (III) – 20, 46, 47-48; (IV) – 12, 14, 40; (V) – 35.

 

Тема № 12. «Экономико-правовой механизм природо­пользования и охраны окружаю­щей среды»

Цель: Закрепление и развитие студентами знаний о формах и способах экономичес­ко­го регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практи­кума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природо­поль­зования и охраны окружающей среды.

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды.

3. Финансирование охраны окружающей среды.

4. Экологические платежи. Налог на добычу полезных ископаемых. Земельный налог. Водный налог. Арендная плата за использование лесных участков. Сборы за пользо­вание объектами животного мира. Плата за загрязнение окружающей среды.

5. Экологическое страхование.

6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и ох­ра­ны окружающей среды.

 

Практикум: задания № 28 – 30, 33 – 40, 43 – 47, 69, 84.

Источники: (I) 1-3, 5-6, 8-10, 20, 27, 36, 38-39, 43, 51, 65, 67-68, 70, 85, 95-96, 105; (II) – 2, 3-14, 26, 29, 64-65, 93-94, 98-99; (III) – 1, 2, 93-94, 96, 100, 122, 130, 145-146, 150, 154, 159-163, 181-184; (IV) – 42-45; (V) – 12, 29; (VI) – 1, 2, 25.

 

 

РАЗДЕЛ 5.

«ПРАКТИКУМ»

 

«Экологическое право: понятие, источники, правоотношения»

 

Задание № 1.

ЧтоВы понимаете под предметом регулирования экологического права?

1. Природные объекты (ресурсы), природные комплексы.

2. Общественные отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

3. Общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Задание № 2.

Какая концепция собственности на природные ресурсы закреплена в Конституции Российской Федерации?

1. Природные ресурсы – общенародное достояние.

2. Природные ресурсы могут принадлежать только государству.

3. Природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Задание № 3.

К основным принципам экологического права Российской Федерации относятся:

1. Охрана природных объектов, рациональное использование природных ресурсов.

2. Запрещение деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды.

3. Нормирование вредного воздействия на окружающую среду.

4. Платность использования природных ресурсов Российской Федерации.

5. Презумпция экологической безопасности планируемой хозяй­ственной деятельности.

6. Право каждого человека на благоприятную окружающую среду.

 

Задание № 4.

Объектами экологического права Российской Федерации являются:

1. Окружающая среда, природные объекты (ресурсы), природные комплексы.

2. Природная среда, техногенная среда, человек (его жизнь, здоровье, генофонд).

3. Отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Задание № 5.

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных поме­щений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

1. Каким должно быть разъяснение по данному вопросу?

2. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды?

Задание № 6.

В чем состоит экологическая проблема в России и мире?

1. Загрязнение окружающей среды (воздуха, почв, водных объектов, мирового океана).

2. Уничтожение человеком природной среды и её естественных экосистем.

3. Истощение запасов природных ресурсов (газа, нефти, лесов, пресной воды, почв).

4. Сокращение биологического разнообразия, изменение климата, деградация человека.

 

Задание № 7.

Прокурор Комарического района Брянской области предъявил в районный суд иск к сельхозпредприятию «Марьинский» в интересах тридцати граждан-пчеловодов.

Из материалов дела следовало, что химической авиаобработкой садов была грубо на­ру­ше­на технология, не соблюдались границы санитарно-защитных зон, опыление произ­води­лось не в утренние часы, в результате чего произошла массовая гибель пчёл.

Прокурор потребовал возместить причиненные гражданам убытки (гибель пчел и т.д.).

Независимый эксперт, ознакомившись с материалами дела, указал, что наряду с возмеще­нием убытков в иске прокурора должны быть поставлены и в ходе судебного рассмотрения реш­е­ны также вопросы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан (пчеловодов).

А­дминистрация сельхозпредприятия от выдачи документации о ядохимикатах, от подписей в протоколах и участия в отборе проб на пасеках уклонилась.

1. Какие меры могут (должны) принять суд, прокурор, граждане, в интересах которых был предъявлен иск, для обеспечения иска по существу?

2. Могут ли в данном случае быть применены нормы гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности?

3. Прав ли независимый эксперт?

 

Задание № 8.

Загрязнение окружающей среды включает в себя:

1. Химическое загрязнение воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, океана.

2. Физическое загрязнение техногенной среды (электромагнитные поля, вибрация, шум).

3. Биологическое загрязнение природной среды и человека (ГМО, токсины, вирусы и др.).

4. Радиационное заражение окружающей среды.

5. Тепловое загрязнение окружающей среды.

6. Информационное загрязнение техногенной среды и сознания человека.

 

Задание № 9.

Экологические отношения в Российской Федерации могут регулироваться… (выберите правильные ответы):

1. Конституцией Российской Федерации.

2. Экологическим кодексом Российской Федерации.

3. Федеральными законами.

4. Нормативными актами Правительства Российской Федерации и подчиненных ему ведомств.

5. Законами субъектов Российской Федерации.

6. Решениями представительных органов местного самоуправления.

7. Международно-правовыми соглашениями.

8. Гражданско-правовыми договорами (купли-продажи, аренды и т.п.).

 

Задание № 10.

Законодательное собрание области направило на заключение к эксперту проект Закона области «Об охране окружающей природной среды». В заключении эксперт указал, что принятие данного закона нецелесообразно по следующим основаниям:

– согласно ст. 72 Конституции законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Федерации и субъекта Федерации;

– исходя из смысла ч. 2 ст.76 Конституции закон субъекта Федерации по предмету совместного ведения должен приниматься в соответствии с федеральным законом;

– федеральный закон (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды») находится в стадии переработки: подготовлены несколько вариантов проектов его новой редакции;

– в этой ситуации невозможно обеспечить соответствие закона субъекта Федерации федеральному закону; следует подождать последнего в новой редакции.

1. Дайте правовую оценку позиции эксперта.

2. Дайте толкование норм ст. 76 Конституции Российской Федерации применительно к данной ситуации.

3. Составьте заключение эксперта-юриста по вопросу о соотношении федеральных законов и иных изданных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды.

 

Задание № 11.

В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны этого региона должен определяться с учетом норм, уста­нов­лен­ных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами.

Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами госу­дар­с­т­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, согласно статье первой которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии.

1. Являются ли названные договоры источниками экологического права?

2. Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.